СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме «Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность опыта.

Для современных школьников важно уметь своевременно получать необходимую информацию для восприятия, что является  ключом к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

Актуальность опыта.

Для современных школьников важно уметь своевременно получать необходимую информацию для восприятия, что является  ключом к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

Актуальность опыта.

Для современных школьников важно уметь своевременно получать необходимую информацию для восприятия, что является  ключом к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся»»

    Использование  технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся    учитель математики  МБОУ Стародубская СОШ № 2  Максимова Елена Владимировна       «Вместе идти вперед и  не останавливаться на достигнутом»

Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся учитель математики МБОУ Стародубская СОШ № 2 Максимова Елена Владимировна

«Вместе идти вперед и

не останавливаться

на достигнутом»

Актуальность выбранной темы.

Актуальность выбранной темы.

Цель :  повышение уровня познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через применение технологии развития критического мышления. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления; Задачи Показать на примере фрагментов конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления; Создать условия для использования  приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики

Цель : повышение уровня познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через применение технологии развития критического мышления.

Раскрыть сущность технологии развития

критического мышления;

Задачи

Показать на примере фрагментов конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления;

Создать условия для использования

приёмов технологии развития

критического мышления на уроках математики

   Направления работы    Профессиональное Методическое 1.Изучение ФГОС ООО 2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики 3 . Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей математики Применение в работе новых педагогических технологий, форм, методов, приёмов 2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности УУД Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Направления работы

Профессиональное

Методическое

1.Изучение ФГОС ООО

2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики

3 . Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей математики

  • Применение в работе новых педагогических технологий, форм, методов, приёмов

2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности УУД

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков,

а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Теоретическое обоснование « Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»    Сергей Заир-Бек Ирина Муштавинская

Теоретическое обоснование

« Критическое мышление

(как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»

Сергей Заир-Бек

Ирина Муштавинская

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов осмысление – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. рефлексия Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Основа технологии – трехфазовая структура урока:

вызов

осмысление

– актуализация имеющихся знаний;

– пробуждение интереса к получению новой информации;

– постановка учеником собственных целей обучения.

рефлексия

Реализация смысла:

– получение новой информации;

– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

– размышление, рождение нового знания;

– постановка учеником новых целей обучения.

Методы развития критического мышления   «Вызов» «Корзина» идей, понятий, имен «Осмысления» «Рефлексия» Пометки на полях (инсерт) Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы Учебный мозговой штурм «Создание викторины» Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») «Верю - неверю» «Кубик Блума» Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы «Дерево предсказаний»   Прием  «Задание со сменой установки» Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» «Карта познания» Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов Прием Групповая дискуссия Прием Групповая дискуссия «Перепутанные логические цепочки» Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?». «Перепутанные логические цепочки» Прием «Письмо по кругу» Прием «Вставь пропущенное слово» Прием «Загадка» (парная и групповая) Прием «Загадка» (парная и групповая) Написание синквейна «Лови ошибку»

Методы развития критического мышления

«Вызов»

«Корзина» идей, понятий, имен

«Осмысления»

«Рефлексия»

Пометки на полях (инсерт)

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

Учебный мозговой штурм

«Создание викторины»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

«Верю - неверю»

«Кубик Блума»

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

«Дерево предсказаний»

 

Прием «Задание со сменой установки»

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

«Карта познания»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

Прием Групповая дискуссия

  • Прием Групповая дискуссия

«Перепутанные логические цепочки»

Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?».

«Перепутанные логические цепочки»

Прием «Письмо по кругу»

Прием «Вставь пропущенное слово»

Прием «Загадка» (парная и групповая)

  • Прием «Загадка» (парная и групповая)

Написание синквейна

«Лови ошибку»

 Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны   Диапазон

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Диапазон

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты    Уровень развития познавательной активности в начале и конце эксперимента. - сентябрь 2017 год - апрель 2019 год

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Уровень развития познавательной активности в начале и конце эксперимента.

- сентябрь 2017 год

- апрель 2019 год

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Социологический опрос Математика –это наука или искусство? Что для Вас важно в математике - строгость логичных доказательств или творческий подход к решению задач? Можете ли вы привести примеры, подтверждающие практическую значимость математики? Как связаны между собой математика и другие науки, считающиеся точными- физика, химия. Может ли человек прожить жизнь абсолютно не зная математики? Будет ли ваша будущая профессия связан с математикой?

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Социологический опрос

  • Математика –это наука или искусство?
  • Что для Вас важно в математике - строгость логичных доказательств или творческий подход к решению задач?
  • Можете ли вы привести примеры, подтверждающие практическую значимость математики?
  • Как связаны между собой математика и другие науки, считающиеся точными- физика, химия.
  • Может ли человек прожить жизнь абсолютно не зная математики?
  • Будет ли ваша будущая профессия связан с математикой?
  Критическое мышление. Самостоятельное, направленное. Оценивать, анализировать, доказывать. Критическое мышление – универсальные учебные действия – образовательные результаты. УСПЕХ.

Критическое мышление.

Самостоятельное, направленное.

Оценивать, анализировать, доказывать.

Критическое мышление –

универсальные учебные действия –

образовательные результаты.

УСПЕХ.

  Приём «Задание со сменой установки» Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). .

Приём «Задание со сменой установки»

Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память.

Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях).

.

  Приём   «Вставь пропущенное слово»   Технология проведения: предлагается текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока или чтобы проверить как усвоен изученный  материал или при самостоятельном изучении текста параграфа.  Примеры, где я использую этот прием: Тема «Угол»   Прочитайте о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски: 1) Угол — это геометрическая ..……,состоящая из ….. и двух ……, исходящих из этой точки. 2) Стороны развернутого угла составляют ………. 3) Углы измеряют в ……… 4) Развернутый угол равен …… градусам. 5) Прямой угол равен ……. развернутого угла. 6) Прямой угол равен …….. градусам. 7) Острый угол …………. прямого угла. 8) Тупой угол ……………. прямого угла.

Приём  «Вставь пропущенное слово»

Технология проведения: предлагается текст с пропущенными словами, например для того,

чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока или чтобы проверить как усвоен изученный

материал или при самостоятельном изучении текста параграфа.

Примеры, где я использую этот прием:

Тема «Угол»

Прочитайте о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски:

1) Угол — это геометрическая ..……,состоящая из ….. и двух ……, исходящих из этой точки.

2) Стороны развернутого угла составляют ……….

3) Углы измеряют в ………

4) Развернутый угол равен …… градусам.

5) Прямой угол равен ……. развернутого угла.

6) Прямой угол равен …….. градусам.

7) Острый угол …………. прямого угла.

8) Тупой угол ……………. прямого угла.

  Приём  « Пометки на полях (инсерт)» Инсерт  – это маркировка текста значками по мере его чтения:  ٧ – уже знал  + - новое  - - думал иначе  ? – не понял, есть вопросы Например: тема «Многоугольники « 8 класс. По ходу проведения урока, я предлагаю учащимся заполнить таблицу

Приём  « Пометки на полях (инсерт)»

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Например: тема «Многоугольники « 8 класс. По ходу проведения урока, я предлагаю учащимся заполнить таблицу

  Прием «Перепутанные логические цепочки» Прием «Перепутанные логические цепочки»   Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся  работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют. Например : при изучении в 7 классе свойств степеней с одинаковыми показателями я предлагаю учащимся следующую перепутанную цепочку

Прием «Перепутанные логические цепочки»

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся  работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют. Например : при изучении в 7 классе свойств степеней с одинаковыми показателями я предлагаю учащимся следующую перепутанную цепочку

  Приём  «Мозговая атака»   Приём  «Мозговая атака»         Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. Например, при решения задач на движения я ребятам предлагаю решить следующую задачу :    Два туриста вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов. Они встретились в полдень, но не остановились, а продолжали свой путь с той же скоростью. Чужого города они достигли – первый в 4 часа пополудни, а второй в 9 часов. Узнайте, когда туристы вышли из своих городов.  Ребята приступают к работе в малых группах. Каждая группа должна предложить свое решение и представить его для обсуждения другим группам. Учитель должен предупредить участников, что их идеи могут быть критически пересмотрены или отброшены совсем. Всего на работу дается 20 минут.

Приём  «Мозговая атака» 

  • Приём  «Мозговая атака» 

  

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

Например, при решения задач на движения я ребятам предлагаю решить следующую задачу :

  Два туриста вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов. Они встретились в полдень, но не остановились, а продолжали свой путь с той же скоростью. Чужого города они достигли – первый в 4 часа пополудни, а второй в 9 часов. Узнайте, когда туристы вышли из своих городов.

Ребята приступают к работе в малых группах. Каждая группа должна предложить свое решение и представить его для обсуждения другим группам. Учитель должен предупредить участников, что их идеи могут быть критически пересмотрены или отброшены совсем. Всего на работу дается 20 минут.

  Прием «Загадка» (парная и групповая) Прием «Загадка» (парная и групповая)   Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки - описании. Например, учащиеся могут узнать о теме урока, расшифровав ребусы (5 класс «Сложение и вычитание смешанных чисел»)

Прием «Загадка» (парная и групповая)

  • Прием «Загадка» (парная и групповая)

  Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки - описании. Например, учащиеся могут узнать о теме урока, расшифровав ребусы (5 класс «Сложение и вычитание смешанных чисел»)

Кластер по теме «Квадратные уравнения»

Кластер по теме «Квадратные уравнения»

 Прием «З-Х-У» Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Гипотеза результат вывод

Прием «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Гипотеза

результат

вывод

« Кубик Блума»

Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

  • ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники) 
  • ОБЪЯСНИ что такое прямоугольный параллелепипед? ( это геометрическая фигура состоящий из 6 прямоугольников) 
  • НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер) 
  • ПРЕДЛОЖИ как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? ( если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны , то получится куб) 
  • ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом. 
  • ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь 

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

 

Игра “Верю-не верю”  Цель игры:  Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме Вопрос “ +” верю, “ -” не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?   2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?   3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?   4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?   5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?   6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?   7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?   8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? 9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?    

Игра “Верю-не верю” Цель игры:  Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме

Вопрос

+” верю,

-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

 

6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?

 

7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

 

 

Решу ОГЭ ( https://oge.sdamgia.ru/test?theme=15 )    Укажите номера верных утверждений. 1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. 2) Вертикальные углы равны. 3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой. Укажите номера верных утверждений. 1) Существует квадрат, который не является прямоугольником. 2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны. 3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны. Укажите номера верных утверждений. 1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части. 2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны. 3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.

Решу ОГЭ ( https://oge.sdamgia.ru/test?theme=15 )

  Укажите номера верных утверждений.

1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

2) Вертикальные углы равны.

3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.

Укажите номера верных утверждений.

1) Существует квадрат, который не является прямоугольником.

2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.

3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.

Укажите номера верных утверждений.

  • 1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
  • 2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
  • 3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!