СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети".

Просмотр содержимого документа
««Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.»

Тема. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

Планируемые результаты:

Предметные: владение элементами анализа поэтического текста; умения выразительно читать стихотворения, объяснять значения диалектных и устаревших слов.

Метапредметные: адекватное оценивание своих достижений, принятие и сохранение учебной задачи, планирование необходимых действий, операций, действий по плану; умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, портрет писателя, иллюстрации.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

( Выразительное чтение отрывка « Есть женщины в русских селеньях…» наизусть.)

  1. Работа по теме урока.

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Учитель. Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

  1. Словарная работа

( Работа по вопросам и заданиям рубрики «Обогащаем свою речь» (с.187). Пояснение значений слов, которые не вошли в сноски к стихотворению, и некоторых выражений.)


Нега, наипаче, тетеря, рига, дали стречка. ( Поур. раз. – с.312)


  1. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».


  1. Беседа по стихотворению «Крестьянские дети»

( В основе – вопросы и задания 1-5,8 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.186). )

Дополнительные вопросы и комментарии.

К вопросу 1. В стихотворении Н.А.Некрасова главные действующие лица – крестьянские дети, а рассказчик – дворянин. Барин, писатель и охотник.

К вопросу 2. Ребятишки, обсуждая внешность охотника, сделали вывод, что незнакомец – охотник, простого, не «барского» происхождения. Следовательно, Н.А.Некрасов показывает смекалку и сообразительность крестьянских детей.


– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни  (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

– Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

В чем особенности речи крестьянских детей?

Найдите в речи детей просторечия? ( Ноги-то длинные, словно как жерди, вона, гляди-тко…)

  1. Работа с иллюстрациями

( В основе – вопросы и задания рубрики «Литература и изобразительно искусство» (с.187). )

  1. Работа в группах.

Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы будет индивидуальное задание.

Задания для 1 и 2 группы: составить план стихотворения «Крестьянские дети», попытаться выявить особенности композиции этого стихотворения.

3 группа: найти строки, в которых говорится о крестьянском труде и об отношении детей к труду, а также объяснить значение указанных слов.


  1. Закрепление изученного.

Что сближает сцену в сарае с театральным действием? (Поэт пользуется драматургическим приемом – диалог. Поур. раз. – с.314)

Сколько крестьянских ребятишек участвует в сцене у сарая? ( Автор насчитал 9 ребятишек)

Каково отношение автора к крестьянским детям? (Доброжелательное, внимательное, сочувственное. )

  1. Подведение итогов урока.

Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?

Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

Удалось ли поэту это?

Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

Удалось ли нам ее достичь?

  1. Рефлексия.

сегодня на уроке я узнал …

мне было интересно узнать…


  1. Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!