Критериальное
оценивание
Автор: Двоеглазова И.С.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой несколько правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
Правило 1. Что оцениваем?
Правило 2. Кто оценивает?
Правило 3. Сколько ставить отметок?
Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?
Правило 5. Когда ставить оценки?
Правило 6. По каким критериям оценивать?
Принципы формирующего оценивания:
- активное участие учащихся;
- вариативность методик в зависимости от
изменения результатов обучения учащихся;
- улучшение собственных результатов
учащимися.
Разработка критериев
(работа в группах)
1 группа: краткий пересказ. 2 группа: чтение художественного текста. 3 группа: характеристика героя.
4 группа: чтение наизусть стихотворения.
Критерии краткого пересказа:
- Громкость.
- Последовательность.
- Выразительность.
- Темп.
Краткий пересказ сказки П.Бажова «Серебряное копытце»:
Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка работал, а девочка по хозяйству хлопотала.
Однажды дедушка взял с собой девочку и кошку на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.
Критерии чтения
художественного текста
- Чтение целыми словами.
- Соблюдение знаков препинания, пауз, ударений.
- Чтение без ошибок.
- Выразительное чтение.
Критерии характеристики героя:
- Название произведения, имя героя.
- Описание внешности героя.
- Характер героя, оценка его действий и поступков.
- Использование цитат или слов из текста.
- Отношение автора к герою и свое мнение.
Примерная характеристика главного героя:
«Серебряное копытце», Дарёнка.
Шестилетняя сирота, «носишко пуговкой», маленькая.
Девочка весёлая, смелая, ласковая, рассудительная.
Любопытная - хочет увидеть волшебного козла.
Трудолюбивая, умелая и заботливая - «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила».
Даренка любит животных, неравнодушная - пожалела и пригрела бездомную кошку.
Критерии чтения наизусть
стихотворения:
- Называние автора, заголовка.
- Точность.
- Громкость.
- Темп.
- Интонация.
Выразительное чтение стихотворения:
Александр Сергеевич Пушкин
«Няне»
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…
ОПРОС
1. Цель формирующего оценивания:
А) улучшать качество учения
Б) сравнение достижений учащихся
В) определение уровня сформированности знаний при завершении изучения темы
2. Критериальное оценивание - это..
А) целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающихся
Б) констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта
В) процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся
3. Выберите основные принципы формирующего критериального оценивания:
Наглядность, центрированность на учащемся; индивидуализация, направляемость, учителем; многогранность, целенаправленность, результативность, снижение тревожности, непрерывность.
Обратная связь –
итоговый опрос.
4. Что формирующее критериальное оценивание позволяет учителям – выберите нужное:
- Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
- Получать доказательства уровня обученности ребенка;
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
- Улучшить качество преподавания;
- Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
- Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы;
- Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;
- Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
5. Какие техники и методики формирующего оценивания применяете в своей практике?
Продолжите предложение.
Критериальное оценивание позволяет учителям:
- Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
- Иметь информацию для анализа и планирования своей деятельности;
- Улучшить качество преподавания;
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.
Критериальное оценивание позволяет учащимся:
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
- Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.