Стадия урока | Время | Методы | Ход урока | Компьютерная поддержка |
М о т и в а ц и я Мотивация | 3 мин. | Приведение учащихся в активное «стартовое» состояние за счёт имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Развитие творческого мышления, преодоление стереотипов мышления путём решения головоломки. | Эпиграфом к нашему уроку послужат слова знаменитых русских писателей, мастеров слова Алексея Толстого и Константина Паустовского: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд». Тема урока зашифрована в словах, которые мы только что прочитали. Для того чтобы разгадать нужный код найдите в предложениях союзы. Теперь назовите указательные местоимения, которые встретились во втором тексте. Таким образом, сегодня на уроке мы будем закреплять умение обнаруживать союзы, учиться отличать их от местоимений и наречий с частицами, и, наконец, раскроем тайны правописания ошибкоопасных союзов. А чтобы союз стал нашим хорошим знакомым и при выполнении контрольной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы расскажем о нем все без утайки и докажем, что и маленькая часть речи заслуживает нашего внимания. Итак, тема нашего урока: «Правописание союзов». | Слайд № 1 (Эпиграф) Слайд № 2 (Эпиграф) Слайд № 3 (Тема урока) |
О с м ы с л е н и е Мотивация | 5 мин. 4 мин. | INSERT: (Метод инсерта в рамках технологии критического мышления) ( V ) – это я знал; (-)противоречит моим представлениям, вызывает сомнение; (+) новая информация; (?) непонятно, возник вопрос. Индивидуальная работа с текстом Работа у доски . (3 чел.) | Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете пометки методом инсерта, после окончания чтения текста вы заполните маркировочную таблицу. Работа в парах. Фронтальный опрос: Что вы знаете о союзе, как части речи? Каково основное назначение союза в языке? Какие союзы являются самыми древними? Приведите примеры. Вызывает ли затруднение написание этих союзов? Когда в языке стали появляться составные союзы? В чём заключается особенность их написания? Приведите примеры. Какие союзы мы называем производными? Какая орфографическая проблема назрела в языке с появлением производных союзов? Работа по закреплению уже известной информации: Запишите под диктовку текст. Найдите предложения, в которых есть союзы. Определите общее грамматическое значение союзов и их разряды. Расставьте знаки препинания. Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор союза, местоимения, наречия. Самопроверка. (На экране появляются правильные ответы.) | Слайд № 4 (Текст № 1) Слайд № 5 (Задания к тексту № 2) Слайд № 6 (Текст № 2) |
А н а л и з и н ф о р м а ц и и Мотивация | 2 мин. 3 мин. 5 мин. | Подготовка к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведённого анализа информации. Развитие аналитического мышления, познавательных умений, развитие умений учебного труда. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (нахождение собственного варианта и обоснование решения) | Работа с новой и непонятной информацией: Учитель: Обратимся теперь к III и IV колонкам маркировочной таблицы, в которых вы отметили не только новую, но и непонятную информацию. Она связана с правописанием союзов. Трудность в написании некоторых союзов состоит в том, что оно омонимичны сочетаниям местоимений и наречий с частицами . Это союзы также, тоже, зато, что бы, оттого (что), потому (что). Поэтому в языке существует проблема разграничения омонимичных частей речи. Сейчас мы и попытаемся её решить. Как же можно сформулировать учебную задачу нашего урока? Ученики: Найти отличия между производными союзами и сходно звучащими сочетаниями слов, уметь применять правило правописания производных союзов. Учитель: Конечно, можно открыть учебник и эту информацию найти там. Но я знаю, вам больше нравиться самим доходить до сути того или иного языкового явления. Поэтому поработайте, решая эту учебную задачу. Материалом для наблюдений для вас послужит таблица из учебника «Русская филология», рассмотрите её и попытайтесь определить, как отличить союз от созвучных слов других частей речи. Учитель: Теперь на основе этих рассуждений и таблицы составим самоинструкцию: Каким стилем речи мы воспользуемся для составления текста самоинструкции? Какова речевая задача этого стиля? Его основные стилевые черты? Характерные языковые черты? Поработайте в группах. Создайте схемы-опоры. Запишите получившуюся инструкцию. | Слайд № 7 (Таблица «Правописание союзов») |
П р и о б р е т е н и н а в ы к о в Мотивация | 7 мин. 6 мин. | Развитие внимания, памяти. Опознание и объяснение языковых явлений. Обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи. Развитие и совершенствование чувства языка, умения понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. | Первичное закрепление новой темы: Прочитайте текст № 3. Найдите в тексте предложения с производными союзами. Примените самоинструкцию. Объясните правописание союзов. Проверьте свою память: сколько фактов из прочитанного вы можете вспомнить, не заглядывая в текст? Запишите эти факты так, как запомнили. Употребите в своём тексте для связи предложений производные союзы. Прочитайте получившийся текст. Определите его тип речи. Скажите на какой вопрос обычно отвечает и что обозначает «данное» и «новое» в повествовании? Самостоятельная проверочная работа. Не все знают, что в свободное от писательства время классики имели множество увлечений. Пушкин изучал астрономию, философию, разбирался в теории вероятностей. Крылов то(же) увлекался математикой и мог в уме производить сложные математические подсчёты. Тургенев любил играть в шахматы. То(же) самое увлечение разделял и Толстой. Так(же) он любил географические карты. Спорт так(же) входил в список увлечений русских писателей. Что(бы) находиться в прекрасной физической форме в 65 лет Л.Н.Толстой научился ездить на велосипеде. Пушкин, Лермонтов, Чехов любили гимнастику, по(этому) тренировали не только свои мысли и чувства, но и тело.Зная о том, сколь разнообразными были увлечения классиков, каждый теперь сможет сказать о великих, что ничто человеческое не было им чуждо. | Слайд № 8 (Само- инструкция) Слайд № 9 (Задания к тексту № 9) |