Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальноедошкольноеобразовательноеучреждение городаАбакана«Детскийсад«Звёздочка»
655011 Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Пирятинская,25А тел.: 8(3902)277862 [email protected].
Согласовано Рекомендована Утверждена
Советом родителей МБДОУ к утверждению Приказом заведующего
«Д/с Звездочка» Педагогическим советом № __ от 30. 08.2024г.
Протокол№1 от 29.08.2024г. Протокол №1 от 29.08.2024г. МБДОУ «Д/с «Звездочка»
Кружковая программа дошкольного образования
«Песочная фантазия»
Воспитатели: Кулагина Т. В.
Юшкова А. И.
Абакан, 2024г.
Содержание
Пояснительная записка……………………..……………………….…….3
Цель, задачи………………………………………………...……….……..3
Учебно – тематический план …………………………………………….4
Организационно – педагогические условия реализации программы…5
Планируемые результаты…………………………..……………….…….5
Оценочные и методические материалы…………………………...……..5
Календарно-тематическое планирование………….…………….…..…..6
Список литературы………………...………………………….……..….....9
1. Пояснительная записка.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то. Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.
Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Актуальность
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
На этапе завершения дошкольного образования обучающийся (далее –
ребенок, дошкольник, воспитанник, дети…) способен хорошо овладеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Программные материалы для школьников стали сложнее, а желание детей приобретать знания, осваивать школьные программы все меньше и меньше.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования. Это возможно благодаря тому, что данная техника направлена на общее развитие ребенка, а не сообщение ему суммы знаний, благоприятной творческой атмосфере на занятиях, стимулировании активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, к обучению вообще. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе реализации программы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника.
2. Цель: создать условия для развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачи:
Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую
моторику рук;
Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;
Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Материал | Кол-во часов |
Октябрь |
1. | «Тучка и дождик» | Кисточки, лопатки | 1 |
2. | «Лесенка» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Яблоня» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | «Баранки-калачи» | Кисточки, лопатки | 1 |
Ноябрь |
1. | «Ежик» | Кисточки, лопатки | 1 |
2. | «Овечка» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Веселые птички» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | «Украшение платочка» | Кисточки, лопатки, камушки | 1 |
Декабрь |
1. | «Зимний лес» | Кисточки, лопатки | 1 |
2. | «Снежинка» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Сказочные герои» | Кисточки лопатки, миниатюрные герои | 1 |
4. | «Новогодняя елочка» | Кисточки, лопатки | 1 |
Январь |
1. | «Необыкновенные следы» | Кисточки, лопатки | 1 |
2. | «Зимний пейзаж» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Морозные узоры на стекле» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | «Зайчик в лесу» | Миниатюрные игрушки | 1 |
Февраль |
1. | «Такие разные домики» | Веточки, палочки | 1 |
2. | «Разноцветная сказка» | Одноразовая соломинка для коктейля | 1 |
3. | «Прекрасное рядом» | Одноразовая соломинка для коктейля | 1 |
4. | «Город сновидений» | Одноразовые соломинки для коктеля | 1 |
Март |
1. | «Город» | Кисточки, лопатки, гребешки | 1 |
2. | «Цветы для мамы» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Сказочная птица» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | Красивые узоры» | Кисточки, лопатки | 1 |
Апрель |
1. | «Самолет» | Кисточки, лопатки, гребечки | 1 |
2. | «Веселые человечки» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «Цыплята на прогулки» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | «Солнышко ясное» | Кисточки, лопатки | 1 |
Май |
1. | «Вертолет» | Кисточки, лопатки | 1 |
2. | «Портрет на песке» | Кисточки, лопатки | 1 |
3. | «По дорожке еж бежит» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. | «Сказочный домик» | Кисточки, лопатки | 1 |
4. Организационно- педагогические условия реализации программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная фантазия» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 1 раза в неделю. Общее количество часов 36. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться дети от 1.6-3 лет. При реализации дополнительной общеобразовательной программы требования к умениям и навыкам детей не предъявляются. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будет: фотоотчет.
5. Планируемые результаты:
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
6. Оценочные и методические материалы
Диагностический мониторинг Показатели | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Внимание и память Плавность, изящество, точность движений при работе с песком (манной крупой) | | | |
Насыпание песка (Манной крупы) | | | |
Работа кулачком | | | |
Работа мизинцем | | | |
Работа ладонью | | | |
Работа пальчиками | | | |
Понятие основ композиции | | | |
н (низкий) - не справляется с заданием или справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Метод диагностики: наблюдение за учениками в процессе их работы на индивидуальных столах по специально подобранными заданиям
Балльная система.
1 балл – плохо держит внимание, запоминает не все, что показывает педагог, движения резкие, из-за чего насыпание песка неравномерное, недостаточная точность движений и в силу чего линия прерывиста, слабо передает характер рисунка, недостаточно развита координация, вследствие чего плохо работает кулачком, мизинцем и ладонью, недостаточно владеет основными принципами композиции.
2 балла – не всегда хорошо держит внимание, запоминает неплохо то, что показывает педагог, движения не совсем плавные, из-за чего насыпание песка бывает иногда неравномерное, неплохая точность движений и в силу чего линия почти всегда точная, плавная, хорошо передает характер рисунка, хорошо развита координация, вследствие чего неплохо работает кулачком мизинцем и ладонью, владеет основными принципами композиции.
3 балла- хорошо держит внимание, запоминает хорошо то, что показывает педагог, движения плавные, точные, насыпание песка(манной крупы) всегда равномерное, хорошая точность движений и в силу чего линия всегда плавная, хорошо передает характер рисунка, хорошо развита координация, вследствие чего хорошо работает кулачком мизинцем и ладонью, хорошо владеет основными принципами композиции.
Календарно_тематическое планирование
Октябрь
1. Тема: «Тучка и дождик»
Цель: Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Тема: «Лесенка»
Цель: Умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии. Уметь различать количество предметов (много - мало, много - один). Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики
и повышение тактильной чувствительности.
3. Тема: «Яблоня»
Цель: Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
4. Тема: «Баранки-калачи»
Цель: поддерживать стремление создавать фон – насыпание песка из кулачка горизонтально; побуждать рисовать одним пальчиком по всему экрану круги, замыкая линии в кольцо.
Ноябрь
Тема: «Ёжик»
Цель: Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Тема: «Овечка»
Цель: Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
3. Тема: «Весёлые птички»
Цель: Учить создавать фон – насыпание песка из кулачка горизонтально и вертикально; познакомить с новым способом рисования песком – ребром ладони; закрепить умение рисовать одним пальчиком, двумя пальчиками.
4. Тема: «Украшение платочка»
Цель: Познакомить с новым способом рисования – щепотью. Побуждать детей создавать свои рисунки, используя ранее усвоенные знания.
Декабрь
1. Тема: «Зимний лес»
Цель: Учить создавать фон – насыпание песка из кулачка горизонтально, создание рисунка; побуждать рисовать одним пальчиком прямые и наклонные линии.
2. Тема: «Снежинка»
Цель: Умение проводить пересекающиеся линии. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
3. Тема: «Снеговик»
Цель: Рисование кругов кулачком. Украшение. Развитие воображения
и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
4. Тема: «Новогодняя ёлочка»
Цель: Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
Январь
1. Тема: «Необыкновенные следы»
Цель: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками надавливает на песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок слега ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2.Тема: «Зимний пейзаж»
Цель: Учить создавать фон – насыпание песка из кулачка горизонтально, создание рисунка; побуждать рисовать одним пальчиком прямые и наклонные линии. Побуждать к творчеству.
3. Тема: «Морозные узоры на стекле»
Цель: Развивать воображение, фантазию. Побуждать детей создавать узоры (на фоне) одновременно пальчиками обеих рук. Заполнять узорами углы, середину.
8. Тема: «Зайчик лесу»
Цель: Закреплять умение создавать образ способом кулачок, дополнять образ деталями, создавать простой сюжет.
Февраль
1. Тема: «Такие разные домики»
Цель Развитие воображения и творческого мышления. Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
2. Тема: «Разноцветная сказка»
Цель: Продолжать учить способу рисования – кулачком. Продолжать учить создавать образ, используя ранее усвоенные способы изображения песком.
3.Тема: «Прекрасное рядом»
Цель: Развивать воображение, фантазию. Побуждать детей создавать узоры (на фоне) одновременно пальчиками обеих рук. Заполнять узорами углы, середину.
8. Тема: «Город сновидений (по замыслу)»
Цель: Продолжать учить создавать образ, используя ранее усвоенные способы изображения песком.
Март
1. Тема: «Город»
Цель: Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка, пальцев. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
Тема: «Цветы для мамы»
Цель: Продолжать учить создавать фон – насыпание песка из кулачка горизонтально; побуждать рисовать одним пальчиком, двумя пальчиками; одной, двумя руками.
3. Тема: «Сказочная птица»
Цель: Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
4. Тема: «Красивые узоры»
Цель: Продолжать учить способу рисованию струёй из кулачка, развивать плавность движений. Развивать воображение, фантазию.
Апрель
1. Тема: «Самолёт»
Цель: Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Тема: «Весёлые человечки»
Цель: Развитие произвольных движений и самоконтроля. Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка. Развитие воображения и творческого мышления.
3.Тема: «Цыплята на прогулке»
Цель: Продолжать учить способу рисования – кулачком. Побуждать детей придумывать свой замысел и осуществлять его, используя разные способы рисования.
4. Тема: «Солнышко ясное» (на фоне и без фона)
Цель: Побуждать детей к творчеству, создавать разные образы солнышка используя известные приёмы рисования песком. Развивать творчество.
Май
1. Тема: «Вертолёт»
Цель: Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Тема: «Портрет на песке»
Цель: Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
3. Тема: «По дорожке ёж бежит»
Цель: Побуждать детей самостоятельно изображать образ ежа (кулачком, пальчиками, щепоткой, струйка из кулачка), дополнять образ деталями, создавать простой сюжет.
6. Тема: «Сказочный домик»
Цель: Показать детям изображение на «пятне» из песка, отсечение лишнего песка, дополнение его в необходимом месте. побуждать детей создавать образ сказочного домика (пальчиками, щепоткой, струйка из кулачка), развивать замысел, заполняя весь экран. Развивать воображение фантазию.
8. Список литературы
1. Батня Р. Миры на песке. Рига: RaКа, 2010.
2. Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015
3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. –М.: Инт.2010
4. Макарова Е.А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочной
стране». Санкт-Петербург. 2014.
5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые
секреты успешной работы. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014;
6. Якимчук О. Опыт использования песка в гештатльт-терапии./сост. И
редактор Д.Н.Хломов.- М.:Московский гештальт-инст
14