МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №39»
Круглый стол
«Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ»
Подготовила:
Жигалова А.В. , старший воспитатель
Толкачева И.М., воспитатель КИК
2021 г.
Цель:
Расширение знаний в области новых современных информационно- коммуникационных технологий. Повышение качества образования через использование ИКТ.
Задачи:
закрепить с участниками круглого стола понятие «информационно-коммуникационные технологии»;
познакомить с новыми информационно-коммуникационныи технологиями;
дать представление о роли современных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предварительная работа:
изучение сути вопроса;
подбор информации о современных информационно-коммуникационных технологиях и их использование в ДОУ;
определение спектра вопросов круглого стола.
Оборудование помещения и материалы: ноутбук, мультимедийный проктор, экран, музыкальный центр, памятка для педагогов и заведующих ДОУ «Преемущества использования ИКТ и возможное проблемы», листы рефлексии.
СЛАЙД №1
-Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня мы с Вами проведем круглый стол на тему: «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ»
Современный мир меняется с невероятной скоростью.
Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Какие они, современные дети? Назовите 3 наиболее подходящие на ваш взгляд характеристики современного поколения детей.
(ответы).
СЛАЙД №2
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
СЛАЙД №3
В течение некольких минут участники составляют перечень причин и озвучивают итоговое мнение.
- Скажите, пожалуйста, а станет ли педагогу интересно работать, а воспитаннику интересно заниматься, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?
(ответы).
- Мы живем в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Ни одна из современных образовательных технологий не возможна без использования информационно-коммуникационных технологий.
СЛАЙД №4
Так что же такое ИКТ?
Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации.
СЛАЙД №5
В контексте образования, ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, напрвленная на получение конкретного результата.
Т.е. под ИКТ в нашем случае подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
СЛАЙД №6
ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации
Под ИКТ подразумевается использование:
информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение
информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти
мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.
аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски….
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них:
СЛАЙД №7
Предлагаю вспомнить «Нормативно-правовую базу по использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ» :
*Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
*«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155
*"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
* «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
* Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16
* Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.
На следующем слайде представлены статьи из ФЗ «Об образовании в РФ», которые так или иначе связаны с использованием ИКТ в образовательных учреждениях (предлагаем вам с ними ознакомиться)
СЛАЙД №8
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…»
Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»
Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают:
- требования к психолого-педагогическим условиям;
- требования к кадровым условиям;
- требования материально-техническим условиям;
- требования к финансовым условиям;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В Профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам.
Как вы думаете, каким должен быть Современный педагог? (ответы)
СЛАЙД №9
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:
СЛАЙД №10
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1. Ведение документации.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии и т.д.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Важную роль в этом направлении также играет использование ИКТ.
В нашем ДОУ для родителей создан официальный сайт и группа ВК, которые дают родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые заметки, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
Размещать фотографии детей в открытом доступе в интернете можно только с письменного согласия их родителей.
Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий, при проведении родительских собраний и т.д.
Просмотр видео-материала, роликов, презентаций с использованием проектора стал неотъемлемой частью наших различных мероприятий, праздников, досугов.
СЛАЙД №11
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию организованной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками.
Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Большие возможности для этого имеет мультимедийоное и интеррактивное оборудование.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты.
На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные интерактивные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д.
СЛАЙД №12
Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ребенкака. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски воспитатель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.
СЛАЙД №13
Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.
Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.
В нашем ДОУ интеррактивное оборудование представлено интеррактивными играми по ПДД, экологии, формированию элементарных математических представлений и др (флешка).
СЛАЙД №14-15– Примеры дидактических игр
Например: «Вспомни сказку» - дети увидят изображение героя и вспомнят из какой он сказки ( для какого возраста данная игра может быть использована?)
«Чье это?» - подбери соответствующую картинку для мальчика и для девочки.
Подобные игры стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать, выдвигать идеи, расширять словарный запас ребёнка.
Таким образом можно сделать вывод, что «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ» является неотъемлемой частью образовательного процесса.
СЛАЙД №16
Благодарю за внимание.
Рефлексия.
Считаете ли Вы данную тему актуальной?
да нет другое_________________________
Получили ли Вы сегодня новую информацию?
да нет другое_________________________
Была ли данная информация полезна для Вас?
да нет другое______________________________
Какие основные проблемы Вы видите в использовании ИКТ в ДОУ?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Как Вы считаете применение ИКТ в ДОУ:
- усиливает положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность воспитанников
- помогает педагогу в работе
другое __________________________________________________
ИКТ в образовательном процессе – это дополнительные возможности или необходимость?
________________________________________________________________________