Мастер-класс
Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»
1. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги.
Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер -класса «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и тогда я постигну».(слайд)
Китайская пословица
Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. Я выбираю технологию развития критического мышления.(слайд)
- Почему технология критического мышления?
- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. Мотивировать детей сегодня очень сложно.
- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.
2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
- Мы все учителя, учителя практики.
- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.
- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня по теме «Технология развития критического мышления»
- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний».(слайд)
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата. Ствол-тема, ветви-предположения,которые ведутся по двум направлениям- «возможно» и «вероятно»,и , наконец листья- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа.
- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Узнать что-то такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)
3. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?(слайд)
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.
- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно или письменно)
- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»
4. Определение понятия «Технология»
Прием «КЛАСТЕР»
- Проверим наше предположение
- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)
- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».
- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:
например:
- На работу отводится 4 минуты.
(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)
- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».
- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)
- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.
- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются чаще на этапе вызова.(слайд)
- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановку учеником собственных целей обучения»
5. Определение понятия «Критическое мышление»
«ИНСЕРТ»
- Следующий этап работы это «осмысление» (слайд)
а) - На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)
- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»
- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометками»: прочтите данный текст и сделайте маркировку текста по следующей системе (слайд)
- На работу отводится 4 минуты.
- Проверим, что получилось.
-Что из прочитанного вами было знакомо?
-Какая информация оказалась новой?
-Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
-Какие вопросы остались?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)
- Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.
V
это я знаю
|
+
это ново для меня
|
-
думал иначе
|
?
требуется дополнительное разъяснение
|
- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)
Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
Для обобщения полученной из текста информации на стадии осмысления и рефлексии учитель предлагает учащимся, работая в группах, составить кластер по данной теме.
А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ». (слайд)
Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы - _вопросы репродуктивного плана,, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы — вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.
Задание группам: составить по 2 вопроса (одной группе — тонкие, другой — толстые). Прием Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
Группы друг другу задают вопросы. Давайте озвучим тонкие и толстые вопросы и постараемся на них ответить.
7. Приемы на этапе рефлексии.
- Следующий этап работы Этап рефлексии.(слайд)
- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн». Этот прием полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
- Предлагаю составить стих на основе текста о критическом мышлении, используя алгоритм синквейна.(слайд) (Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)
Мышление
Критическое, необходимое
Побуждает, совершенствует, вдохновляет
Полет мысли в космосе
Поиск
8. Обобщение
- Давайте подведем итог нашей работы.
Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления опираясь на фразы:
-мне больше всего удалось...
-я могу себя похвалить за...
-меня удивило...
-для меня было открытием то, что...
-на будущее я учту...
-на мой взгляд, не удалось..., потому что...
Вывод(Технология критического мышления…..
Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…
Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:
Вызов Осмысление Рефлексия
Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).
- Заключение
Я хочу поблагодарить всех за активную работу. Наши дети будут жить и работать в 21 веке. Каким он будет, мы не знаем. Но я знаю точно, что ТРКМ даст азы, ключи к будущей жизни: научит работать с информацией, сотрудничать с людьми, иметь своя точку зрения.Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он готов к самореализации и самовыражению.
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 4 » Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МАСТЕР-КЛАСС
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ТУЛУПОВА Я.А..
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и , может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну».
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПРИЕМ «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Листья - аргументы
обоснование этих
предположений
Ветви - предположения
вероятные и возможные
Ствол дерева – тема
ТЕХНОЛОГИЯ?
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Приём «Кластер» (гроздья)
Ключевое слово
ВЫЗОВ
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения .
ОСМЫСЛЕНИЕ
- получение новой информации;
- учащиеся соотносят старые знания с новыми.
ПРИЕМ «ИНСЕРТ – ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ»
«V» - это я знаю
« + » - это ново для меня
«-» - думал иначе
«?» - требуются дополнительные разъяснения
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ 5 ХАРАКТЕРИСТИК (Д. КЛУСТЕР)
Критическое мышление…
- Мышление самостоятельное.
- Мышление обобщенное.
- Проблемное и оценочное.
- Аргументированное.
- Социальное.
ПРИЕМ «ИНСЕРТ» (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ)
Маркировка текста значками по мере его чтения
V
материал знаком
+
это ново для меня
-
думал иначе
?
требуются
дополнительные разъяснения
ПРИЕМ ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ»
Что ?
Где ?
Когда ?
Зачем ?
Почему ?
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Почему, вы думаете ..?
Верно ли ...?
РЕФЛЕКСИЯ
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения .
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»
Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк:
1. Тема - называется одним словом (существительным)
2 . Описание темы двумя прилагательными
3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами.
4. Фраза из четырех слов , раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней.
5. Синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
УЧИТ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ
ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ
РАЗВИТИЕ
«Кластер»
«ИНСЕРТ»
ДЕРЕВО МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ
«КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ»
« ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ
ВОПРОСЫ»
«СИНКВЕЙН»
- Мне больше всего удалось…
- Я могу себя похвалить…
- Меня удивило…
- Для меня было открытием то, что…
- На будущее я учту…
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
В основе технологии РКМ
лежит трехфазная структура урока:
3. Рефлексия
2. Осмысление новой информации
1. Вызов
Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали, и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем вам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!