СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Что такое критическое мышление?

2. Какие существуют приёмы критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление»

1.Что такое критическое мышление? 2. Приёмы критического мышления: -Синквейн -Кубик -Кластер -Таблица «Знаем-хотим узнать-узнали» -Сводная таблица -Работа с термином - Фишбон -РАФТ -Ромашка вопросов -Инсерт -Софизмы 3.Выводы.
  • 1.Что такое критическое мышление?
  • 2. Приёмы критического мышления:
  • -Синквейн
  • -Кубик
  • -Кластер
  • -Таблица «Знаем-хотим узнать-узнали»
  • -Сводная таблица
  • -Работа с термином
  • - Фишбон
  • -РАФТ
  • -Ромашка вопросов
  • -Инсерт
  • -Софизмы
  • 3.Выводы.

“ Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.  Эдисон
  • “ Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Эдисон

«Пусковым механизмом критического мышления - является склонность быть пытливым,  испытывать удивление, искать ответы на вопросы».  В. Ружжеро
  • «Пусковым механизмом критического мышления - является
  • склонность быть пытливым,
  • испытывать удивление,
  • искать ответы на вопросы».
  • В. Ружжеро

Критическое мышление - это: -открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт; -отправная точка для развития творческого мышления.  Дэвид Клустер, профессор, США
  • Критическое мышление - это:

-открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт;

-отправная точка для развития творческого мышления.

Дэвид Клустер, профессор, США

Наблюдать , значит видеть и замечать кого-либо/что-либо. Описывать , значит говорить как что-либо/кто-либо выглядит. Сравнивать , значит сопоставлять сходства и различия между людьми или вещами; оценивать что-либо и соизмерять с другими вещами. Определять , значит показывать или доказывать существование кого-либо/чего-либо; узнавать кого-либо/что-либо как конкретную личность/вещь. Ассоциировать, значит умственно делать связи между людьми или вещами; соединять людей или вещи по принципу их взаимодействия. Заключать, значит делать выводы на основе имеющейся информации или фактов; косвенно предлагать истинность чего-либо. Прогнозировать, значит предполагать, что произойдёт в будущем; предсказывать что-либо. Применять, значит делать заявление; создавать руководство и т.д. для извлечения наибольшей эффективности в конкретной ситуации; применить что-либо, значит использовать в соответствии; извлекать практическую пользу из чего-либо.
  • Наблюдать , значит видеть и замечать кого-либо/что-либо.
  • Описывать , значит говорить как что-либо/кто-либо выглядит.
  • Сравнивать , значит сопоставлять сходства и различия между людьми или вещами; оценивать что-либо и соизмерять с другими вещами.
  • Определять , значит показывать или доказывать существование кого-либо/чего-либо; узнавать кого-либо/что-либо как конкретную личность/вещь.
  • Ассоциировать, значит умственно делать связи между людьми или вещами; соединять людей или вещи по принципу их взаимодействия.
  • Заключать, значит делать выводы на основе имеющейся информации или фактов; косвенно предлагать истинность чего-либо.
  • Прогнозировать, значит предполагать, что произойдёт в будущем; предсказывать что-либо.
  • Применять, значит делать заявление; создавать руководство и т.д. для извлечения наибольшей эффективности в конкретной ситуации; применить что-либо, значит использовать в соответствии; извлекать практическую пользу из чего-либо.

Приём «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
  • Приём «Синквейн» -
  • это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Для его написания существуют правила: Название  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3  Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ  Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Для его написания существуют правила:

Название

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1

Описание

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2

Действия

ГЛАГОЛ - 3

Чувство

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

Повторение сути

(СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Правильная, усеченная Чертим, считаем, обозначаем Простейшая пирамида – треугольная пирамида Многогранник

Правильная, усеченная

Чертим, считаем, обозначаем

Простейшая пирамида – треугольная пирамида

Многогранник

Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:   1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)   2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)   3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)   4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)   5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)   6. Приведи
  • Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
  • 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
  • 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
  • 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
  • 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
  • 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
  • 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или другие характери- стики Как это  сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или другие характери- стики  Как это  сделано?  Как и где применяется? На что это похоже? Чем отличается?

На что это похоже? Чем отличается?

Опиши форму, размеры или другие

характери- стики

Как это

сделано?

Как и где применяется?

Опиши форму, размеры или

другие характери- стики

Как это

сделано?

Как и где применяется?

На что это похоже? Чем отличается?

Кластер – графическая организация материала. В центре - это наша тема, вокруг нее крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с центром.
  • Кластер – графическая организация материала.
  • В центре - это наша тема, вокруг нее крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с центром.

Многогранники Призма Пирамида Параллелепипед  Тетраэдр Куб 13

Многогранники

Призма

Пирамида

Параллелепипед

Тетраэдр

Куб

13

 Многогранник  Пирамида Правильная Неправильная Усеченная Ребра Грани  Вершины Основание  Многогранник   Пирамида  Правильная Неправильная Усеченная   Ребра Грани   Вершины Основание  Многогранник   Пирамида  Правильная Неправильная Усеченная   Ребра Грани   Вершины Основание  Многогранник   Пирамида  Правильная Неправильная Усеченная   Ребра Грани   Вершины Основание  Многогранник   Пирамида  Правильная Неправильная Усеченная   Ребра Грани   Вершины Основание 14

Многогранник

Пирамида

Правильная Неправильная Усеченная

Ребра Грани

Вершины Основание

  • Многогранник Пирамида Правильная Неправильная Усеченная Ребра Грани Вершины Основание
  • Многогранник Пирамида Правильная Неправильная Усеченная Ребра Грани Вершины Основание
  • Многогранник Пирамида Правильная Неправильная Усеченная Ребра Грани Вершины Основание
  • Многогранник Пирамида Правильная Неправильная Усеченная Ребра Грани Вершины Основание

14

Многогранники 15

Многогранники

15

15

15

Знаем Хотим узнать 1. 2. 3. Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

Знаем

Хотим узнать

1.

2.

3.

Узнали

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Осталось узнать

1.

2.

3.

Знаем Хотим узнать  Плоские фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Единицы измерения длин отрезков: мм, см, дм, м, км. Узнали S квадрата = а·а=а² S прямоуг .= а·в Различные виды призм, их название. Формулы для вычисления площади полной поверхности призмы, формулу для вычисления длин рёбер и для вычисления объёма призмы.  Определение грани, ребра призмы, её основные свойства. Формулу для вычисления длин рёбер. Осталось узнать: Как находить объём призмы, как вычислить площадь полной поверхности. Потренироваться в применении формул в различных ситуациях.

Знаем

Хотим узнать

  • Плоские фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.
  • Единицы измерения длин отрезков: мм, см, дм, м, км.

Узнали

  • S квадрата = а·а=а²
  • S прямоуг .= а·в

Различные виды призм, их название.

Формулы для вычисления площади полной поверхности призмы, формулу для вычисления длин рёбер и для вычисления объёма призмы.

  • Определение грани, ребра призмы, её основные свойства.
  • Формулу для вычисления длин рёбер.

Осталось узнать:

Как находить объём призмы, как вычислить площадь полной поверхности. Потренироваться в применении формул в различных ситуациях.

Тема 1 Тема 2     Линия сравне-ния     Тема 3     Тема 4        

Тема 1

Тема 2

   

Линия сравне-ния

   

Тема 3

   

Тема 4

   

   

 Линия сравнения Призма треугольная Чертёж Пирамида четырёх-угольная Количество вершин Куб Количество  граней Паралле лепипед Количество рёбер Тетраэдр

Линия сравнения

Призма

треугольная

Чертёж

Пирамида

четырёх-угольная

Количество вершин

Куб

Количество граней

Паралле

лепипед

Количество рёбер

Тетраэдр

Линии сравнения Элементы ( вершины , грани, ребра) Свойства элементов Вид призмы

Линии сравнения

Элементы

( вершины , грани, ребра)

Свойства элементов

Вид призмы

АБВ Новое слово Антоним Синоним  Другая  словоформа   Особое словоупотребление, ассоциация Значение (словарь, определение)  Предложение из книги (страница) Собственное предложение

АБВ

Новое слово

Антоним

Синоним

Другая словоформа

Особое словоупотребление, ассоциация

Значение

(словарь, определение)

Предложение из книги (страница)

Собственное предложение

математика Четырёхугольная прямая призма Цилиндр, пирамида Куб Длина, ширина, высота; пространственные координаты  Выпуклый многогранник, все грани которого являются прямоугольниками Плитка, шкаф, телевизор , кирпич математика 5 кл, технология, физика, стереометрия,  Прямоугольный параллелепипед

математика

Четырёхугольная прямая призма

Цилиндр, пирамида

Куб

  • Длина, ширина, высота; пространственные координаты

Выпуклый многогранник, все грани которого являются прямоугольниками

Плитка, шкаф, телевизор , кирпич

математика 5 кл, технология, физика, стереометрия,

Прямоугольный параллелепипед

математика Треугольная пирамида Тетраэдр Конус Периметр основания, длина ребер, площадь поверхности Египетские пирамиды, финансовые, упаковка для молока  Многогранник, все грани которого треугольники В основании пирамиды может лежать многоугольник с любым количеством сторон (матем. 5 кл, стр.191) Простейшей пирамидой является треугольная пирамида

математика

Треугольная пирамида

Тетраэдр

Конус

Периметр основания, длина ребер, площадь поверхности

Египетские пирамиды, финансовые, упаковка для молока

Многогранник, все грани которого треугольники

В основании пирамиды может лежать многоугольник с любым количеством сторон (матем. 5 кл, стр.191)

Простейшей пирамидой является треугольная пирамида

Много-гран- ники призма пирамида  Необходимо знать формулы для нахождения площади полной поверхности многогран-ников и суммы длин рёбер . Пара параллельных граней – многоугольников - основания В основании -многоугольник 26

Много-гран-

ники

призма

пирамида

Необходимо знать формулы для нахождения площади полной поверхности многогран-ников и суммы длин рёбер .

Пара параллельных граней – многоугольников - основания

В основании -многоугольник

26

Вычисле-ние длины всех ребер пирамиды Правильная пирамида Усеченная пирамида Необходимо знать периметр основания (многоуголь ника) и длину бокового ребра для нахождения суммы длин рёбер . Р 1 + Р 2 + длина боковых ребер Р основания + длина боковых ребер 27

Вычисле-ние длины всех ребер

пирамиды

Правильная

пирамида

Усеченная

пирамида

Необходимо знать периметр основания (многоуголь

ника) и длину бокового ребра для нахождения суммы длин рёбер .

Р 1 + Р 2 + длина боковых ребер

Р основания + длина боковых ребер

27

Р оль А удитория Ф орма Т ема   Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема … 27
  • Р оль
  • А удитория
  • Ф орма
  • Т ема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).

Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.).

И, наконец, выбирается тема

27

Я – фигура объёмная, могу быть треугольная, четырёхугольная, пятиугольная, n -угольная. У меня есть две пары параллельных граней, которые называют основаниями. А чтобы найти у меня объём, надо площадь основания умножить на высоту. В моей семье есть и другие братья и сёстры. Как зовут мою семью? 27
  • Я – фигура объёмная, могу быть треугольная, четырёхугольная, пятиугольная, n -угольная.
  • У меня есть две пары параллельных граней, которые называют основаниями.
  • А чтобы найти у меня объём, надо площадь основания умножить на высоту.
  • В моей семье есть и другие братья и сёстры.
  • Как зовут мою семью?

27

 Я – многогранная фигура! У меня есть вершины, грани и основание. Причем одна-единственная вершина расположена не в основании. У нее особое – почетное место! В основании может лежать любой многоугольник, от которого и зависит мое имя. А все боковые грани – треугольники.  Как меня зовут, мой юный друг? 27

Я – многогранная фигура! У меня есть вершины, грани и основание. Причем одна-единственная вершина расположена не в основании. У нее особое – почетное место! В основании может лежать любой многоугольник, от которого и зависит мое имя. А все боковые грани – треугольники.

Как меня зовут, мой юный друг?

27

9. Ромашка вопросов  (простых, уточняющих, объясняющих, практических, творческих)   Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.  27

9. Ромашка вопросов (простых, уточняющих, объясняющих, практических, творческих)

Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности:

знание,

понимание,

применение,

анализ,

синтез и

оценка.

27

Какие виды призм бывают? Какие фигуры могут лежать в основании? Куб можно назвать призмой? Почему? Сколько граней у четырёхугольной призмы? Математика Где встречается слово «призма»? призма Сколько рёбер имеет треугольная призма? 27

Какие виды призм бывают?

Какие фигуры могут лежать в основании?

Куб можно назвать призмой? Почему?

Сколько граней у четырёхугольной призмы?

Математика

Где встречается слово

«призма»?

призма

Сколько рёбер имеет треугольная призма?

27

Какие пирамиды бывают в математике и природе? Какие фигуры могут лежать в основании пирамиды? Существует ли пирамида, у которой 1999 ребер? Почему? Сколько граней у тетраэдра? Математика Может ли у многогранника быть меньшее число граней, вершин или ребер, чем у треугольной пирамиды? Как узнать? пирамида Сколько рёбер имеет пятиугольная пирамида? 27

Какие пирамиды бывают в математике и природе?

Какие фигуры могут лежать в основании пирамиды?

Существует ли пирамида, у которой 1999 ребер? Почему?

Сколько граней у тетраэдра?

Математика

Может ли у многогранника быть меньшее число граней, вершин или ребер, чем у треугольной пирамиды? Как узнать?

пирамида

Сколько рёбер имеет пятиугольная пирамида?

27

10.ИНСЕРТ” ПРОСТАВЛЕНИЕ ЗНАЧКОВ В ТЕКСТЕ.(РАЗМЕТКА ТЕКСТА). !- ?  (!) - “уже знал”,  (+) “новое”,  (-) –“думал иначе или не знал” ,  (?) - не понял, есть вопросы 27

10.ИНСЕРТ” ПРОСТАВЛЕНИЕ ЗНАЧКОВ В ТЕКСТЕ.(РАЗМЕТКА ТЕКСТА).

!- ?

(!) - “уже знал”,

(+) “новое”,

(-) –“думал иначе или не знал” ,

(?) - не понял, есть вопросы

27

Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n -угольники, лежащие в параллельных плоскостях (!) , а остальные n граней – параллелограммы  (боковые грани) (+) . Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)
  • Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n -угольники, лежащие в параллельных плоскостях (!) , а остальные n граней – параллелограммы (боковые грани) (+) . Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)

Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
  • Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.

  Пусть  а дм - длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c . Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b 2 - ab = ca + c 2 . Вычтем из обеих частей bc. Получим: b 2 - ab - bc = ca + c 2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.     Где ошибка???
  •   Пусть  а дм - длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c .
  • Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b 2 - ab = ca + c 2 . Вычтем из обеих частей bc. Получим: b 2 - ab - bc = ca + c 2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда
  • b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.    

Где ошибка???

В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.
  • В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.

СОФИЗМ №2   « ПОЛНЫЙ СТАКАН РАВЕН ПУСТОМУ»  Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.  Верно ли приведенное суждение?   Где ошибка?  Разбор софизма .  Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

СОФИЗМ №2 « ПОЛНЫЙ СТАКАН РАВЕН ПУСТОМУ»

Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.

Верно ли приведенное суждение?

Где ошибка?

Разбор софизма . Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

Кроме математических софизмов, существует множество других, например: логические. Понять абсурдность таких утверждений проще, но от этого они не становятся менее интересными. Очень многие софизмы выглядят как лишенная смысла и цели игра с языком; игра, опирающаяся на многозначность языковых выражений, их неполноту, недосказанность, зависимость их значений от контекста и т.д. Эти софизмы кажутся особенно наивными и несерьезными.
  • Кроме математических софизмов, существует множество других, например: логические. Понять абсурдность таких утверждений проще, но от этого они не становятся менее интересными. Очень многие софизмы выглядят как лишенная смысла и цели игра с языком; игра, опирающаяся на многозначность языковых выражений, их неполноту, недосказанность, зависимость их значений от контекста и т.д. Эти софизмы кажутся особенно наивными и несерьезными.

 «Что ты не терял, то имеешь.  Рога ты не терял.  Значит, у тебя рога».

«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

 «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».
  • «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

  «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».
  • «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у учащихся : логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.
  • Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
  • развивает у учащихся : логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

Спасибо за внимание. Творческих успехов!
  • Спасибо за внимание.
  • Творческих успехов!

Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998 http://festival.1september.ru/articles/526089/
  • Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  • http://festival.1september.ru/articles/526089/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!