Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов
________Мирошниченко А.А.
_________Коржова А.П.
| «Отлично» | «Хорошо» | «Удовлетворительно» | «Неудовлетвори- тельно» |
Содержание | Работа полно- стью завершена | Почти полно- стью, сделаны наиболее важ- ные компоненты работы | Не все важнейшие компо- ненты работы выполнены | Работа сделана фраг- ментарно и с помо- щью преподавателя |
Научность | Работа демон- стрирует глубо- кое понимание описываемых процессов | Работа демон- стрирует пони- мание основных моментов, хотя детали не уточ- няются | Работа демонстрирует по- нимание, но неполное | Работа не демонстри- рует понимание пред- мета исследования |
Даны интерес- ные дискуссион- ные материалы. Грамотно ис- пользуется научные факты, терминология | Имеются неко- торые материа- лы дискуссион- ного характера. Научная лексика используется. | Дискуссионные материалы есть в наличии, но не спо- собствуют пониманию про- блемы. Научная термино- логия или используется ма- ло или используется некор- ректно. | Минимум дискусси- онных материалов. Минимум научных терминов |
Дизайн | Дизайн логичен и очевиден. Про- слеживается стиль работы. Работа выполне- на с соблюдени- ем всех правил оформления пре- зентаций | Дизайн исполь- зуется. Приме- нялись правила оформления презентаций | Дизайн случайный, правила соблюдались, но не в пол- ном объеме, с нарушениями | Дизайн не ясен, оформление не отве- чает требованиям |
Имеются посто- янные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание | Имеются посто- янные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию | Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержа- нию | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него |
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) | Параметры шрифта подо- браны. Шрифт читаем | Параметры шрифта недо- статочно хорошо подобра- ны, могут мешать восприя- тию | Параметры не подо- браны. Делают текст трудночитаемым |
Иллюстрации | Хорошо подо- браны, соответ- ствуют содержа- нию, обогащают содержание. Размещены по всем правилам | Графика соот- ветствует со- держанию | Графика мало соответству- ет содержанию | Графика не соответ- ствует содержанию |
Грамотность | Нет ошибок: ни грамматических, ни пунктуаци- онных, ни сти- листических | Минимальное количество ошибок | Есть ошибки, мешающие восприятию | Много ошибок, дела- ющих материал труд- ночитаемым |
1. | Структура презентации | Нет титульного листа. Не указан автор и контактная информация. Нет содержания. Нет выводов. Линейный тип презентации, не настроена навигация. | При защите недопустимо считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст не должны дубли- ровать друг друга! ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ НА ПОСЛЕДНЕМ СЛАЙДЕ СЛЕДУЮЩИЕ НАДПИСИ: Конец Спасибо за внимание! End |
2. | Оформление презентации | Используются разные шаблоны. Пёстрые фоны, на которых не виден текст. Много мелкого текста. Нечеткие, растянутые картинки и иллюстрации. Много неоправданных различ- ных технических эффектов (ани- мации, звуковых и видео- файлов), которые отвлекают внимание от содержательной части. Нечитаемые объекты WordArt, особенно c тенями и с волной. В тексте применяется подчёрки- вание Курсив может затруднять чтение и замедлять скорость восприятия информации, поэто- му курсив использовать с осто- рожностью, лучшее - избегать его вообще (особенно полужир- ный) Не злоупотребляйте ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ – тоже затрудняет восприятие. Проверяйте правильность напи- сания и оформления текстов – орфографию, пунктуацию и сти- листику, правила по оформлению текстов, библиографию и т.д.! | Стиль и дизайн презентации должен быть единым! Осторожно использовать объекты WordArt, которые нередко затрудняют чтение текста. Не применять подчеркивание, т.к. оно по- хоже на ссылки. |
№ | | Требования | Примечания |
1. | Основные слайды презен- тации | Структура презентации: 1-ый слайд – титульный лист – тема, автор, (логотип); 2-ой слайд – со- держание презентации (с кнопками навигации); в конце – список ис- пользуемых источников и заверша- ющий слайд – повторение контакт- ной информации об авторе (сл. № 1). | Кнопки навигации нужны для быстроты пе- ремещения внутри презентации – к любому слайду можно добраться в 2 щелчка. Соблюдайте основные правила цитирования и авторские права!!! (обязательно указание первоисточников материалов: откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки; кроме интернет-ссылок, указываются и печатные издания) |
2. | Виды слайдов | Для обеспечения наглядности следу- ет использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов: | |
3. | Шрифт | Текст должен быть хорошо виден. Размер шрифта должен быть макси- мально крупным на слайде! Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт (для заго- ловков). Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS Интервал между строк – полутор- ный. | Желательно устанавливать ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для всей презентации. |
4. | Расположение информации на странице | Проще считывать информацию рас- положенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация долж- на располагаться в центре экрана. Форматировать текст нужно по ши- рине страницы. | Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране. В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация. |
5. | Содержание информации | При подготовке текста презентации в обязательном порядке должны соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилисти- ки и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения. Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний аудитории слушателей, для которых демонстрируется презента- ция. | В презентациях точка в заголовках ста- вится. |
6. | Объем инфор- мации | Не допустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно чело- веку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений. Наибольшая эффективность переда- чи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слай- де. | Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо! Существует мнение, что на слайде должно быть размещено не более 290 знаков (вклю- чаю пробелы). Проверить «формальные» критерии презен- тации можно с помощью программы Тексто- завр |
7. | Способы вы- деления ин- формации | Следует наглядно размещать ин- формацию: применять рамки, грани- цы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Если хотите привлечь особое внима- ние, используйте рисунки, диаграм- мы, схемы, таблицы, выделяйте опорные слова. | Важно не нарушать чувства меры: не пере- гружать слайды, но в то же время и не раз- мещать сплошной текст. |
8. | Использова- ние списков | Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Лучше исполь- зовать списки по 3-7 пунктов. Большие списки и таблицы разби- вать на 2 слайда. ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ НАГЛЯДНЕЕ! | |
9. | Разветвлённая навигация | Используйте навигацию для обеспе- чения интерактивности и нелиней- ной структуры презентации. Это расширит ее область применения (навигация – это переход на нужный раздел из оглавления). | Навигация по презентации должна осу- ществляться за 3 щелчка. |
10. | Воздействие цвета | Важно грамотное сочетание цвета в презентации! На одном слайде рекомендуется ис- пользовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте кон- трастные цвета. Учитывайте, что цвет влияет на вос- приятие различных групп слушате- лей по-разному (дети, взрослые, де- ловые партнеры, участники конфе- ренции и т.д.). | Цвет может увеличить или уменьшить ка- жущиеся размеры объектов. Информацию о правилах сочетания цветов можно найти на сайте «Всё о цвете» Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
11. | Цвет фона | Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) со светлым шрифтом или светлый фон и темные надписи. Пёстрый фон не применять. | Текст должен быть хорошо виден на любом экране! Не забывайте, что презентация отображает- ся по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно) |
12. | Размещение изображений и фотографий | В презентации размещать только оптимизированные (уменьшенные) изображения. Картинка должна иметь размер не более 1024*768 Иллюстрации располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда остава- лись неширокие свободные поля. Перед демонстрацией ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять, насколько четко просматриваются изображения. | Для уменьшения объема самой презентации рекомендуется соблюдать правила: оптимизировать объем изображений ( для уменьшения «веса» картинки можно ис- пользовать Microsoft Office Picture Manager); вставлять картинки, используя специаль- ные поля PowerPoint, а не просто перетас- кивать их в презентацию; обрезать картинку лучше в специализи- рованной программе (Photoshop или др.), а не непосредственно средствами PowerPoint Как правило, картинка (не фотография) ве- сит меньше в формате gif / png, или в jpg и т.д. Плохой считается презентация, которая: долго загружается и имеет большой раз- мер, когда фотографии и картинки растянуты и имеют нечеткие изображения! Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания! |
13. | Анимацион- ные эффекты | Анимация не должна быть навяз- чивой! Не допускается использование по- буквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х ани- мационных эффектов на одном слайде. Не рекомендуется применять эф- фекты анимации к заголовкам, осо- бенно такие, как «Вращение», «Спи- раль» и т.п. При использовании анимации следу- ет помнить о недопустимости пере- сечения вновь появляющегося объ- екта с элементами уже присутству- ющих объектов на экране. | В информационных слайдах анимация объ- ектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимирован- ных объектов соответствует структуре пре- зентации и теме выступления. Исключения составляют специально со- зданные, динамические презентации. |
14. | Звук | Не допускается сопровождение по- явления текста звуковыми эффекта- ми из стандартного набора звуков PowerPoint. Музыка должна быть ненавязчивая, а её выбор оправдан! | Звуковое сопровождение слайдов подбирай- те с осторожностью, только там, где это действительно необходимо. Того же правила придерживайтесь при ис- пользовании анимационных эффектов. |
15. | Единство стиля | Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться ЕДИНОГО ФОРМАТА СЛАЙДОВ (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гам- ма). Недопустимо использование в од- ной презентации разных шаблонов оформления! | |
16. | Сохранение презентаций | Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С рас- ширением .pps | Тогда в одном файле окажутся ВСЕ прило- жения (музыка, ссылки, текстовые докумен- ты и.т.д.) |
Критерии оценивания мультимедийных презентаций, выполненных младшими школьниками, разработаны на основе рекомендаций программы Intel и учитывают, что дети впервые знакомятся с программой Microsoft Power Point.