Актуализация знаний | Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Отгадайте загадку на чём? Распустила алый хвост, Улетела в стаю звёзд. Мы сейчас построим эту Межпланетную …. (ракету) Нам надо построить ракету, выполняя задания: Назовите фигуры, из которых состоит ракета? Сейчас мы с вами запишем дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа) На слайде представлены задания, выполните их пожалуйста в своих тетрадях 5*7 В полёт космонавты приготовили 18 пакетов молока, кефира в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта? 6·5 = Первый раз космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз? | Ракету Треугольник, прямоугольник, трапеция, круг Записывают число, классная работа Выполняют задания 35 6 пакетов 30 8*3=24(звезды) | |
Определение темы и цели урока | Молодцы! Готовы к полёту! Запишите числа в порядке убывания! Проверяем! 35, 30, 24, 6. Какое число лишнее? Это не просто числа- это зашифрованное название той планеты, на которую мы должны полететь. 50 | 35 | 32 | 30 | 26 | 24 | 20 | 10 | 6 | 1 | Ф | к | Е | р | п | у | а | ш | г | д | Как называется планета, на которую мы полетим? На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете? | 35,30,24,6 6 – она однозначное Круг Пуговица, монета, тарелка, зеркало, апельсин, глобус……. | К: Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. П: Способны понимать учебную задач П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Открытие нового знания | Как можно изобразить круг на бумаге? Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг). Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу. Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль. Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад. Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет. Циркули бывают ученические, для работы на доске, чертёжные, циркули по металлу), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем. Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила, как вы думаете какие? Вы совершенно правы! Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг. Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга, её можно обозначить точка О. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги. Отметьте на окружности точку А. Соедините точку А с центром окружности. Что у вас получилось? Отрезок ОА –это радиус окружности. Радиус окружности – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. Отметьте на окружности точку В, соедините О и В. Что у вас получилось? Отрезок ОВ- тоже радиус окружности. Какой можно сделать вывод? Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке. Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус означает «спица колеса». Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник». а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? Сделаем вывод. Диаметр это - ……….. | Обвести, с помощью циркуля Внимательно слушают учителя Нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. Чертят круг циркулем, отмечают точку, где стоял циркуль . обозначают центр буквой О Отмечают точку А на окружности Получился отрезок Отрезок ОВ. Это тоже радиус окружности Отрезок ОА = ОВ На колесо Складывают круг по полам. Диаметр делит круг на две равные части Все диаметры одинаковой длины Отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины. | П: извлекать информацию, представленную в различных видах П: умение аргументировать своё мнение К: умение формулировать свои мысли в устной речи П: умение сравнивать, анализировать информацию Р: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; П: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Какое слово созвучно со словом циркуль? Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк. А попадём мы туда без билета, выполнив правильно 3 задания. Отвечайте дружно. У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность! Она идёт по краю круга И называется ……. От окружности до центра Мы начертим длинный ус, Знает каждый третьеклассник, Это точно - ….. Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности …. В этом цирке все животные круглые. Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет. Сделаем слону тарелки. У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом 3 см 8 мм, вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску Красный цвет – материал был усвоен, и затруднений не вызвал Зеленый цвет – не совсем понял, нужно закрепить материал Желтый цвет – нужно повторить материал еще раз | Цирк Окружность Радиус Диаметр | Р: умение оценивать свою работу |