Роль учителя в таком оценивании существенно меняется:
он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации-
оценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать,
писать, слушать.
Для учителя критериальное оценивание – это:
1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик
(такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов
обучения конкретного ученика, конкретного класса);
3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого
высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать
следующим требованиям.
1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые
осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения
ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация
передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали
одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без
запинок») и т. п.
2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, он
сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Например, «детские» критерии оценки могут
выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и т. д.
Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения
одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п.
Например, после
работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь
на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения.
Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого
из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и
составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог
каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с
которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку,
если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий
правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не
было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в
тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка
сообщения по таким критериям:
1) На все ли вопросы удалось ответить?
2) Вся ли информация передана верно?
3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?
Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно
обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на
уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы
помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса.
Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе,
чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская
задача.
4. Критерии должны изменяться.
Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например
«говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки;
появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный
момент. Слишком общие критерии конкретизируются.
5. Критические замечания должны высказываться в форме совета.
Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение
устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в
группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а
критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме.
Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания.
Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать
ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними
справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах.
Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три
структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не
получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное
оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала
интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про
музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике
отметь предложения, которые описывают картинку».
Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а
затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным
оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради
оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»).
Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,
«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после
его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на
уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам
обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для
оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать
шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например,
на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность»,
«уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает
выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае
необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.
Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и
при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого
урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и
умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой
для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к
собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно,
слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про
город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что
делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в
классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка,
которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших
трудностей.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является
представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.
Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление
его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании
подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной
доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и
представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего
выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение
содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и
настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного
выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе
«Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих
программах по классам и в учебных пособиях.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий также
целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им.
Это могут быть такие критерии:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний
из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность
выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено
письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед
классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы
одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного
задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к
выставлению баллов:
2 балла высокий уровень
1 балл средний уровень
0 баллов низкий уровень
Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение
проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку
педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.