5. Направление «Я и моя семья»: семейное воспитание Цель: Адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере «Я и моя семья». Задачи: Формирование чувства дома и ответственности перед родителями и родными. Формирование у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Формирование положительного отношения к семейным традициям. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель» Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания. Овладение опытом самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности. Знакомство с основами культуры супружеских отношений. Ценности: семья; уважение родителей; забота и помощь; забота о младших и старших; семейные традиции; честность; родительский дом; генеалогическое древо; статус в семье; любовь и верность. Содержание деятельности. | Форма работы с учащимися. | Сроки. | Ответственные. | Проблемы личной жизни. Когда начинается личная жизнь? Право на личные тайны. Формирование хозяйственно-экономических знаний. Обязанности членов семьи. Культура быта. Бюджет семьи. Бережливость и щедрость. Труд – основа семейного благосостояния. | Конкурс ученических проектов «Наша история в семейном альбоме». | 1 класс | Родители; кл. руководитель; | Конкурс мини- сочинений « Мама - самый дорогой человек». | 2 класс | Группа «Художники»; родительский комитет. | Конкурс «Палитра осени» | Ежегодно, сентябрь | Кл. руководитель; родители; старшая вожатая | КТД «День Матери». | Ежегодно, ноябрь | Группа «Затейники», «Художники»; род.комитет; старшая вожатая | Конкурс открыток «Поздравь любимую маму» | Ежегодно, ноябрь, март | Кл.руководитель | Проект «Генеалогическое древо» | 2 класс | Кл.руководитель; родители; группа «Знайки» | Семейные посиделки «Хорошо, когда мы вместе» | 1 класс | Родительский комитет | Классный час «Семейные ценности» | 2 класс; | Классный руководитель. | Фотовыставка «История моей семьи в фотографиях» | Ноябрь: 2 класс | Родители; кл. руководитель; группа «Художники» | Семейный праздник «Здравствуй, лето!» | Ежегодно | Кл.руководитель; родительский комитет; группа «Затейники», «Художники» | | Игровая программа «Как трудно быть мамами» | Ежегодно | Кл.руководитель; «Затейники»; род. комитет | | Фотовыставки «Увлечения моей семьи» | 3, 4 класс | Родители; группа «Художники» | Ожидаемые результаты деятельности. | сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье; учащиеся признают семью как самоценность; учащиеся понимают социальную значимость ролей супругов и родителей; учащиеся имеют навыки этической, педагогической, правовой и физиолого – гигиенической культуры. учащиеся готовы помочь старшим в работе по дому. сформировано понятие важности бережного отношения к родным, близким. учащиеся знакомы с традициями семьи и бережно относятся к ним. | Родительский комитет класса Родительский комитет | ФИО | Адрес | Телефон | Председатель родительского комитета | Аброськина А.А | ул. Гагарина, д. 11»а», кв. 69 | 89121267888 | Члены родительского комитета | Фроленкова Т.Н. | ул.Русанова д.43 кв. 10 | 32556 | Батманова А.В. | ул. Русанова, д. 43, кв. 99 | 89091210619 | Юдинцева Ю.В. | Пер. д.Каликовой, д. 41 | 30662 | Казначей класса | Филиппова Н.Г. | ул. Русанова, д. 43 кв.10 | 3-53-63 | Темы родительских собраний. Класс | Тема | 1 | Я пришёл учиться в школу. Адаптация первоклассников. Психофизическое, психическое и социальное развитие младшего школьника. О ценности игрового и речевого общения в семье. Основы формирования у ребёнка здорового образа жизни. Необходимость семейных традиций в жизни ребёнка. | 2 | На повестке дня – свободное время школьников. Необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному развитию. Воспитание толерантного отношения ребёнка к окружающим. Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. | 3 | Стиль семейного воспитания, его влияние на формирование жизненной позиции ребёнка. Диалог в семейном общении. Воспитание самостоятельности, волевых качеств ребёнка. Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение. Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте. | 4 | Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей. Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребёнка. Проблемы преемственности обучения в младшей и средней школе (по итогам тестирования). |
Работа с родителями Семья является ведущим фактором благополучного развития личности, от которой во многом зависит дальнейшая судьба человека. Это место его рождения и становления, где закладываются представления о добре и зле, семейных ценностях, порядочности, формировании ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих .Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы взаимодействия с семьей. Формы познавательной деятельности: Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов; благоустройство и озеленение классного кабинета и школьного двора; создание классной библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» Формы досуга: Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания. Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, это не дает повода отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Работа с родителями включает в себя: Проведение классных родительских собраний не реже одного раза в четверть. Индивидуальные беседы и консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания. Анкетирование родителей. Вовлечение родителей в совместную деятельность. Ведение финансовой отчётности. Профилактическая работа с семьёй. Благоустройство классного кабинета силами родителей. Организация классных праздников и мероприятий. Участие родителей в жизни школы, посещение общешкольных родительских собраний. Информирование родителей по вопросам обучения и воспитания Мероприятия по совместной работе родителей, детей и школы Направления | Формы работы | сроки | Работа учителей с родителями | Тематические общешкольные и классные родительские собрания Родительский всеобуч Составление социального паспорта семей Индивидуальные беседы и консультации | 1 раз в четверть 1-2 раза в год 1 раз в год
постоянно | 2. Совместная деятельность родителей и детей | Творческие отчеты детей по предметам и воспитательной работе Дни открытых уроков Праздники знаний Совместное творчество Выпуск предметных газет и газет к праздникам | постоянно
1-2 раза в год
постоянно | 3. Совместная трудовая деятельность на благо семьи и школы | Оформление кабинетов Благоустройство и озеленение классного кабинета Выставки изделий с уроков технологий и презентация умения, навыков учащихся приобретенных в школе. | постоянно | 4.Организация совместной досуговой деятельности | Организация совместных праздников Семейные конкурсы Соревнования между детьми и родителями Чайные церемонии | постоянно | 5. Работа семьи и школы по защите прав детей | Охрана прав детей Социальная, нравственная, физическая и психологическая адаптация детей Профилактическая работа с семьями и учащимися | постоянно | Совместная работа с педагогом-психологом школы мероприятия | сроки | Диагностические методики по адаптации первоклассников | Сентябрь – ноябрь, 1 класс | Индивидуальные консультации учащихся и их родителей по итогам тестирования | В течение года | Консультирование, диагностика детей по запросам родителей. | Октябрь, май | Проведение диагностики ЦТО, эмоционального состояния детей | Ежегодно; декабрь | Коррекционно-развивающие занятия (по рекомендации ПМПК) | Ежегодно; октябрь - апрель, 1 раз в неделю | Заседание ПМПК | Ежегодно: 1 раз в месяц | Родительский всеобуч «Трудности адаптации», «Куда обратиться за помощью, если есть проблемы» | Сентябрь, март, 1 класс | Просмотр детей на ПМПК, составление характеристик | Ежегодно, декабрь – февраль | Тестирование детей по окончании 4 класса | Апрель – май, 4 класс | Профилактика агрессивного поведения. «Что такое школьная дружба? Дружба да братство — дороже богатства». Беседа с элементами тренинга. | Декабрь, 1 класс | Методическое объединение классных руководителей -ШМО. Индивидуальная работа с детьми, имеющими нестабильный эмоциональный фон. | Январь. 1-4 классы | ШМО учителей начальных классов. Коррекционная работа в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС (инклюзивное образование). | Сентябрь, 1-4 классы | Профилактика агрессивного поведения. Беседа с элементами тренинга. «Кто себя уважает, тот слабого не обижает. Руки для труда, а драка беда». | Сентябрь, 2 класс | |
6. Направление «Я и моё Я»: эстетическое воспитание. Цель: Создание условий для пробуждения мысли детей, предоставление детям возможности производить выбор своего Я. Задачи: Формирование активной жизненной позиции. Создание комфортности в коллективе. Вовлечение детей в коллективную деятельность. Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения, общения и культуры досуга. Развитие творческих способностей и организаторских навыков школьников. Формирование умения адекватно выражать своё «Я». Формирование адекватной самооценки и самоуважения. Обогащение жизненного опыта общения с людьми. Профилактика асоциального поведения. Ценности: честность; забота и помощь; творчество; духовный мир человека; самовыражение в творчестве; самооценка; достоинство; честь; мораль; взаимопомощь; милосердие; красота и гармония; эстетическое развитие. Содержание деятельности. Форма работы с учащ мися. Сроки. Ответственные. В мире добра и зла. Плохой, злой поступок. Красота в жизни человека. Красота человеческой души. Человек среди людей. Потребность человека быть среди людей. Радость от взаимоотношений. Общение со сверстниками. Правила вежливого общения. Культура речи. Конфликты между людьми. Общение в семье. Человек в поисках друзей. Портрет идеального друга. Индивидуальность человека. Диагностическая беседа «Добро и зло» 2 класс Кл.руководитель Акция «Школа добрых дел». Ежегодно, апрель Кл.руководитель, группа «Трудовички», «Художники» Беседа «Я среди других» 1 класс, сентябрь Кл.руководитель Акция «Мир твоих увлечений: запись в кружки и спортивные секции» Ежегодно Кл.руководитель Дискуссия «Я познаю себя» 1 класс Кл.руководитель Клубные часы. Ежеквартально Кл.руководитель, группа «Затейники», родители Празднично-игровая программа «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!» Ежегодно Род. Комитет, группа «Затейники» Диагностики: «10 моих Я», «Урок физкультуры», «Самооценка», «Краски», «Пьедестал», «Настроение», «Самореклама», «Ассоциации», «Что у меня на сердце» Ежегодно. Кл.руководитель Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно» 3 класс, апрель Кл.руководитель Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» 3-4 класс, декабрь, май Кл.руководитель, командир класса Рейд «Мой внешний вид – лицо школы» Ежегодно Старшая вожатая, совет старшеклассников Беседа «Кто Я? Какой Я?» 4 класс, апрель Кл.руководитель Ожидаемые результаты деятельности: Выпускник: владеет основами коммуникативной культуры; понимает сущность нравственных качеств, черт характера окружающих людей, проявляет в отношениях с ними такие же качества; занимает активную жизненную позицию; осознаёт роль коллектива и себя как его часть. Владеет навыками самообслуживания и самодисциплины. Умеет найти себя в творчестве. Отсутствие правонарушений. Работа с профилактическими службами города (социум). Профилактическая служба | Мероприятие | Сроки | ГИБДД ОВД | Беседы с приглашением инспектора | 1 - 4 классы, сентябрь, май | Беседы на родительских собраниях | 1 – 4 классы, сентябрь, май | ГУ РК «СРЦдН Лысва» | Классные часы с приглашением специалиста – психолога центра | 4 класс, 4 четверть | Приглашение психолога на родительские собрания | 1, 4 классы, октябрь, май | Транспортная полиция | Беседа с приглашением инспектора | 2 класс, апрель | ГИМС МЧС (инспекция по маломерным судам) | Классные часы с приглашением работников службы | 4 классы, март | Детская поликлиника № 1 | Беседа с приглашением медсестры «Правильная осанка», Отчего ухудшается зрение?» | 1, 4 класс, ноябрь | Профилактическая деятельность. Работа с трудными – пробный камень, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива В.Мясищев В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения (девиации) проявляются в: школьной неуспеваемости детей; отсутствие интереса к учению, труду, организованному досугу; недисциплинированности; невыполнении общественных норм поведения; конфликтности, высокой тревожности; наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости; гиперактивности; немотивированной агрессии, жестокости. Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении. Задачи: Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис. Формировать адекватную самооценку. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода К трудным детям предлагается применять оптимально личностный подход. Это гуманные мотивы доброты и мягкости, уважение. Основными направлениями в этой области являются: изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка; установление межличностных контактов с каждым ребёнком; создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика; помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций); оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами; взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося; учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха. Отслеживание личностного роста учащегося. С целью отслеживания динамики индивидуального роста каждого ученика, выявления развития его индивидуальных творческих способностей, согласно рекомендациям ФГОС НОО, ведётся ПОРТФОЛИО на каждого ребенка классного коллектива. Девизом работы с ним является фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной или воспитательной деятельности, творческой работе. Портфолио — это маршруты развития личности.
Один из принципов портфолио «Все учащиеся — звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка, выбирает свой, путь полёта: у одних он длинный, у других... Главное — это хотеть сиять»! 7. Направление «Я и моё Здоровье»: формирование ценностного отношения к здоровью. Цель: Создание условий для формирования мотивации здорового образа жизни, укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся. Задачи: Формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является общественным долгом. Содействие приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта. Пропаганда здорового образа жизни Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных условиях. Расширение и активизация спортивной жизни школы. Ценности: здоровье физическое, стремление к ЗОЖ, здоровье нравственное, гигиена, гармония души и тела, здоровье социальное и психологическое. Содержание деятельности. Форма работы с учащимися. Сроки. Ответственные. Правила пешеходов. Что такое ГИБДД? Дорожные происшествия. Жизнь и здоровье человека. Умение ценить жизнь свою и окружающих. Здоровый образ жизни. Профилактика заболеваний. Вредные привычки. Встреча-беседа с медработником школы «Твоё здоровье». Ежегодно Кл.руководитель Система создания комфортной среды: организация питания, составление рационального расписания Ежегодно Кл.руководитель, завуч по УВР Общероссийская акция «Внимание, дети!». Ежегодно, сентябрь Кл.руководитель, группа «Затейники», старшая вожатая Встреча с инспектором ГИБДД. 1-4 классы сентябрь Кл.руководитель, зам. Директора по ВР Уроки доктора Пилюлькина. 1 класс, ежемесячно Группа «Чистюльки», кл. руководитель, Фельдшер школы День Здоровья. Ежегодно, май Группа «Спортивчики», кл. руководитель, учитель физкультуры Конкурс рисунков и фотографий о ЗОЖ 1, 4 класс, апрель Родительский комитет класса, кл. руководитель, группа «Художники» Оформление стенда «Знай ПДД» 1 класс Род.комитет, кл. руководитель, группа «Художники» Рейд «Кислород» Ежемесячно Медицинская служба класса Лыжная прогулка «Все на лыжи» 2 -4 класс, февраль, март Род.комитет, кл. руководитель, группа «Спортивчики» Составление коллажа по теме «Наше здоровье» 3 класс, октябрь Род.комитет, кл. руководитель, «Художники» Оформление уголка по ПДД Ежегодно Кл.руководитель, «Художники , «Спортивчики» Кл.час «Здоровые дети в здоровой семье» 3 класс, 1 сентября Кл.руководитель Викторина по ПДД, ППБ Ежегодно Кл.руководитель, «Затейники», «Знайки» Конкурс рисунков «Мы против вредных привычек» Ежегодно Кл.руководитель, «Художники» Беседы по сохранению здоровья Ежегодно Кл.руководитель, фельдшер школы Беседа «Правила безопасного поведения во время ледохода» Ежегодно, апрель Кл.руководитель, инспектор ГИМС МЧС, завуч по ВР Выпуск листовок с рекламой видов спорта «Мы за ЗОЖ!» Ежегодно, октябрь Группа «Художники» Ожидаемые результаты деятельности. Выпускник владеет: высоким уровнем самосознания, самодисциплины, понимания ценности человеческой жизни; понимает сущность ЗОЖ; занимает активную жизненную позицию; осознаёт, забота о своём здоровье является общественным долгом. двигательными навыками и умениями. необходимым минимумом знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта. Умением действовать в нестандартных ситуациях. Знаниями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы на здоровье человека.
8. Направление «Я и моя учёба»: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Цель: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Задачи: Формирование культуры информационного взаимодействия с окружающим миром. Развитие познавательных интересов и творческих возможностей детей. Воспитание чувства гордости за школьное сообщество. Создание условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. Формирование умения самостоятельно получать знания, используя различные технические средства. Повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей. Формирование первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. Воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Ценности:уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. Содержание деятельности. | Форма работы с учащимися. | Сроки. | Ответственные. | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей детей. Психологические особенности личности учащихся (воля, память, внимание мышление), коррекционная работа по их развитию. Учебный труд и участие ребёнка в развивающей деятельности по предмету. Развитие памяти, воображения. Человек и познавательное творчество. Отношение к науке как ценности. Свободное время учащихся. Возможности дополнительного образования. | День знаний. | Ежегодно | Кл.руководитель | Праздник «Посвящение в первоклассники» | 1 класс, сентябрь | Кл.руководитель, старшая вожатая, род. комитет | Открытые уроки для воспитателей ДОУ | 1 класс, октябрь | Кл.руководитель, зам. директора по ВР | Диагностические методики по адаптации детей к школьной жизни | 1 класс, октябрь, ноябрь | Кл.руководитель, психолог школы | Участие в школьных и интеллектуальных играх, олимпиадах. | 2-4 классы | Кл.руководитель, «Знайки», руководитель ШМО | Викторины. | Ежегодно | Кл.руководитель, «Знайки» | Операция «Внимание – дети!». | Ежегодно, сентябрь | Кл.руководитель | Коррекционно-развивающие занятия | Ежегодно, октябрь - апрель | Педагог-психолог школы | Конкурс «Лучшая тетрадь» | Ежегодно | Кл.руководитель, «Знайки» | Рейд по проверке учебников, дневников | Ежегодно | Кл.руководитель, библиотекарь школы, зам. директора по ВР | Неделя отличной учёбы | 3, 4 класс, поквартально | Кл.руководитель, «Знайки» | Диалог – размышление «Зачем нужно учиться в школе» | 3 класс | Кл.руководитель, «Знайки» | Предметные недели | Ежегодно | Кл.руководитель, руководитель ШМО | Участие в научно-практических конференциях «Моё первое исследование» | 3-4 класс, апрель | Род.комитет, кл. руководитель | Кл. часы «Учись учиться», «Как правильно выполнить Д/З» | Ежегодно | Кл.руководитель, учебный сектор | Интеллектуальная игра «Своя игра» | 3 класс, ноябрь | Кл.руководитель | Участие в российских и международных конкурсах : «Русский медвежонок», «Кенгурёнок», «Китёнок», «Кленовичок» | 2-4 класс | Кл.руководитель, руководитель ШМО | Рейд «Самый читающий ученик», «самый читающий класс | Ежегодно, декабрь | Кл.руководитель, «Книжники», библиотекарь школы | Классные часы, беседы, мотивирующие к получению знаний | Ежегодно | Кл.руководитель, род. комитет | Конкурсная проверка «Говорящий портфель» | 3-4 класс, январь, февраль | Кл.руководитель | Ожидаемые результаты: выпускник школы испытывает потребность в знаниях, обладает культурой взаимодействия с миром, достигает успехов в определённой области знаний, испытывает чувство гордости за своё учебное заведение, приобретает интеллектуальные умения, способствующие к адаптации к новым предметам, выражает себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности, получает первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности, понимает ценность учебного труда | 9. Внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства, решающий следующие задачи: 1. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; 2. Оптимизация учебной нагрузки обучающихся; 3. Улучшение условий для развития ребенка; 4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: Направления ВД | Решаемые задачи | Спортивно-оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. | Художественно-эстетическое | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. | Научно-познавательное | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. | Гражданско-патриотическое | Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. | Общественно полезная и проектная деятельность | Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов. | Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Последовательность работы над реализацией внеурочной деятельности. Анкетирование родителей на родительском собрании в «Школе раннего развития» по теме «Интересы детей. Предполагаемые кружки и секции» Знакомство родителей с базисным учебным планом, включающим внеурочную деятельность(1 класс). Выбор детьми кружков по интересам и спортивных секций и их посещение. (1-4 классы). Родительское собрание «На повестке дня – свободное время школьника» (2 класс) Диагностика эффективности внеурочной деятельности (4 класс).
Внеурочная занятость учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление | Художественно-эстетическое направление | Научно-познавательное направление | Общественно-полезная и проектная деятельность | 10 человек | 14 человек | 5 человек | 13 человек |
10. Работа с одарёнными детьми. Классное самоуправление. Работа с одарёнными детьми. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда. Ц е л и работы с одарёнными детьми. 1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей. 2.Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций). З а д а ч и: 1) Выявление одаренных детей. 2) Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.); 3) Воспитание навыков общения. 4) Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Формы работы с одарёнными обучающимися: групповые занятия с одаренными учащимися; предметные кружки (проектная деятельность); кружки по интересам (спортивные секции, кружки художественно-эстетического направления) конкурсы (рисунков, стихов, сочинений, поделок и т. д.) участие в олимпиадах (школьных, муниципальных) работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны (1 класс) научно-практические конференции (3-4 классы) участие в российских и международных конкурсах для учащихся начальных классов («Кенгурёнок», «Русский медвежонок», «Китёнок», « Кленовичёк») Классное самоуправление. Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Для создания благоприятного климата в коллективе необходимо помочь детям осознать свои ценности и установить свои приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Необходимо вовлекать школьников в общественно-полезные дела, спортивные соревнования, различные конкурсы, трудовые десанты. И эти мероприятия должны стать ступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят. Большую роль играет самоуправление в классе. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. В 2015 – 2017 учебном году в нашем классном коллективе самоуправление должно стать отправной точкой для развития коллектива. Всегда трудно найти варианты по выбору актива класса. В 1 классе актив выбирается по желанию ребят и подсказке классного руководителя, каждый имеет своё поручение и за что-то отвечает. Во 2-4 классах командир класса выбирается анонимным голосованием, а остальные должности обучающиеся выбирают по своему желанию. Главное в деле самоуправления – правильно направлять ребят и поддерживать их начинания; меньше критики и больше интересных и полезных советов. В начале учебного года проходит анкетирование ребят по теме «Чем я могу помочь своему классному коллективу» и каждый обучающийся определяется со своим выбором. Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач: · создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела; · создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; · развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей; · воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы); · создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); · формировать толерантность. Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы: Структура самоуправления в классе. Классное собрание Совет класса (во главе – командир класса) ЗНАЙКИ ЗАТЕЙНИКИ КНИЖНИКИ ХУДОЖНИКИ ТРУДОВИЧКИ СПОРТИВЧИКИ ЦВЕТОВОДЫ ЧИСТЮЛЬКИ Каждый сектор выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных дел в классном коллективе. Высший орган - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Ведет классное собрание классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса. Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Командир класса выбирается путем тайного голосования. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет командиров школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. Схема подготовки к мероприятиям: школьным и классным СОВЕТ КОМАНДИРОВ СОВЕТ КЛАССА (во главе с командиром)
ЗАТЕЙНИКИ
СПОРТИВЧИКИ ЗНАЙКИ КНИЖНИКИ ХУДОЖНИКИ Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. 11. Критерии эффективности программы воспитания. № п/п | Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели эффективности воспитательной системы | 1 | Сформированность ключевых компонентов у учащихся | - функциональная грамотность; - информационная грамотность; - гражданско-правовая грамотность; - коммуникативная грамотность; - высокий социальный статус; - активная социальная роль; - самоорганизация и самоактуализация | | 2 | Удовлетворённость детей и родителей качеством образования | - - высокие показатели достижений учащихся на олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях (разного уровня); - сохранение, восстановление и улучшение здоровья учащихся; - значительный рост познавательной активности учащихся | | 3 | Сформированность положительного имиджа образовательного учреждения | - благоприятный психологический климат; - сохранение и увеличение контингента учащихся; - высокий уровень конкурентоспособности школы; - возрастание авторитета школы; - активное взаимодействие с социумом | | 4 | Сформированность нравственно-культурной личности | - отсутствие правонарушений и отсева учащихся; - уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям; - демонстрация знаний этикета и делового общения; - овладение социальными навыками | | 5 | Сформированность общешкольного коллектива единомышленников | - соуправление всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей); - способность работать в команде; - проведение «ключевых дел» при aктивном участии (до 80%) членов школьного коллектива; - эффективное сетевое взаимодействие; - гуманизация отношений, взаимоуважение, доверие и поддержка | | 6 | Соответствие действительности целевым установкам концепции воспитательной системы школы | - воспитание социально компетентной личности; - самоактуализация личности. | |