Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 19.12.2016 №09-3564.
Письмом Министерства образования и науки Самарской области "О внеурочной деятельности" от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ту.
Приложением к письму «Об организации занятий внеурочной деятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам».
Письмом Роспотребнадзора №01/476-16-24 от 19.01.2016 "О внедрении санитарных норм и правил".
Учебным планом ГБОУ «Республиканский центр образования»
Примерной программой дисциплины, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию).
Программа составлена на основе Программы курса «Путешествие по тропе здоровья» (1-4 класс) разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, авторы: Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. – М. Просвещение, 2014 г.
Актуальность выбранного направления и тематики
внеурочной деятельности.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы
Новизна
Заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
Возрастная группа обучающихся.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающих. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Объём часов, отпущенных на занятия.
Курс программы кружка «Путешествие по тропе здоровья» рассчитан на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа, т.е. в 1-4 классах по 30 минут.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» состоит из четырёх частей:
«Первые шаги к здоровью».
«Если хочешь быть здоров».
«По дорожкам здоровья».
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья».
Цели: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Формы и методы работы
Занятия в классе.
Уроки – путешествия.
Праздники.
Игры.
Викторины.
Виртуальные экскурсии.
Планируемые результаты освоения обучающимися
курса внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья».
Личностные результаты освоения курса:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям;
понимать значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
понимать значение экологии для окружающей среды.
Метапредметные результаты курса:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты освоения курса:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
II уровень
Взаимодействие учеников между собой. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты, формирование знаний о значении здоровья для жизни человека, развитие познавательного интереса к своему здоровью.
III уровень
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, спорту, физкультуре, к труду, к другим людям.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Путешествие по тропе здоровья».
Гигиена повседневного быта.
Теория: Режим дня. Значение соблюдения режима дня.
Практика: Составление и запись своего режима дня.
Физическое развитие.
Теория: Физическое развитие младшего школьника. Рост и вес, как показатели физического развития. Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»
Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.
Формирование правильной осанки.
Теория: Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища.
Практика: Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки.
Основы самоконтроля.
Теория: Настроение – показатель, отражающий психическое состояние человека. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки и т.д. Выставка рисунков: «Какие чувства вызвала музыка». Желание заниматься.
Средства и методы сохранения здоровья.
Теория: Как мы дышим? Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.
Практика: Проверка темпа дыхания. Тренировка дыхания через систему физических упражнений.
Профилактика близорукости..
Теория: Глаза – главные помощники человека.
Практика: Снимаем утомление глаз. Зрительные физкультурные минутки.
Что такое двигательные способности?
Теория: Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в неживой природе.
Практика: Проверяем свои двигательные способности.
Прикладные умения и навыки
Теория: Основа лыжной подготовки. Лыжи и лыжные палки. Одежда и обувь для лыжной подготовки. Равновесие. Значение умения держать равновесие в жизни. Виды спорта. Классификация видов спорта.
Практика: Лазанье по лестнице. Лазанье по гимнастической стенке. Лазанье с опорой на ноги и хватом рук. Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке. Лазанье одноимённым и разноимённым способами. Отработка всех видов и способов лазанья в игре «Я б в спасатели пошёл». Скользящий шаг на лыжах с лыжными палками и без палок. Упражнения в равновесии.
Основные виды движения
Теория: Движение и двигательные действия .
Практика: Обычная и быстрая ходьба. Спортивная ходьба. Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе. Ходьба в полуприсяде и присяде. Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята». Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой». Игры на свежем воздухе. Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте». Ходьба приставным шагом. Фигурная ходьба. Весёлые старты.
Методика проведения малых форм двигательной активности.
Теория: Малые формы двигательной активности. Место малых форм двигательной активности в режиме дня. Влияние малых форм двигательной активности на здоровье человека.
Практика: Тест «Что мы знаем о здоровье».
Теория: Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.
Практика: Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от физической нагрузки.
Средства и методы сохранения здоровья.
Теория: Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.
Практика: Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.
Физическое развитие.
Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.
Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.
Что значит быть сильным и выносливым?
Теория: Выносливость и сила – двигательные способности человека.
Практика: Составление индивидуальной программы на развитие двигательных способностей.
Методика проведения малых форм двигательной активности.
Теория: Динамическая пауза - малая форма двигательной активности. Место динамической паузы в режиме дня. Влияние динамической паузы на здоровье.
Практика: Упражнения и игры для динамической паузы. Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье». Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятий | Форма работы | Общее кол-во часов |
1. | Тема «Гигиена повседневного быта» | Беседа, игра | 1 |
2. | Тема «Физическое развитие младшего школьника». Рост и вес – главные показатели физического развития. Измерение своего роста и веса. | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
3. | Тема «Формирование правильной осанки». Осанка» Стройная спина! Будем улучшать осанку! | Беседа, практическое занятие | 1 |
4. | Тема «Средства и методы сохранения здоровья». Как мы дышим. Тренируем дыхание. | Беседа, практическое занятие | 1 |
5. | Тема «Профилактика близорукости». Глаза – главные помощники человека. Снимаем утомление глаз. | Беседа, игра | 1 |
6. | Тема «Что такое двигательные способности?» Двигательные способности людей. Проверяем свои двигательные способности | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
7. | Игротека «Я б в спасатели пошёл» | Беседа, практическое занятие | 1 |
8. | Ходьба в полуприсяде и присяде. Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята». | Беседа, практическое занятие | 1 |
9. | Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой» | Беседа, игра | 1 |
10. | Игры на свежем воздухе. | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
11. | Все на лыжи! Скользящий шаг без палок! Игры на лыжах | Беседа, практическое занятие | 1 |
12. | Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте» | Беседа, практическое занятие | 1 |
13. | Ходьба приставным шагом. Фигурная ходьба. | Беседа, игра | 1 |
14. | Весёлые старты | Спортивный праздник | 1 |
15. | Тема «Что значит быть гибким?». Гибкость тела. Практическая работа «Упражнения для развития гибкости». | Беседа, практическое занятие | 1 |
16. | Тема «Прикладные умения и навыки». Ползание и подползание. Игротека «Разведчики». | Беседа, практическое занятие | 1 |
17. | Тема «Основные виды движения». Бег и его виды. Обычный бег. Игра «Салки». | Беседа, игра | 1 |
18. | Бег с высоким подниманием колен. Игры на свежем воздухе. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Бег прыжками. Игра «Мышеловка». | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
19. | Челночный бег. Игра «Водоносы», «Пчелиный улей». Бег с преодолением препятствий. | Беседа, практическое занятие | 1 |
20. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды». | Беседа, практическое занятие | 1 |
21. | Тема «Средства и методы сохранения здоровья». Закаливание организма. Практическая работа «Закаливаемся вместе». | Беседа, игра | 1 |
22. | Мой внешний вид – залог здоровья. Практическая работа «Уход за одеждой и обувью». | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
23. | Пульс как показатели самоконтроля Практическая работа «Зависимость пульса от физической нагрузки» | Беседа, практическое занятие | 1 |
24. | Тема «Что значит быть ловким?» Что такое ловкость? Комплекс упражнений для развития ловкости. | Беседа, практическое занятие | 1 |
25. | Тема «Прикладные умения и навыки». Лазание по канату и шесту. Игротека «Пожарная команда». | Беседа, игра | 1 |
26. | Тема «Основные виды движения». Прыжки и спорт. Прыжки в длину с места. | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
27. | Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту. Прыжки со скакалкой. | Беседа, практическое занятие | 1 |
28. | Игротека «На болоте». Прыжок в глубину. Впрыгивание на возвышение. | Беседа, практическое занятие | 1 |
29. | Экскурсия «Природа – источник здоровья». | Беседа, игра | 1 |
30. | Игры разных народов. | Беседа, практическое занятие, просмотр фильма | 1 |
31. | «Здоровое питание» | Беседа, практическое занятие | 1 |
32. | Тема «Гигиена повседневного быта». Красивая улыбка человека. Практическая работа «Уход за зубами». | Беседа, практическое занятие | 1 |
33. | Вредные привычки. | Беседа | 1 |
34. | «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» | Спортивный праздник | 1 |
17