СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол Тема: «Самообразование – как фактор совершенствования педагогической деятельности воспитателя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях образования.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол Тема: «Самообразование – как фактор совершенствования педагогической деятельности воспитателя»»



Круглый стол

Тема: «Самообразование – как фактор совершенствования педагогической деятельности воспитателя»



Воспитатель: Абдигаликова Акбота Бахытовна

КГУ «Областная специальная школа-интернат №1 для детей с ОВР»

управления образования Карагандинской области





Цель : Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. 

Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.



  • Упражнение «Здравствуйте»

  • Участникам предлагается назвать своё имя( или наиболее удобное имя для него) и назвать два качества, которые отличают его от других людей (неважно плохие или хорошие), если участник затрудняется назвать качество характера , можно предложить ему назвать отличительные черты лица или фигуры. Упражнение выполняется по кругу, с передачей «талисмана».

                 Самообразование воспитателя

                Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

                  «Воспитание,полученноечеловеком,закончено или достигло своей цели толь тогда , когда человек  настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как он это может  осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистерверг

                                                 

  Введение

Совершенствование качества обучения и воспитания в напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя.

  Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.

  Самообразование – есть процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

  Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

  Если процесс образования…:

1.      Осуществляется добровольно;

2.      Осуществляется сознательно;

3.      Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4.      Необходим для совершенствования, каких либо качеств или навыков…

                                                                                                    

 То речь идет о самообразовании.

 

                                            Самообразование

                                                                  Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет само ценности человека, способного к саморазвитию – одна из важных задач образования.

Задание №1

Педагоги индивидуально записывают ,на отдельных листках проблему с которой столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения,на отдельных листках бумаги без указания фамилий.Все листки собираются в коробке и перемешиваются.После этого каждая группа вытягивает оговоренное кол-во листков с проблемами,анализирует их и предлагает варианты решения проблемы.

                   Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

      Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

        Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

       Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

         Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»

         Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.

        Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 

     Направления самообразования:

        Профессиональное (по образовательным областям программы)

        Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)

         Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)

      Методическое  (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

        Правовое

        Эстетическое

        Историческое

         Политическое

         Информационно-компьютерные технологии

         Охрана здоровья

         Интересы и хобби

    Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?

        Телевидение

        Газеты, журналы

         Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

         Интернет

        Видео, аудио информация на различных носителях

       Платные курсы

         Семинары и конференции

         Мастер-классы

         Мероприятия по обмену опытом

       

        Курсы повышения квалификации

       

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники знаний, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.

 

              Составляющие процесса самообразования воспитателя:

        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

        Посещать мероприятия, проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом

        Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

       Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии

        Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

         Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

            Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

         Работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

       Участие в работе научных  конференций, семинаров;

       

        Чтение методической, педагогической литературы

         Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий

     

        Посещение  тренингов,  открытых занятий коллег

         Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

        Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

        Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

        Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег

         Изучение информационно к2омпьютерных технологий

  • Задание № 2

Оформительный этап

На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы – 15 минут.

    Результат самообразования:

    Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких- либо

достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

 Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;

   Составление картотеки по проблеме;

   Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования

  Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

   Составление перспективного плана работы с детьми;

  Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

     оформление передового педагогического опыта

      Разработка новых форм, методов и приемов обучения

        Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

   Продуктивность процесса самообразования:

  Самообразование воспитателя будет продуктивным, если

       В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

      Воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

      Воспитатель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализировать педагогический опыт. Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

(рефлексия занятия)

Ведущий говорит первые слова предложения, и участники по кругу заканчивают эти предложения своими фразами.

Например, «сегодня меня удивило…», «я не ожидал…», «было интересно узнать о..», «никогда не думала, что…», « я была настроена…», « мне с трудом удалось…», « я задумалась о…», « впервые слышу о…», « не понравилось…», « мои ожидания от тренинга…», « труднее всего было…», « легко получилось…», « Занятно было услышать…», «не согласна с …», « совершенно согласен с…», « заинтересовало…», « вызвало чувство неприязни…», « если бы я была на месте учеников нашей школы…»