СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кровеносная система. Кровь" - технологическая карта, 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка технологической карты к уроку "Кровеносная система. Кровь" подходит для проведения урока в 7 классе по программе Пасечника В.В. Раздатка и карточки к этому уроку идут отдельным файлом

Просмотр содержимого документа
«"Кровеносная система. Кровь" - технологическая карта, 7 класс»

Урок в 7 классе по теме «Кровеносная система. Кровь»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – биология

Класс - 7


Тема урока - Кровеносная систе­ма. Кровь.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся узнают:

особенности строения кровеносной системы у животных разных групп, состав крови, значение крови и кровообращения ; эволюционные изменения органов кровообращения, по мере усложнения организации животного;

Учащиеся научатся:

анализировать , обобщать.


- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.



Словарь урока: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кро­веносной системы», «круги крово­обращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «формен­ные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови».

Ресурсы урока: учебник, компьютер, проектор. презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места ученика.

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

На прошлом уроке мы изучили с вами пищеварительную систему животных.

Вспомните, что означает понятие «пищеварительная система»?

Из каких отделов состоит пищеварительная система?

Что особенного в пищеварительной системе птиц?

На какие группы можно разделить гетеротрофов по типу питания??


Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

3. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Посмотрите, пожалуйста на экран.

В течении нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов, которую мы будем изучать, вы хорошо знаете.

Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя.

Верно. Тема нашего урока: Кровеносная систе­ма. Кровь.

Деятельность учащихся









Высказывают предположения.



Записывают тему урока.

4. Целеполагание

Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке?

- А теперь попробуем определить цели нашего урока (учитель выслушивает предложенные детьми цели к уроку и обобщает).

На сегодняшнем уроке нам предстоит проследить усложнение кровеносной системы у разных групп организмов, состав крови, значение крови и кровообращение.

5. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)


Деятельность учителя

Может ли быть кровеносная система у простейших?

У какой группы организмов впервые появляется кровеносная система?


Ребята, сегодня у нас групповая работа

Давайте попробуем создать модели кровеносной системы у представителей разных типов и классов животных.

Слайд «Дождевой червь»


Слайд «Брюхоногие моллюски»

Посмотрите на рисунок и подумайте:

В чем отличие кровеносной системы моллюсков от дождевого червя?


Слайд «Членистоногие»

Посмотрите на эти анимации и скажите: В чем особенность кровообращения у этих животных?


Слайд «Рыбы»

Какие особенности кровеносной системы мы наблюдаем у этой группы?

Сердце двухкамерное ,состоит из предсердия и желудочка, от желудочка отходит крупный кровеносный сосуд-аорта. Она разветвляется на артерии, которые разветвляются на капилляры. В них происходит газообмен и превращение крови из артериальной - в венозную и наоборот. Возвращается кровь в сердце по венам.


Я думаю, самое время составить кластер Строение сердца

Кровь

Артерии – кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие сосуды, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями.


Слайд «Земноводные»

Какой образ жизни ведут земноводные?

Какое усложнение приобрела эта группа животных?


Слайд « Круги кровообращения»

В чем сходство и отличие между кругами кровообращения?.


Слайд «Пресмыкающиеся»

Какой путь проходит кровь по телу ящерицы обратите внимание, какая кровь поступает к голове , что происходит в малом и большом кругах кровообращения. Что особенного в строении сердца крокодилов?


А теперь посмотрите, какое усложнение приобрели птицы и млекопитающие в процессе эволюции.


Слайд «Птицы» «Млекопитающие»


Слайд «Строение сердца»

Чем объяснить усложнение сердца у разных групп позвоночных?

Посмотрите на таблицу и сделайте вывод : Почему происходили изменения в кровеносной системе у разных групп животных?


ВЫВОД: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.


По кровеносной системе циркулирует кровь. К какой ткани относится кровь?

Какую роль играет кровь?





Слайд «Состав крови»

Плазма состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ.

Эритроциты – содержат гемоглобин и участвуют в переносе кислорода.

Лейкоциты - захватывают и переваривают чужеродные частицы.

Тромбоциты - обеспечивают свертывание крови.

Выполните зад.12 стр.112 в р.т.

Найдите в учебнике на стр.219 ответ на вопрос: Как изменялся состав крови у животных , обитающих в разных средах.


Слайд «Функции крови»

Записать в тетради функции крови.

  1. транспортная

  2. регуляторная

  3. защитная


ВЫВОД: Кровь - это жидкость, обеспечивающая лучшее приспособление различных групп животных к условиям среды.


Во время самостоятельной подготовительной работ один учащийся выполняет роль лаборанта – на микропрепарате рассматривает кровь лягушки и человека, зарисовывает наблюдаемый объект, делает выводы.


Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.












Выполняют задания в группах




Кровеносная система не замкнутая, сердце выталкивает кровь в кровеносные сосуды, из них в полость тела.



















Записывают определения в тетрадь.











Два круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь смешивается в желудочке сердца.










Два круга кровообращения, трехкамерное сердце, перегородка в желудочке.



Четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь не смешиваются.


Происходит усложнение всего организма , надо обеспечить все клетки необходимыми веществами.











Соединительная ткань.


Переносит к клеткам тела кислород, вещества выделяемые железами внутренней секреции , питательные вещества, а выносит углекислый газ и продукты обмена.






Учащиеся выходят к доске и рассказывают о своем классе или типе животных и демонстрируют модель кровеносной системы.

На доске формируется кластер по теме Кровеносная система, кровь.








Зарисовать объект, сделать вывод.

6.Создание леп-бука

Итогом сегодняшнего урока будет создание вот такого леп-бука, где отображено развитие кровеносной системы животных, которых мы с вами рассмотрели.

7. Включение нового знания в систему знаний

Используя текст ученика (41), рисунки и рассказ учителя, учащиеся составляют схему эволюционного развития кровеносной системы хордовых животных. Результат работы может быть в виде таблицы или схемы, где будут отражены принципиальные различия и новообразования.

Игра «Отгадай, чье сердце?»

При наличии свободного времени ( 5 минут) можно дать Викторину

Викторина

  • Какой цвет крови у дождевого червя?

  • Назовите цвет крови у брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков, а также некоторых членистоногих.

  • Цвет крови у рыб …

  • Сердце крокодила отличается от сердца остальных пресмыкающихся тем, что имеет …

  • Четырехкамерное сердце состоит из …

  • Сосуды идущие от сердца -…, идущие к сердцу…

  • Самый крупный кровеносный сосуд-…

  • Форменные элементы крови-…

8. Рефлексия и оценивание

На доске помещена схема:

На уроке, ты :


Чувствовал Узнал, что –то Было
себя новое скучно
исследователем

При выходе из класса попросить поставить галочку, в соответствии со своими ощущениями, на схеме.



9. Домашнее задание

§41, ответить на вопросы

Составить «рассказ-ошибку».




Вспомогательный материал


Раздаточные карточки и тест по теме «Кровеносная система . Кровь» см. отдельно в публикациях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!