Тема. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.
Планируемые результаты:
Предметные: владение элементами анализа поэтического текста; умения выразительно читать стихотворения, объяснять значения диалектных и устаревших слов.
Метапредметные: адекватное оценивание своих достижений, принятие и сохранение учебной задачи, планирование необходимых действий, операций, действий по плану; умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Тип урока: урок усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник, портрет писателя, иллюстрации.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
( Выразительное чтение отрывка « Есть женщины в русских селеньях…» наизусть.)
Работа по теме урока.
Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
Учитель. Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?
Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».
Словарная работа
( Работа по вопросам и заданиям рубрики «Обогащаем свою речь» (с.187). Пояснение значений слов, которые не вошли в сноски к стихотворению, и некоторых выражений.)
Нега, наипаче, тетеря, рига, дали стречка. ( Поур. раз. – с.312)
Анализ стихотворения «Крестьянские дети».
Беседа по стихотворению «Крестьянские дети»
( В основе – вопросы и задания 1-5,8 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.186). )
Дополнительные вопросы и комментарии.
К вопросу 1. В стихотворении Н.А.Некрасова главные действующие лица – крестьянские дети, а рассказчик – дворянин. Барин, писатель и охотник.
К вопросу 2. Ребятишки, обсуждая внешность охотника, сделали вывод, что незнакомец – охотник, простого, не «барского» происхождения. Следовательно, Н.А.Некрасов показывает смекалку и сообразительность крестьянских детей.
– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)
– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
– Чем закончилось неожиданное представление?
– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?
В чем особенности речи крестьянских детей?
Найдите в речи детей просторечия? ( Ноги-то длинные, словно как жерди, вона, гляди-тко…)
Работа с иллюстрациями
( В основе – вопросы и задания рубрики «Литература и изобразительно искусство» (с.187). )
Работа в группах.
Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы будет индивидуальное задание.
Задания для 1 и 2 группы: составить план стихотворения «Крестьянские дети», попытаться выявить особенности композиции этого стихотворения.
3 группа: найти строки, в которых говорится о крестьянском труде и об отношении детей к труду, а также объяснить значение указанных слов.
Закрепление изученного.
Что сближает сцену в сарае с театральным действием? (Поэт пользуется драматургическим приемом – диалог. Поур. раз. – с.314)
Сколько крестьянских ребятишек участвует в сцене у сарая? ( Автор насчитал 9 ребятишек)
Каково отношение автора к крестьянским детям? (Доброжелательное, внимательное, сочувственное. )
Подведение итогов урока.
Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?
Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
Удалось ли поэту это?
Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?
Удалось ли нам ее достичь?
Рефлексия.
сегодня на уроке я узнал …
мне было интересно узнать…
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.