Мастер-класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Рудая Лариса Васильевна
учитель начальных классов
Зеленогорской ОШ I-III ступеней
Белогорского района АР Крым
2012
План мастер-класса 1. Вступление. 2. Понятие «Педагогическая технология». 3. Структура урока в технологии критического мышления. 4. Планирование урока. 5. Принципы объединения в группы. «Литературный круг». 6. Рефлексия, как необходимая составная часть заключительного этапа урока. 7. Самооценка.
ВСТУПЛЕНИЕ
Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Дайана Халперн
Авторы:
- Дженни Л. Стил
- Кертис С. Мередит
- Чарльз Темпл
- Скотт Уолтер
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
1.
- Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ
- Разработаны уроки с использованием стратегии ТРКМ
2.
- Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет
- Составлен на школьном уровне план внедрения ТРКМ на5 лет
3.
- Согласно плана сделано:
- Согласно плана сделано:
Перечень выполненной работы за 5 лет
- изучена литература;
-выступление на семинарах районного МО по теме;
- презентация технологии;
- мастер-класс.
Принципиальные позиции ТРКМ
Принятие учителем ценности личности каждого школьника
Решение проблемных познавательных задач, соответствую-щих возрастных особенностям школьников
Развитие коммуникати-вных навыков через работу в группах
Связь обучения с жизнью ребенка
6
ТРКМ развивает умения:
- Работать в группах в разных ролях, сотрудничать;
- Проявлять личную инициативу;
- Отстаивать свою точку зрения;
- Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления;
- Творчески осмысливать полученную информацию.
7
Круглый стол
Взаим-ные вопро-сы
Мозго-вой штурм
Сенкан
Прием "ДА-НЕТ"
Стратегии критического мышления
Кубиро-вание
Ассоциа-тивный куст
Литера-турный круг
Чтение с останов-ками
Предви-дение
Нарушен-ная после-дователь-ность
7
«Ассоциативный куст»
«Диаграмма «Венна»
9
«Нарушенная последовательность»
Стратегия «Линия 0-10»
да
нет
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владеете ли Вы знаниями о технологии критического мышления ?
9
Разминка
9
Мотивация
Сказка «Зачем людям учиться мыслить критически»
Метод «Метод пресс»
Помогает найти аргументы и формулировать свою мысль относительно данного вопроса.
9
Зачем уметь критически мыслить во время изучения математики, чтения, русского языка, природоведения, гражданской обороны, основы здоровья?
Например…
Я считаю…
Потому что …
Следовательно.
9
Актуализация
«Ассоциативный куст»
Ассоциация побуждает к свободному и открытому мышлению.
14
Технология
14
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок всех функциональных личностных инструментов и методологических средств, влияющих на достижение педагогических целей.
Э.В. Кларин
14
Осмысление
«Предвидение»
Задание: определите, какие действия предусматривает каждый этап урока критического мышления.
14
Структура урока критического мышления
- заменяет так названный организационный момент классического урока;
- главная функция - создание благоприятного психологического климата на уроке.
14
2. Мотивация
- постановка цели урока;
- развитие внутренней мотивации к изучению конкретной темы и предмета в целом
Актуальность этапа:
- учащиеся понимают его конкретную практическую значимость для каждого из них;
- четко знают, что потребуется от них на уроке.
14
3. Актуализация
- девиз этапа: «Пробудите, вызовите заинтересованность, взволнуйте, побудите учеников вспомнить то, что они знают»;
- на этом этапе воспроизводятся знания, умения, устанавливается уровень достижений по теме, необходимых для следующих этапов урока.
Актуальность этапа:
- то, что знает человек, определяет то, что он может еще узнать;
- знания, связанные с опытом ученика, лучше и быстрее запоминаются;
- создаются условия для «открытий»;
- повышается роль ученика на уроке.
14
4. Осмысление
- ученик знакомится с новой информацией;
- на этом этапе учитель имеет наименьшее влияние на ученика;
- ученик анализирует информацию, определяет свое личное ее понимание.
Актуальность этапа:
Развитие умения:
- работать с информацией;
- работать самостоятельно;
- выделять главное;
- формировать компетентность ученика по предмету .
14
5. Рефлексия
- ученик становится владельцем идей, информации и знаний;
- возможность использования знаний;
- обмен знаниями с другими учениками;
- оценка и самооценка деятельности.
Актуальность этапа:
- осознание того, что было сделано на уроке;
- демонстрация знаний и того, как можно использовать знания;
- возможность задуматься над повышением качества работы;
- возможность дифференцированного домашнего задания;
- определения необходимости коррекции.
14
Структура урока критического мышления
1. Разминка
2. Мотивация
3. Актуализация
4. Осмысление
5. Рефлексия
14
Принципы объединения в группы
Значение групповой формы в организации обучения в том, что полученный в специально созданном окружении умения или опыт человек мог перенести в окружающую среду и успешно использовать его.
24
Способы образования групп
- по рядам, по соседним партам, по цвету эмблемы;
- определяет учитель;
- самостоятельно формирует группы;
- по интересу к данной проблеме;
- в зависимости от рода деятельности;
- лидеры самостоятельно формируют себе группы.
24
Стратегия «Литературный круг»
Это смоделированная структура дискуссионных групп:
- Искатель цитат.
- Искатель слов, словосочетаний.
- Тот, кто спрашивает.
- Контролер.
- Интерпретатор.
- Иллюстратор.
- Протоколист.
- Связист.
- Репортер.
24
Рефлексия
Стратегия
«Разноцветные шляпы»
24
Красная Шляпа
- Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
- Не требуется давать обоснование чувствам.
24
Желтая Шляпа Преимущества
- Почему это стоит сделать?
- Каковы преимущества? Почему это можно сделать?
- Почему это сработает?
24
Черная Шляпа Суждение Оценка
- Ваши пожелания учителю, который работает по ТРКМ
24
Зеленая Шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения
Каковы альтернативы?
Каковы предложения?
24
Белая Шляпа Информация Вопросы
- Какой мы обладаем информацией?
- Какая нам нужна информация
24
Синяя Шляпа Организация мышления
- Что нужно сделать дальше?
24
Самооценка
Сенкан
Первая строка – существительное , тема сенкана.
Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему.
Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
24
Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.
24
Использованная литература
- В.М.Макаренко, О.О. Туманцова «Як опанувати технологію формування критичного мислення», Харків. Вид.гр. «Основа» 2008 р.
- «Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології розвитку критичного мислення» Харків, вид.гр. «Основа» 2007 р.
- О.Б. Кривошапка «Групові форми роботи в початковій школі» Харків Вид.гр. «Основа» 2007 р.
- Довгопол И.И. , Ивкова Т.А. «Современные образовательные и педагогические технологии», Симферополь, Ната 2007г.
24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
24