МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУПАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
(МБОУ Купавинская СОШ № 22)
142450, Московская обл., Ногинский р-н, г. Старая Купавна, ул. Б. Московская, школа № 22
тел. 8 (496) 512-57-18, факс 8 (496) 512-58-95. http://noginsk-sch22.edusite.ru/
ОГРН 1035006111458, ИНН/КПП 5031036447/503101001
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ____ от «___»_______ 2018 г. | Утверждаю __________ Директор МБОУ Купавинской СОШ № 22 А.Х. Хасанов Приказ №____ от «_____»__________ 2018 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания учебных достижений
обучающихся I ступени
в МБОУ Купавинская СОШ № 22
Общие положения
Настоящее положение устанавливает систему оценивания
образовательных достижений обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Купавинская СОШ № 22 (далее – МБОУ Купавинская СОШ № 22).
Настоящее положение разработано с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального и регионального законодательства в области образования, Устава МБОУ Купавинская СОШ № 22, локальных нормативных актов МБОУ Купавинская СОШ № 22.
Положение является локальным актом МБОУ Купавинская СОШ № 22 принимается Педагогическим советом и утверждается директором.
Данное Положение составлено в целях усиления мотивации обучающихся, поддержки их учебной активности и самостоятельности, развития на этой основе контрольно-оценочной деятельности всех участников образовательного процесса и повышения качества общего образования в МБОУ Купавинская СОШ № 22.
2. Организация работы по средневзвешенной
системе оценки достижений
Средневзвешенная система оценки достижений обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности обучающихся за период аттестации, а также ее учет при выставлении итоговой отметки.
Средневзвешенная система оценки вводится в МБОУ Купавинская
СОШ № 22 со 2-ого класса во всех классах и параллелях.
Цель использования средневзвешенной системы оценки:
Средневзвешенная система оценки включает учет и подсчет баллов, полученных на протяжении четверти (полугодия) за различные виды учебной работы (диагностические работы, контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, защиты проектов, ответы на уроке, домашние работы и т.д.) (Приложение 1).
Формы контроля знаний критерии, нормы оценивания учебной деятельности учащихся (Приложение 3) определяются методическими объединениями, исходя из содержания каждой учебной дисциплины, доводятся до сведения обучающихся и родителей через Электронный журнал/дневник, родительские собрания и классные часы.
Текущая оценка достижений учитывается при определении итоговой отметки (Приложение 2).
Удельный вес отдельных видов текущего контроля устанавливается с учетом специфики предмета. Принятые нормативы требуют неукоснительного их соблюдения учителями соответствующего предмета.
Средневзвешенная оценка подсчитывается в системе ЭЖ автоматически. Алгоритм нахождения средневзвешенного балла представлен в Приложении 1.
Контрольные, диагностические и тематические проверочные работы по предмету являются обязательной частью текущей аттестации обучающихся и учитываются при выставлении отметки за период аттестации. В случае отсутствия на соответствующем уроке (в том числе по причине болезни) обучающийся обязан выполнить указанную работу в дополнительные сроки, установленные учителем.
Приложение 1
Расчет средневзвешенной оценки
Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый в системе аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес (значимость) каждого вида работ, за которые выставлены оценки.
Средний балл является вспомогательным условием, имеющим цель сориентировать педагога при выставлении итоговой отметки за промежуточную аттестацию, более объективно оценивать успеваемость обучающихся. Возможные значения веса отдельных видов учебной работы - от 1 до 5.
Формула для расчета средневзвешенного балла:
Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса):(сумма весов этих оценок).
Пример подсчета средневзвешенной оценки:
Пусть в течение четверти было 2 контрольные работы (вес каждой - 5), одна практическая работа (вес - 4) и 1 ответ на уроке (вес - 2).
Ученик получил за контрольные работы «3», практическую работу выполнил на «3». За ответ на уроке - «5».
Если выписать оценки в ряд, получим: 3335.
По среднему баллу ученик претендует на "4" -
(3+3+3+5):4 = 14:4 = 3,5 = 4.
Однако, если использовать вес оценок, то получим:
(3*5+3*5+3*4+5*2) : (5+5+4+2) = 52:16 = 3,25 = 3
Очевидно, средневзвешенная оценка показывает более точный уровень успеваемости. Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. На результат "взвешивания" влияют только оценки.
Формула расчета среднего балла при условии отсутствия веса отметок соответствует расчету среднеарифметической.
Приложение 2
Выставление итоговых отметок за период аттестации
Перевод средневзвешенного балла в традиционную оценку осуществляется по следующей шкале:
Средневзвешенный балл | 2,60-3,59 | 3,60-4,59 | 4,60-5 |
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Приложение 3.
Критерии и нормы оценивания
учебной деятельности учащихся по предметам
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Содержание уровня достижений
Для оценивания предметных результатов по предметам определено четыре уровня достижений учащихся, соответствующих отметкам от «5» до «1».
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в средних классах по данному направлению.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделен пониженный уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «2»), не достижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Формы контроля:
Тестирование
Диагностическая работа.
Устный ответ
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Отметка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике
Контрольный словарный диктант
Объем
2-й класс - 8-10 слов.
3-й класс - 10-12 слов.
4-й класс - 12-15 слов.
Отметки
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» - 3-5 ошибок.
Контрольный диктант
Объем диктанта
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
Отметки
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание: При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание
Отметки
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Отметка | Допустимое количество ошибок |
II класс | III класс | IV класс |
«5» | Нет ошибок. Один недочет графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1 ошибка или 2-3 исправления | 1 ошибка или 1-2 исправления | 1 ошибка или 1-2 исправления |
«3» | ошибка исправления | 2 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и более | 4 ошибки и более | 4 ошибки и более |
Изложение
"5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
"4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
б) грамотность:
"3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
мыслей;
б) грамотность:
"2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
во всех частях работы отсутствует связь между ними;
словарь беден;
б) грамотность:
Примечание: учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
Критерии оценивания обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения, диктанты и списывания неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тест
«5» - выполнено 90-100% заданий теста
«4» - выполнено 70-89% заданий теста
«3» - выполнено 50-69% заданий теста
«2» - выполнено менее 50% заданий теста
Диагностическая работа
За верное выполнение одного задания учащемуся выставляется один балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество тестовых баллов за выполнение всей работы 10, они переводятся в оценку при помощи специальной шкалы пересчета, приведённой ниже
Количество набранных баллов | Опенка по пятибалльной системе |
9-10 | Высокий уровень (Отметка «5») |
7-8 | Повышенный уровень (Отметка «4») |
5-6 | Базовый уровень (Отметка «3») |
4-0 | Низкий уровень (Отметка «2») |
МАТЕМАТИКА
Формы контроля:
Нормы оценок письменных работ (контрольная работа, самостоятельная работа, текущая письменная работа)
Содержание и объём материала, включаемого в контрольные письменные работы, а также в задания для повседневных письменных упражнений, определяются требованиями, установленными образовательной программой.
По характеру заданий письменные контрольные работы состоят:
а) только из примеров;
б) только из задач;
в) из задач и примеров.
Контрольная работа
а) задания должны быть одного уровня для всего класса;
б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное
задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и
неаккуратные исправления;
д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).
Контрольная работа, состоящая только из примеров
«5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки;1 грубая;
«3» – 3 - 4 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки;
«2» – 5 и более ошибок.
Контрольная работа, состоящая только из задач
«5» - без ошибок;
«4» - 1 - 2 негрубые ошибки;
«3» - 1 грубая и 3 - 4 негрубых ошибки;
«2» - 2 и более грубых ошибки и более 4 негрубых.
Комбинированная контрольная работа
«5» – нет ошибок;
«4» – 1-2 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки, причем грубых ошибок
не должно быть в задаче;
«3» – 3-4 грубые ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи
верен;
«2» – более 4 грубых ошибок. Задача решена неверно.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Грубые ошибки.
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
не знание порядка арифметических действий, неправильный выбор действий, операций;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное
задание.
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Негрубые ошибки:
нерациональные приёмы вычисления;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
неверно сформулированный ответ задачи; отсутствие ответа
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений,
величин);
не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие:
"5" - работа выполнена безошибочно;
"4" - в работе допущены 1-2 ошибка;
"3" - в работе допущены 3 ошибки;
"2" - в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
"5" - работа выполнена безошибочно;
"4" - в работе допущены 1-2 ошибка;
"3" - в работе допущены 3 ошибки;
"2" - в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
"5" - работа выполнена безошибочно;
"4" - в работе допущены 1-2 ошибка;
"3" - в работе допущены 3 ошибки;
"2" - в работе допущено 4 и более ошибок.
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, ошибка исправляется, но оценка по математике не снижается.
Проверочные работы
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа
а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока. При проверке знаний изучаемой темы, отметка «2» ставится по усмотрению учителя
Цель работы:
закрепление знаний;
углубление знаний;
проверка домашнего задания;
Начиная работу, учитель должен сообщить детям:
время, отпущенное на задания;
цель задания;
в какой форме оно должно быть выполнено;
как оформить результат;
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
Контрольный устный счет
Нормы оценок для контрольного устного счета. Оценка выставляется с учетом числа верно решенных заданий. В начальной школе на контрольный устный счет выносится 10 заданий по изученным темам.
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-5 ошибок;
«2» - более пяти ошибок.
Тест
Высокий уровень, оценка «5»: число верных ответов -от 90 до 100%.
Повышенный уровень, оценка «4»: число верных ответов -от 66 до 89%.
Базовый уровень, оценка «3»: число верных ответов -от 50до 65%. Низкий уровень, оценка «2»: число верных ответов менее 50%.
Оценка устных ответов и ответов у доски
В основу оценивания устного ответа и ответа учащихся у доски положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки
Недочеты
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
"5" ставится ученику, если он:
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет практические задания.
"4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
"3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
"2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление).
На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Оценка текущих письменных работ
При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися, а также то, насколько закреплён вновь изучаемый материал.
Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закреплённых знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.
Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закреплённые правила, могут оцениваться на один балл выше, чем контрольные работы, но оценка «5» и в этом случае выставляется только за безукоризненно выполненные работы.
Домашние письменные работы оцениваются так же, как классная работа обучающего характера.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Тест (текущий и контрольный) и проверочная работа (текущая и контрольная)
«5» - выполнено 90 -100% (более 3/4 заданий);
«4» - выполнено более 70% (3/4 заданий);
«3» - выполнено 50% - 70% (1/2 заданий);
«2» - выполнено мене 50% (менее 1/2 заданий).
Устный ответ
Устный ответ ученика должен представлять собой развёрнутое, связное, логически последовательное сообщение на определенную тему.
При оценке ответа ученика следует руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
«5» ставится, если ученик:
1. полно и правильно излагает изученный материал;
2. может обосновать свои суждения, применить знания на практике,
привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки.
«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1.излагает материал неполно, допускает неточности в ответе;
2.не умеет обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
«2»- ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Домашняя работа
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки. Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика.
Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:
во 2-м классе -1/3 страницы,
Виды домашней работы: чтение наизусть, выразительное чтение стихотворения и прозаического произведения, чтение по ролям, пересказ.
Чтение наизусть. Объём для заучивания наизусть
2 класс – 8 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика; 3 класс – 10 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;
4 класс - не менее 12 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
"5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
"3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
"2" - нарушает последовательность при чтении, частично воспроизводит
текст.
Выразительное чтение стихотворения и прозаического произведения
Требования к выразительному чтению.
Правильная постановка логического ударения.
Соблюдение пауз.
Правильный выбор темпа.
Соблюдение нужной интонации.
Безошибочное чтение.
"5" - выполнены правильно все требования. "4" - не соблюдены 1-2 требования.
"3" -допущены ошибки по трем требованиям.
"2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Своевременно начинать читать свои слова.
Подбирать правильную интонацию.
Читать безошибочно.
Читать выразительно.
"5" - выполнены все требования.
"4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
"3" - допущены ошибки по двум требованиям.
"2" - допущены ошибки по трем требованиям
.
Пересказ
"5"-пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос примером из текста.
"4" - допускает 1-2 ошибки.
"3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2" - не может передать содержание прочитанного.
Проверка навыка чтения (текущая и контрольная)
Проверяются способ, правильность, темп чтения, осознанная и интонационно правильная передача смысла.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки при чтении вслух
Ошибки
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
Недочеты
2 класс
«5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
«4» – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
«3» – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» – ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
3 класс
«5» – ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту «про себя», с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
«4» – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения «про себя» – не менее 70 слов в минуту.
«3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения «про себя» – не менее 60 слов в минуту.
«2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
4 класс
«5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов «про себя»; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
«4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов «про себя»; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
«3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов «про себя»; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
«2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения обучающихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи обучающихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
"5" ставится обучающемуся, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
"4" ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ.
Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
"3" ставится обучающемуся, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
"2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что обучающийся обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее
75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
| | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО | | |
(ЗАЧЁТ/НЕЗАЧЕТ)
Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания.
На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования.
«ЗАЧЁТ» ставится:
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«НЕЗАЧЕТ» ставится:
ТЕХНОЛОГИЯ
Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.
«5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
«4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3»
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени не довыполнена на 15-20 %;
«2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени не довыполнена на 20-30 %;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
3. Срок действия Положения.
3.1. Срок действия Положения неограничен.