Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11» г. Гремячинска, Пермского края
Методическая разработка
Тема:« Кроссворд как форма организации самостоятельной работы обучающихся»
Разработал:
Ступак Алия Рашидовна
Проверено и проведено:
___________Кичакова Н.В.
г. Гремячинск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………..3 стр.
2.Классификация и виды кроссвордов……………………………………4 стр.
3.Общие требования при составлении кроссвордов…………………….9 стр.
4. Оценка и решение кроссворда………………………………………….11 стр.
5. Итог……………………………………………………………………….12 стр.
6. Литература………………………………………………………………..13 стр.
Введение
Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума».Некоторые из их составителей демонстрируют чудеса творчества и оригинальности. В книге рекордов Гиннеса зарегистрирован кроссворд площадью 21 м2, а дополнен этот рекорд кроссвордом длиной 30 м 82 см, в котором содержится 50 400 слов.
Кроссворд-это способ найти самостоятельный ответ на многие вопросы.
А ещё это удовольствие! Если человек справляется с головоломкой и часто интуитивно или сознательно выбирает тот, который он может решить, он получает такой же заряд оптимизма, которое дает не менее пяти минут смеха.
Решение головоломок и кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор и даже способствует развитию интеллекта. Лучший способ включить наибольшее количество клеток мозга, и обеспечить их полноценным сном-разгадать кроссворд за тридцать минут до сна. Доказано что, решая кроссворд перед сном улучшается память.
Классификация и виды кроссвордов.
Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».
Классификация кроссвордов
• по форме:
- квадрат, прямоугольник;
-треугольник;
-ромб;
- круглый (циклический);
- фигурный;
- сотовый;
- диагональный и т.д.
• по расположению:
- симметричные;
- асимметричными;
- с вольным расположением слов и др.
• по содержанию:
- тематические;
- юмористические;
- учебные;
- числовые.
Виды кроссвордов
Рис 1. Классический кроссворд
Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.
Рис 2. Японский кроссворд
Японский кроссворд
1. Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.
2. Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.
3. Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.
4. Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.
Рис 3. Кейворд
Кейворд
Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово
Рис 4. Крисс - кросс
Крисс-кросс
Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
Рис 5. Сканворд
Сканворд
Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.
Рис 6. Филлворд
Филлворд
Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.
Кроссворды широко используют в учебной деятельности. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у студентов в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.
Учебный кроссворд – это дидактическая игра, которая содержит игровую и учебную задачу.
Выделяют несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.
Познавательный (или обучающий) – составляется по тексту (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебной литературы, лекции.
Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.
Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.
Предоставляя учащимся образовательные головоломки, учитель должен знать конкретные цели обучения и образования которые должны быть достигнуты при их решении или компиляции. Поэтому следует учитывать следующее. Головоломка должна быть доступна студенту: подготовка по предмету, учитываются требования учебной программы.
Кроссворд должен быть мотивированной, то есть побуждать ученика работать для конечного результата. Это могут быть: оценка, конкуренция, анализ, обсуждение ответов и т. д.
Составление кроссвордов может быть одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитиюумений ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте, а также развитию творческих возможностей студентов.
Общие требования при составлении кроссвордов
Составляются кроссворды по тексту учебной литературы.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1.Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда.
2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
1.Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Они предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Этапы составления кроссворда.
- Сделать анализ учебного текста по теме занятия.
- Составить список слов изучаемого учебного материала.
- Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.
- Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.
- Вычерчивание рисунка сетки.
- Нумерация рисунка сетки.
- Печать текстов вопросов и ответов.
- Орфографическая проверка текстов.
- Проверка текстов на соответствие нумерации.
- Печать кроссворда.
3. Оценка решения кроссворда.
Тематические кроссворды, в которых содержатся вопросы по конкретным разделам изучаемого предмета, состоят из 15-20 слов, а итоговые до 25.Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.
Шкала оценки знаний
Кол-во слов в кроссворде | Уровни эрудиции | Время для решения кроссворда | Время для составления кроссворда |
Высокий «5» | Средний «4» | Удовлетворите-льный «3» | Низкий «2» |
10 | 10 | 9-8 | 7-6 | 5 и ниже | 20 мин | 60 мин |
11 | 11-10 | 9-7 | 6-5 | 4 и ниже | 22 мин | 66 мин |
12 | 12 -11 | 10-8 | 7-6 | 5 и ниже | 24 мин | 72 мин |
13 | 13-12 | 11-9 | 8-6 | 5 и ниже | 26 мин | 78 мин |
14 | 14 -13 | 12-9 | 8-6 | 5 и ниже | 28 мин | 84 мин |
15 | 15 -14 | 13-10 | 9-7 | 6 и ниже | 30 мин | 90 мин |
16 | 16 -15 | 14-11 | 10-8 | 7 и ниже | 32 мин | 96 мин |
17 | 17 -16 | 15-12 | 11-8 | 7 и ниже | 34 мин | 102 мин |
18 | 18 -17 | 16-13 | 12-9 | 8 и ниже | 36 мин | 108 мин |
19 | 19-18 | 17-15 | 14-10 | 9 и ниже | 38 мин | 114 мин |
20 | 20-19 | 18-14 | 13-10 | 9 и ниже | 40 мин | 120 мин |
21 | 21-20 | 19-15 | 14-11 | 10 и ниже | 42 мин | 126 мин |
22 | 22-20 | 19-15 | 14-11 | 10 и ниже | 44 мин | 132 мин |
23 | 23-21 | 20-16 | 15-12 | 11 и ниже | 46 мин | 138 мин |
24 | 24-22 | 21-17 | 16-13 | 12 и ниже | 48 мин | 144 мин |
25 | 25-23 | 22-18 | 17-14 | 13 и ниже | 50 мин | 150 мин |
Итог.
Создание головоломки-отличный инструмент для повышения умственной активности учащихся.
Решение кроссвордов тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствует развитию интеллекта, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в увлекательной игровой форме, действует как успокаивающее средство, может использоваться для тестирования, учит работать с справочниками и словарями, позволяет проводить время.
Литература
Беляев Н.В., Большой словарь-справочник для решения и составления кроссвордов1998
Попова Е. А., Новейшая энциклопедия для решения кроссвордов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.