СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление (презентация)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по формированию критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление (презентация)»

Мастер-класс  «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Рудая Лариса Васильевна учитель начальных классов Зеленогорской ОШ I-III ступеней Белогорского района АР Крым   2012

Мастер-класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

Рудая Лариса Васильевна

учитель начальных классов

Зеленогорской ОШ I-III ступеней

Белогорского района АР Крым

2012

 План мастер-класса  1. Вступление.  2. Понятие «Педагогическая технология».  3. Структура урока в технологии критического мышления.  4. Планирование урока.  5. Принципы объединения в группы. «Литературный круг».  6. Рефлексия, как необходимая составная часть заключительного этапа урока.  7. Самооценка.

План мастер-класса 1. Вступление. 2. Понятие «Педагогическая технология». 3. Структура урока в технологии критического мышления. 4. Планирование урока. 5. Принципы объединения в группы. «Литературный круг». 6. Рефлексия, как необходимая составная часть заключительного этапа урока. 7. Самооценка.

ВСТУПЛЕНИЕ Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.  Дайана Халперн

ВСТУПЛЕНИЕ

Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Дайана Халперн

 Авторы: Дженни Л. Стил Кертис С. Мередит Чарльз Темпл Скотт Уолтер

Авторы:

  • Дженни Л. Стил
  • Кертис С. Мередит
  • Чарльз Темпл
  • Скотт Уолтер

«Доска и мел –  наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

1. Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ 2. Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет 3. Согласно плана сделано: Согласно плана сделано: Перечень выполненной работы за 5 лет  - изучена литература;  -выступление на семинарах районного МО по теме;  - презентация технологии;  - мастер-класс.

1.

  • Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ
  • Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ

2.

  • Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет
  • Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет

3.

  • Согласно плана сделано:
  • Согласно плана сделано:

Перечень выполненной работы за 5 лет

- изучена литература;

-выступление на семинарах районного МО по теме;

- презентация технологии;

- мастер-класс.

Принципиальные позиции ТРКМ Принятие учителем ценности личности каждого школьника Решение проблемных познавательных задач, соответствую-щих возрастных особенностям школьников Развитие коммуникати-вных навыков через работу в группах Связь обучения с жизнью ребенка 6

Принципиальные позиции ТРКМ

Принятие учителем ценности личности каждого школьника

Решение проблемных познавательных задач, соответствую-щих возрастных особенностям школьников

Развитие коммуникати-вных навыков через работу в группах

Связь обучения с жизнью ребенка

6

ТРКМ развивает умения:  Работать в группах в разных ролях, сотрудничать; Проявлять личную инициативу; Отстаивать свою точку зрения; Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления;  Творчески осмысливать полученную информацию. 7

ТРКМ развивает умения:

  • Работать в группах в разных ролях, сотрудничать;
  • Проявлять личную инициативу;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления;
  • Творчески осмысливать полученную информацию.

7

Круглый стол Взаим-ные вопро-сы Мозго-вой штурм Сенкан Прием

Круглый стол

Взаим-ные вопро-сы

Мозго-вой штурм

Сенкан

Прием "ДА-НЕТ"

Стратегии критического мышления

Кубиро-вание

Ассоциа-тивный куст

Литера-турный круг

Чтение с останов-ками

Предви-дение

Нарушен-ная после-дователь-ность

7

«Ассоциативный куст» «Диаграмма «Венна» 9 «Нарушенная последовательность»

«Ассоциативный куст»

«Диаграмма «Венна»

9

«Нарушенная последовательность»

Стратегия «Линия 0-10»  да нет 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Владеете ли Вы знаниями о технологии критического мышления ? 9

Стратегия «Линия 0-10»

да

нет

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Владеете ли Вы знаниями о технологии критического мышления ?

9

Разминка 9

Разминка

9

Мотивация  Сказка «Зачем людям учиться мыслить критически»  Метод «Метод пресс» Помогает найти аргументы и формулировать свою мысль относительно данного вопроса. 9

Мотивация

Сказка «Зачем людям учиться мыслить критически»

Метод «Метод пресс»

Помогает найти аргументы и формулировать свою мысль относительно данного вопроса.

9

 Зачем уметь критически мыслить во время изучения математики, чтения, русского языка, природоведения, гражданской обороны, основы здоровья? Например… Я считаю… Потому что … Следовательно. 9

Зачем уметь критически мыслить во время изучения математики, чтения, русского языка, природоведения, гражданской обороны, основы здоровья?

Например…

Я считаю…

Потому что …

Следовательно.

9

Актуализация «Ассоциативный куст»  Ассоциация побуждает к свободному и открытому мышлению. 14

Актуализация

«Ассоциативный куст»

Ассоциация побуждает к свободному и открытому мышлению.

14

Технология 14

Технология

14

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок всех функциональных личностных инструментов и методологических средств, влияющих на достижение педагогических целей.  Э.В. Кларин 14

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок всех функциональных личностных инструментов и методологических средств, влияющих на достижение педагогических целей.

Э.В. Кларин

14

Осмысление «Предвидение» Задание: определите, какие действия предусматривает каждый этап урока критического мышления. 14

Осмысление

«Предвидение»

Задание: определите, какие действия предусматривает каждый этап урока критического мышления.

14

Структура урока критического мышления Разминка  заменяет так названный организационный момент классического урока; главная функция - создание благоприятного психологического климата на уроке. 14

Структура урока критического мышления

  • Разминка
  • заменяет так названный организационный момент классического урока;
  • главная функция - создание благоприятного психологического климата на уроке.

14

2. Мотивация  постановка цели урока; развитие внутренней мотивации к изучению конкретной темы и предмета в целом Актуальность этапа: учащиеся понимают его конкретную практическую значимость для каждого из них;  четко знают, что потребуется от них на уроке. 14

2. Мотивация

  • постановка цели урока;
  • развитие внутренней мотивации к изучению конкретной темы и предмета в целом

Актуальность этапа:

  • учащиеся понимают его конкретную практическую значимость для каждого из них;
  • четко знают, что потребуется от них на уроке.

14

3. Актуализация  девиз этапа: «Пробудите, вызовите заинтересованность, взволнуйте, побудите учеников вспомнить то, что они знают»;  на этом этапе воспроизводятся знания, умения, устанавливается уровень достижений по теме, необходимых для следующих этапов урока. Актуальность этапа: то, что знает человек, определяет то, что он может еще узнать;  знания, связанные с опытом ученика, лучше и быстрее запоминаются;  создаются условия для «открытий»;  повышается роль ученика на уроке. 14

3. Актуализация

  • девиз этапа: «Пробудите, вызовите заинтересованность, взволнуйте, побудите учеников вспомнить то, что они знают»;
  • на этом этапе воспроизводятся знания, умения, устанавливается уровень достижений по теме, необходимых для следующих этапов урока.

Актуальность этапа:

  • то, что знает человек, определяет то, что он может еще узнать;
  • знания, связанные с опытом ученика, лучше и быстрее запоминаются;
  • создаются условия для «открытий»;
  • повышается роль ученика на уроке.

14

4. Осмысление  ученик знакомится с новой информацией;  на этом этапе учитель имеет наименьшее влияние на ученика;  ученик анализирует информацию, определяет свое личное ее понимание. Актуальность этапа:  Развитие умения:  работать с информацией;  работать самостоятельно;  выделять главное;  формировать компетентность ученика по предмету . 14

4. Осмысление

  • ученик знакомится с новой информацией;
  • на этом этапе учитель имеет наименьшее влияние на ученика;
  • ученик анализирует информацию, определяет свое личное ее понимание.

Актуальность этапа:

Развитие умения:

  • работать с информацией;
  • работать самостоятельно;
  • выделять главное;
  • формировать компетентность ученика по предмету .

14

5. Рефлексия  ученик становится владельцем идей, информации и знаний;  возможность использования знаний;  обмен знаниями с другими учениками;  оценка и самооценка деятельности. Актуальность этапа:  осознание того, что было сделано на уроке;  демонстрация знаний и того, как можно использовать знания;  возможность задуматься над повышением качества работы;  возможность дифференцированного домашнего задания;  определения необходимости коррекции. 14

5. Рефлексия

  • ученик становится владельцем идей, информации и знаний;
  • возможность использования знаний;
  • обмен знаниями с другими учениками;
  • оценка и самооценка деятельности.

Актуальность этапа:

  • осознание того, что было сделано на уроке;
  • демонстрация знаний и того, как можно использовать знания;
  • возможность задуматься над повышением качества работы;
  • возможность дифференцированного домашнего задания;
  • определения необходимости коррекции.

14

Структура урока критического мышления 1. Разминка 2. Мотивация 3. Актуализация 4. Осмысление 5. Рефлексия 14

Структура урока критического мышления

1. Разминка

2. Мотивация

3. Актуализация

4. Осмысление

5. Рефлексия

14

Принципы объединения в группы Значение групповой формы в организации обучения в том, что полученный в специально созданном окружении умения или опыт человек мог перенести в окружающую среду и успешно использовать его. 24

Принципы объединения в группы

Значение групповой формы в организации обучения в том, что полученный в специально созданном окружении умения или опыт человек мог перенести в окружающую среду и успешно использовать его.

24

Способы образования групп по рядам, по соседним партам, по цвету эмблемы;  определяет учитель;  самостоятельно формирует группы; по интересу к данной проблеме;  в зависимости от рода деятельности;  лидеры самостоятельно формируют себе группы. 24

Способы образования групп

  • по рядам, по соседним партам, по цвету эмблемы;
  • определяет учитель;
  • самостоятельно формирует группы;
  • по интересу к данной проблеме;
  • в зависимости от рода деятельности;
  • лидеры самостоятельно формируют себе группы.

24

Стратегия «Литературный круг» Это смоделированная структура дискуссионных групп: Искатель цитат.  Искатель слов, словосочетаний. Тот, кто спрашивает.  Контролер.  Интерпретатор.  Иллюстратор.  Протоколист.  Связист.  Репортер. 24

Стратегия «Литературный круг»

Это смоделированная структура дискуссионных групп:

  • Искатель цитат.
  • Искатель слов, словосочетаний.
  • Тот, кто спрашивает.
  • Контролер.
  • Интерпретатор.
  • Иллюстратор.
  • Протоколист.
  • Связист.
  • Репортер.

24

Рефлексия Стратегия «Разноцветные шляпы» 24

Рефлексия

Стратегия

«Разноцветные шляпы»

24

Красная Шляпа Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. 24

Красная Шляпа

  • Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
  • Не требуется давать обоснование чувствам.

24

Желтая Шляпа  Преимущества Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? 24

Желтая Шляпа Преимущества

  • Почему это стоит сделать?
  • Каковы преимущества? Почему это можно сделать?
  • Почему это сработает?

24

Черная Шляпа  Суждение Оценка В чем недостатки? Что здесь неправильно? Ваши пожелания учителю, который работает по ТРКМ 24

Черная Шляпа Суждение Оценка

  • В чем недостатки?
  • Что здесь неправильно?
  • Ваши пожелания учителю, который работает по ТРКМ

24

Зеленая Шляпа   Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения Каковы альтернативы? Каковы предложения? 24

Зеленая Шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения

Каковы альтернативы?

Каковы предложения?

24

Белая Шляпа   Информация Вопросы Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация 24

Белая Шляпа Информация Вопросы

  • Какой мы обладаем информацией?
  • Какая нам нужна информация

24

Синяя Шляпа  Организация мышления Мышление о мышлении. Чего мы достигли?  Что нужно сделать дальше? 24

Синяя Шляпа Организация мышления

  • Мышление о мышлении.
  • Чего мы достигли?
  • Что нужно сделать дальше?

24

Самооценка  Сенкан Первая строка – существительное , тема сенкана. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. 24

Самооценка

Сенкан

Первая строка – существительное , тема сенкана.

Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему.

Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное.

Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

24

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП. 24

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.

24

 Использованная литература В.М.Макаренко, О.О. Туманцова «Як опанувати технологію формування критичного мислення», Харків. Вид.гр. «Основа» 2008 р. «Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології розвитку критичного мислення» Харків, вид.гр. «Основа» 2007 р. О.Б. Кривошапка «Групові форми роботи в початковій школі» Харків Вид.гр. «Основа» 2007 р. Довгопол И.И. , Ивкова Т.А. «Современные образовательные и педагогические технологии», Симферополь, Ната 2007г. 24

Использованная литература

  • В.М.Макаренко, О.О. Туманцова «Як опанувати технологію формування критичного мислення», Харків. Вид.гр. «Основа» 2008 р.
  • «Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології розвитку критичного мислення» Харків, вид.гр. «Основа» 2007 р.
  • О.Б. Кривошапка «Групові форми роботи в початковій школі» Харків Вид.гр. «Основа» 2007 р.
  • Довгопол И.И. , Ивкова Т.А. «Современные образовательные и педагогические технологии», Симферополь, Ната 2007г.

24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!