Критерии эффективности воспитания
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.
Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.
Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.
Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
Реализация Программы воспитания.
Взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество — критерий I.
Развитие качеств личности — критерий II.
Коллективное планирование, проведение дел и оценка — критерий III.
Формирование ведущих качеств личности. Диагностика — критерий IV.
Выполнение целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.) — критерий V.
Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона — критерий VI.
Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единство воспитания и диагностики — критерий VII.
Деятельность воспитательных центров.
Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортное состояние — критерий I.
Развитие специальных способностей. Диагностика продвижения в развитии — критерий II.
Эффективность РВО. Дифференциация и индивидуализация интересов — критерий III.
Разнообразие и уровень деятельности: музыкально-эстетического, театрального искусства, изобразительного искусства, прикладного творчества, экологического центра, читательского центра— критерий IV.
Развитие интереса и способностей. Элементы будущей профессии. Отношение к труду — критерий V.
Привлечение специалистов. Экологическая деятельность, школьное лесничество. Возрождение забытых народных промыслов — критерий VI.
Взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Охват детей. Вовлечение "трудных" — критерий VII.
Воспитательная работа в классе.
Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости — критерий I.
Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активности ребят (поручения) — критерий II.
Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса. Творческая деятельность каждого - критерий III.
Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление — критерий IV.
Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству — критерий V.
Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей среды — критерий VI.
Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности — критерий VII.
Воспитательная работа с родителями.
Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь — критерий I.
Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт дома — критерий II.
Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) — критерий III.
Выполнение школьных социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье". Территориальные воспитательные микросистемы — критерий IV.
Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с городским центром профориентации — критерий V.
Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность — критерий VI.
Анализ родительских собраний — критерий VII.
Воспитание в школе.
Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений — критерий I.
Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развития воспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В + Р — критерий II.
Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет параллелей — критерий III.
Содержание воспитательных периодов: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Достижения и уровни. "Мажор" — критерий IV.
Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работа факультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентации — критерий V.
Создание социально-педагогического центра. ГИД, опека, организация каникул. Компенсационная работа. Забота о здоровье — критерий VI.
Система тематических КТД — критерий VII.
Возрождение народных традиций.
Опора на народную педагогику — критерий I.
Укрепление семейных традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности) — критерий II.
Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники, ярмарки — критерий III.
Праздник урожая, "Святки", "Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник березки — критерий IV.
Благотворительная деятельность. Участие в бытовом или производительном труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.
Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи — критерий VI.
Объединение сезонных народных праздников в систему — критерий VII.
Воспитание на уроке.
Анализ урока с позиций личностного подхода — критерий I.
Анализ воспитательных аспектов урока — критерий II.
Коллективные и групповые способы работы — критерий III.
Воспитание мировоззрения, духовной культуры. "Педагогика радости" — критерий IV.
Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия в УПК — критерий V.
Использование научного потенциала для адекватного преобразования среды — критерий VI.
Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательных задач — критерий VII.