СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая работа "я познаю мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа "я познаю мир"»

Отдел по образованию и опеке администрации
Семилукского муниципального района
Воронежской области


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Губаревская Средняя Общеобразовательная Школа


Принято педагогическим советом

Протокол №

от « » 2021 г.

Утверждаю.

Директор МКОУ Губаревская СОШ

________Ю. А. Бирюков

Приказ №

от « » 2021 г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности

«Я познаю мир»

на 2021-2022 учебный год



Срок реализации: 1 год – 72 часа

Возраст: 5 - 6 лет



Автор: Попова Юлия Сергеевна

Воспитатель



с. Губарево 2021

Содержание

 

Раздел 1. Пояснительная записка ……………………………………..…….3

1.1 Направленность общеразвивающей программы ……………………3

1.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность ………. 3

1.3 Отличительные особенности программы…………………………….4

1.4 Возрастные особенности обучающихся …………………………..5

1.5     Цели и задачи …………………………………………………………6

1.6     Сроки реализации программы ………………………….……………6

1.7 Формы организации образовательной деятельности . . . ……………7

1.8     Предполагаемые результаты …………………………………………9

 

  Раздел 2. Содержание программы…………………………………………..10

2.1. Учебно-тематический план обучения………………………………….10

2.2. Содержание программы обучения……………………………………..11

Раздел 3. Мониторинг образовательных результатов……………………..23

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы……………………………………………………………………..25

Раздел 5. Список информационных источников…………………………..26

















Раздел 1. Пояснительная записка

    1. Направленность общеразвивающей программы

Программа кружка «Я познаю мир» рассчитана на дошкольников 5-6 лет направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

    1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. 3

Новизна и оригинальность - ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. данной темы заключается:

  • в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

  • в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Педагогическая целесообразность - что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

    1. Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы заключается в том, что:

  • первоначально дети учатся экспериментировать под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

  • в процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», «Что я хочу узнать?», «Что получится в итоге?».

  • обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Такое содержание программы поддерживает постоянный интерес к занятиям, способствует индивидуальному творческому росту каждого ребёнка, развитию фантазии.

    1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдение за Солнцем и за поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

5

    1. Цель и задачи программы

Цель рабочей программы: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи рабочей программы:

  1. развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

  2. включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  3. способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах;

  4. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности;

  5. поддерживать у детей инициативу, самостоятельность;

  6. развивать речь, обогащать словарный запас.

    1. Сроки реализации программы, режим

Данный курс разработан на детей дошкольного возраста 5-6 лет. Группа формируются с учетом интересов и потребностей детей. Программа рассчитана на 72 часа, занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.

Уровень реализации программы: 1 год обучения.

Количественный состав группы 16 человек.

Обучение предполагает использование коллективной, групповой формы занятий.

6

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Начало учебных занятий – 01.09.2021 г.

Конец учебного года – 31 мая 2022 г.

Продолжительность учебного года – 36 недель.

    1. Формы организации образовательной деятельности

- наблюдение;

- экспериментирование;

- беседы;

- решение проблемных ситуаций;

- опыты;

- исследовательская деятельность;

- работа с родителями (консультации, беседы).

Работа по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

 

Принцип научности:

  • подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

Принцип доступности:

  • построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; 7

  • решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

  • формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

  • обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

  • комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

  • решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

  • использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип результативности:

  • получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    1. Планируемые результаты

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

*Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

*У детей сформирована уверенность в себе посредством развития у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

*Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

*Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

*Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

*Сформированы коммуникативные навыки.











9

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план работы

п/п

Содержание

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Вода

18

3

Камни

2

4

Свет

4

5

Магнит

1

6

Термометр

1

7

Цвет

1

8

Опыты

7

9

Стекло

3

10

Пластмасса

1

11

Металл

1

12

Организм человека

2

13

Снег

5

14

Растения

4

15

Чернила

1

16

Мыло

1

17

Ветер

4

18

Парафин

1

19

Электричество

1

20

Бумага

2

21

Песок

2

22

Звук

1

23

Яйцо

1

24

Космос

1

25

Зеркало

1

26

Ткань

1

27

Дерево

1

28

Обобщение

2


Итого

72

10

2.2. Содержание программы обучения

Месяц

Неделя

Тема

Цели и задачи

Материал

Сентябрь



1

Начало

Познакомить с понятием наука, о способе познания через эксперимент


«Свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды: вкус, запах

Вода, краски, соль, сахар, лимон



2

«Свойства воды»

Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы и цвета

Вода, разные по форме сосуды, краски

«Плавучесть воды»

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Вода, разные предметы по тяжести (бумага, перо, карандаш, игрушка)









3

«Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, неровный или гладкий, блестящий,). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, их широко используют в строительстве.

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. керамзит, гранит, кремень, сахар, соль.

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.  

Мел, известняк, каменный уголь, разные ракушки. Рисунки папоротников, лупы, толстое стекло.

4

«Виды почвы»

Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. глинистая, песчаная, чернозем)

Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды.

«Удивительный песок»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.

Песок

Октябрь







1

«Свойства воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде.

Пластиковые стаканчики, с водой палочки для размешивания, соль, сахар, мука, Шампунь, растительное масло, пищевой краситель, песок, глина, стиральный порошок.

Агрегатные состояния воды

Дать знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном.

Наборы картинок «Вода в природе», электрический чайник, ёмкость с водой, стекло, лёд





2

«Круговорот воды»

Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Картинки с изображением разных видов облаков и дождя, трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток, чёрный картон.

«Вода – источник жизни» 

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома

 2 стакана с чистой и грязной водой, воронка и фильтр для очистки воды


3

Зеркало и «Солнечные зайчики»

Рассказать что зеркало имеет отражающую поверхность

Зеркало

Опыты с фонариком

Расширить представление детей о свойствах известных предметов. Световые явления

Фонарик, стекло, картон

4

 «Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»



«Как работает термометр»


Посмотреть, как работает термометр.


Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.


Ноябрь















1

«Вулкан»

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность


Макет вулкана (стеклянная банка, покрытая слоем пластилина), поднос, сода, уксус, гуашь красного цвета.

«Игра цветов»

Закрепить знания об основных цветах, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать воображение. Формировать умение и навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов с материалами, для работы в различных нетрадиционных техниках.

Банки с водой и баночки с краской гуашь (белого, красного, синего, желтого цвета, кисти, ленты бумаги









2



«Как получить радугу?»

Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Картинка «Радуга», таз, ёмкость с водой прозрачный лак для ногтей, черный картон.

«Мир ткани»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде.

Различные лоскутки ткани (шелк, шерсть, лен). Нитки, вода, утюг.








3

«Мир дерева»

Обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам.

Опыт с плаванием тел(дерево не плавает, металл тонет)

Пробка, металлический гвоздь, магнит.


«Мир бумаги»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сметание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательность, бережливость.


Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы, изготовленные из бумаги.

«Лодка»

Бумага, клей, форма для лодки, картон, краска, ножницы, парафин.











4

«Мир стекла»

Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру;

Стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.


«Мир пластика»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека.

Пластмассовые ёмкости, предметы из других материалов

Декабрь









1

«Мир металла»

Формировать представления у детей о свойствах металла

Разные виды металла.

«Человек и его организм»

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов;
Объяснить, что внутри тела есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок и т.д.; что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня).
Воспитывать у детей понимать ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Поддерживать желание глубже узнать себя. Развивать наблюдательность, внимание, стремление прислушиваться к себе.

Макеты: человека, сердца, желудка, лёгких; 3 фонендоскопа, воздушные шарики по количеству детей.











2

«Органы чувств»

Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью


Контейнер с кусочками фруктов и овощей, одноразовые вилочки, лупа, платок, ароматизированные палочки

Секреты «Кока-колы»

Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос»

3

«Почему снег мягкий?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

Снег

«Снег – греет»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

Снег

4

«Можно ли пить талую воду?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

Снег, воронка, бумажная белая салфетка

«Лед разной формы и цвета»

Поэкспериментировать – заморозить воду в разных емкостях и добавление красок

Вода, краски, емкости

Январь







1

«Увеличительные стекла»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

Лупа, мелкие предметы

«Цвет растения»


Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

4 стакана прозрачных, 4 баночки с водой разного цвета, 4 листа капусты








2

«Тайные чернила»


Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Лимон, лист, утюг

«Рупор»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).


Линейка, леска






3

«Черное и белое»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Салфетки из ткани чёрного и белого цвета

«Когда вода льется, а когда капает»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла

Пипетка, пакет, емкость с водой









4

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.


«Что бывает при охлаждении?»

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Горячая вода

Февраль

1

«Мыло фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом

Ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.

«Послушный ветерок»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

Емкость с водой, пенопласт

2

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

Емкость с водой, маленький резиновый мяч


«Вкусный сок»

Познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.

Фрукт, терка, кружки, марля

3

«Секрет сосновой шишки»

Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно. 

Шишка, вода

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян

Семена, почва, губка

4

«Вертушки»

Показать работу ветра, как можно определить силу ветра.

Бумага, гвоздики, палочки


«Плавление парафина»

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина

Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки.


Март

1

«Волшебная расческа»

Установить причину статического электричества. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными.


Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Фокусы

Шарик, скотч,

2

«Цветы лотоса».

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Цветная бумага, карандаш, вода

«Естественная лупа».

Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Банка, резинка, пищевая пленка

3

«Варёное или сырое?»

Объясните ему, что в варёном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

2 яйца

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха. воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Ароматизаторы (духи, апельсин), стакан

4

«Воздух сжимается»

Знакомить детей с нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается

Бутылка пластиковая, шарик


«Живая вода»

Познакомить детей с животворным свойством воды. Наблюдать как будут распускаться почки

Веточки, емкость, вода


Апрель







1

«Солнце, Земля и другие планеты»  

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.   

 Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

 «Этот загадочный космос»   

 Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. 

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.  



2

«Звезды и Луна светят постоянно»

Показать, что звезды светят постоянно.

Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

«Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет».

Делаем вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

2 мяча, один надутый хорошо, второй плохо. « воздушных шарика

3

«На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей

«Волшебный снежок».

Наблюдать что вода испаряется. В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок

Сода, соль, емкость

4

«Тонет – не тонет?».

Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.

Емкость с 2 видами воды, яйцо


«На растворимость».

Наблюдаем в какой воде быстрее растворится соль или сахар

2 стакана с водой теплой и холодной, сахар и соль


Май

1

«Свойства мокрого песка».

Наблюдаем за свойствами песка

Песок, цемент, вода

«Цветные слои»


Наблюдаем как жидкости разные по плотности займут свой слой

Мед, вода, растительное масло, спирт

2

«Бумажная крышка»

Наблюдаем как -Из-за давления воздуха жидкость должна остаться в емкости.


Стакан с водой, плотный картон

«Волшебный шарик»


Наблюдаем за экспериментом, делаем выводы

Уксус, пищевая сода, лимон, стакан, воздушный шарик, бутылочка, изолента и воронка. чтобы воздух из бутылки попадал только в шарик, замотайте горлышко изолентой.




3

«Красочная лампа»

Делаем вывод, что вода и масло имеют разную плотность

Вода, бутылка. Растительное масло, краситель

«Какая лужа высохнет быстрее?».

Вывод после наблюдения за лужами: маленькая высохнет быстрее

2 лужи с водой







4

 «Как вытолкнуть воду?».

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Емкость с водой, камешки


«Водяная мельница».

Вспоминаются свойства воды. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Мельница, вода

Раздел 3. Мониторинг образовательных результатов

Контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, для сотрудников. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Для выявления степени овладения учащимся навыками экспериментальной деятельностью предлагается диагностический материал.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Высокий уровень:

Дети активно стремятся добывать знания разными доступными им способами. Задачу эксперимента формулируют самостоятельно. Принимают активное участие в разработке методики сложных опытов. При выслушивании инструкций задают уточняющие вопросы, строят простейшие гипотезы, имеют способность принять их или отказаться под влиянием результатов проведенного эксперимента. В простых случаях работают при скрытом контроле взрослого При выполнении правил безопасности могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Часто следят за выполнением правил другими детьми, хотя сами порой о них забывают. Продолжительность непрерывного наблюдения 5—10 минут: При фиксировании результатов помимо графических способов начинают использовать моделирование. При анализе полученных данных могут сделать заключение о скрытых свойствах предметов и явлений.

Средний уровень:

Дети проявляют любознательность, хорошо дифференцируют известное и неизвестное. Формулируют задачу эксперимента самостоятельно, но при поддержке взрослого. Совместно с воспитателем разрабатывают методику проведения опытов. Могут выполнить опыт по одной инструкции. Способны прогнозировать результат, но сложно отказаться от недоказанного, ошибочного предположения. Стараются выполнить правила безопасности. Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 4—6 минут требуется акцентирование внимания детей на основных моментах развивающихся событий. Используют самостоятельно несколько графических способов фиксации исследований. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат опыта. Работают под непосредственным контролем педагога

Низкий уровень:

Дети часто задают вопросы взрослым, ответ на которые очевиден. С помощью взрослого пытаются сформулировать задачу эксперимента. Не участвуют в продумывании методики опыта. Выполняют инструкции, содержащие не более 2—3 простых поручений одновременно. С трудом высказывают предположение, каким может быть результат опыта. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, но могут забыть предупреждения. Продолжительность наблюдений до 3—4 минут при этом со стороны педагога необходимо детальное комментирование хода эксперимента. При фиксировании результатов опыта испытывают трудности, не могут самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. При анализе результатов требуется помощь взрослого. Дети хорошо понимают лишь простейшие причинно-следственные связи. Работают вместе с воспитателем.

















Раздел 4. Организационно-педагогические условия

Методы, применяемые в обучении:

  • эвристические беседы;

  • наблюдения за объектом;

  • просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

  • постановка и решение вопросов проблемного характера;

  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

  • проведение опытов и экспериментов;

  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

  • использование художественного слова;

  • дидактические игры;

  • ситуация выбора.

  • метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).

  • мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).













25

Раздел 5. Список информационных источников

Список литературы, используемой в программе «Я познаю мир»

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

  3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

  4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

  5. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012

  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»

  8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

  9. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»

  10. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

  11. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.

  12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/28/kartoteka-opyty-s-vodoy-dlya-detey-starshey-gruppy

  13. http://mdou37kursk.ru/attachments/article/247/ke.pdf

  14. https://infourok.ru/kartoteka-opitov-i-eksperementov-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3984092.html

  15. https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-po-eksperimentalnoj-deyatelnosti-dlya-starshej-doshkolnoj-gruppy-neizvedannoe-ryadom-5303169.html






26


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!