СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружковая деятельность»




Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

  3. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 19.12.2016 №09-3564.

  4. Письмом Министерства образования и науки Самарской области "О внеурочной деятельности" от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ту.

  5. Приложением к письму «Об организации занятий внеурочной деятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам».

  6. Письмом Роспотребнадзора №01/476-16-24 от 19.01.2016 "О внедрении санитарных норм и правил".

  7. Учебным планом ГБОУ «Республиканский центр образования»

  8. Примерной программой дисциплины, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию).

Программа составлена на основе Программы курса «Путешествие по тропе здоровья» (1-4 класс) разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, авторы: Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. – М. Просвещение, 2014 г.







Актуальность выбранного направления и тематики

внеурочной деятельности.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы

Новизна

Заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

Возрастная группа обучающихся.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающих. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Объём часов, отпущенных на занятия.

Курс программы кружка «Путешествие по тропе здоровья» рассчитан на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа, т.е. в 1-4 классах по 30 минут.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» состоит из четырёх частей:

  • «Первые шаги к здоровью».

  • «Если хочешь быть здоров».

  • «По дорожкам здоровья».

  • «Я, ты, он, она - мы здоровая семья».

Цели: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

    1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

    2. Профилактика вредных привычек.

    3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

    4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

    5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

    6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.



Формы и методы работы

Занятия в классе.

Уроки – путешествия.

Праздники.

Игры.

Викторины.

Виртуальные экскурсии.



Планируемые результаты освоения обучающимися

курса внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья».


Личностные результаты освоения курса:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;

  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;

  • осуществлять добрые дела полезные другим людям;

  • понимать значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;

  • понимать значение экологии для окружающей среды.

Метапредметные результаты курса:

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах .

Предметные результаты освоения курса:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

II уровень

Взаимодействие учеников между собой. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты, формирование знаний о значении здоровья для жизни человека, развитие познавательного интереса к своему здоровью.

III уровень

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, спорту, физкультуре, к труду, к другим людям.


Содержание курса внеурочной деятельности

«Путешествие по тропе здоровья».

Гигиена повседневного быта.

Теория: Режим дня. Значение соблюдения режима дня.

Практика: Составление и запись своего режима дня.

Физическое развитие.

Теория: Физическое развитие младшего школьника. Рост и вес, как показатели физического развития. Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.

Формирование правильной осанки.

Теория: Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища.

Практика: Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Основы самоконтроля.

Теория: Настроение – показатель, отражающий психическое состояние человека. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки и т.д. Выставка рисунков: «Какие чувства вызвала музыка». Желание заниматься.

Средства и методы сохранения здоровья.

Теория: Как мы дышим? Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.

Практика: Проверка темпа дыхания. Тренировка дыхания через систему физических упражнений.

Профилактика близорукости..

Теория: Глаза – главные помощники человека.

Практика: Снимаем утомление глаз. Зрительные физкультурные минутки.

Что такое двигательные способности?

Теория: Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в неживой природе.

Практика: Проверяем свои двигательные способности.

Прикладные умения и навыки

Теория: Основа лыжной подготовки. Лыжи и лыжные палки. Одежда и обувь для лыжной подготовки. Равновесие. Значение умения держать равновесие в жизни. Виды спорта. Классификация видов спорта.

Практика: Лазанье по лестнице. Лазанье по гимнастической стенке. Лазанье с опорой на ноги и хватом рук. Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке. Лазанье одноимённым и разноимённым способами. Отработка всех видов и способов лазанья в игре «Я б в спасатели пошёл». Скользящий шаг на лыжах с лыжными палками и без палок. Упражнения в равновесии.

Основные виды движения

Теория: Движение и двигательные действия .

Практика: Обычная и быстрая ходьба. Спортивная ходьба. Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе. Ходьба в полуприсяде и присяде. Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята». Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой». Игры на свежем воздухе. Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте». Ходьба приставным шагом. Фигурная ходьба. Весёлые старты.

Методика проведения малых форм двигательной активности.

Теория: Малые формы двигательной активности. Место малых форм двигательной активности в режиме дня. Влияние малых форм двигательной активности на здоровье человека.

Практика: Тест «Что мы знаем о здоровье».


Теория: Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.

Практика: Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от физической нагрузки.

Средства и методы сохранения здоровья.

Теория: Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.

Практика: Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.

Физическое развитие.

Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.

Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.

Что значит быть сильным и выносливым?

Теория: Выносливость и сила – двигательные способности человека.

Практика: Составление индивидуальной программы на развитие двигательных способностей.

Методика проведения малых форм двигательной активности.

Теория: Динамическая пауза - малая форма двигательной активности. Место динамической паузы в режиме дня. Влияние динамической паузы на здоровье.

Практика: Упражнения и игры для динамической паузы. Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье». Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья».













Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Тема занятий

Форма работы


Общее кол-во часов

1.

Тема «Гигиена повседневного быта»

Беседа, игра

1

2.

Тема «Физическое развитие младшего школьника». Рост и вес – главные показатели физического развития. Измерение своего роста и веса.

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

3.

Тема «Формирование правильной осанки».

Осанка» Стройная спина! Будем улучшать осанку!

Беседа,

практическое занятие

1

4.

Тема «Средства и методы сохранения здоровья». Как мы дышим. Тренируем дыхание.

Беседа,

практическое занятие


1

5.

Тема «Профилактика близорукости». Глаза – главные помощники человека. Снимаем утомление глаз.

Беседа, игра

1

6.

Тема «Что такое двигательные способности?»

Двигательные способности людей. Проверяем свои двигательные способности

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

7.

Игротека «Я б в спасатели пошёл»

Беседа,

практическое занятие

1

8.

Ходьба в полуприсяде и присяде. Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята».

Беседа,

практическое занятие


1

9.

Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой»

Беседа, игра

1

10.

Игры на свежем воздухе.

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

11.

Все на лыжи! Скользящий шаг без палок!

Игры на лыжах

Беседа,

практическое занятие

1

12.

Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте»

Беседа,

практическое занятие


1

13.

Ходьба приставным шагом. Фигурная ходьба.

Беседа, игра

1

14.

Весёлые старты

Спортивный праздник

1

15.

Тема «Что значит быть гибким?». Гибкость тела. Практическая работа «Упражнения для развития гибкости».

Беседа,

практическое занятие

1

16.

Тема «Прикладные умения и навыки». Ползание и

подползание. Игротека «Разведчики».

Беседа,

практическое занятие


1

17.

Тема «Основные виды движения». Бег и его виды. Обычный бег. Игра «Салки».

Беседа, игра

1

18.

Бег с высоким подниманием колен. Игры на свежем воздухе. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Бег прыжками. Игра «Мышеловка».

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

19.

Челночный бег. Игра «Водоносы», «Пчелиный улей». Бег с преодолением препятствий.

Беседа,

практическое занятие

1

20.

Экскурсия «У природы нет плохой погоды».

Беседа,

практическое занятие


1

21.

Тема «Средства и методы сохранения здоровья». Закаливание организма. Практическая работа «Закаливаемся вместе».

Беседа, игра

1

22.

Мой внешний вид – залог здоровья. Практическая работа «Уход за одеждой и обувью».

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

23.

Пульс как показатели самоконтроля

Практическая работа «Зависимость пульса от физической нагрузки»

Беседа,

практическое занятие

1

24.

Тема «Что значит быть ловким?» Что такое ловкость? Комплекс упражнений для развития ловкости.

Беседа,

практическое занятие


1

25.

Тема «Прикладные умения и навыки». Лазание по канату и шесту. Игротека «Пожарная команда».

Беседа, игра

1

26.

Тема «Основные виды движения». Прыжки и спорт. Прыжки в длину с места.

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

27.

Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту. Прыжки со скакалкой.

Беседа,

практическое занятие

1

28.

Игротека «На болоте». Прыжок в глубину. Впрыгивание на возвышение.

Беседа,

практическое занятие


1

29.

Экскурсия «Природа – источник здоровья».

Беседа, игра

1

30.

Игры разных народов.

Беседа,

практическое занятие, просмотр фильма

1

31.

«Здоровое питание»

Беседа,

практическое занятие

1

32.

Тема «Гигиена повседневного быта». Красивая улыбка человека. Практическая работа «Уход за зубами».

Беседа,

практическое занятие


1

33.

Вредные привычки.

Беседа

1

34.

«Ты, я, он, она – вместе дружная семья»

Спортивный праздник

1






17