МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята Утверждена:
Протоколом педсовета № приказом№___________
От _____________2016 г. от ______________ 2016г.
Директор школы:
___________ / Терехова Л.П./
Рабочая программа
кружка «Историческое краеведение»
6 класс
Панасенковой Галины Владимировны
l категория
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Любовь к родному краю, знание его истории –
вот основа, на которой и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои
родные места, но и знания о них, приучает
интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный
уровень.
Д.С.Лихачев
Д.С. Лихачев
Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безызвестные народные краезнатцы были знатоками родных мест. Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины издавна хранились в памяти народной. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Краевед – прежде всего, исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Александр Твардовский, великий сын Смоленской земли, писал: «Лучше нет родной сторонки, что у каждого одна». В минуту тяжких испытаний люди всегда обращались к истории, припадали к ее истокам, искали ответ на вопросы, как преодолевать беды и невзгоды, обрушивающиеся на страну, найти спасительный путь к оздоровлению, сохранению государственности, свободы и независимости. Изучение русской истории, прошлого и настоящего своей малой Родины – мощный импульс мобилизации внутренних сил каждого человека для возрождения России, ее былой славы, ликвидации того страшного удара, который был нанесен ей политиками, ловко использовавшими идеалы демократии, добра и справедливости, защиты прав человека в своих неблаговидных, порой преступных целях. Итак, мы будем изучать историю своего села, школы, района .
ЦЕЛЬ: Вызвать у учащихся интерес к изучению исторических и культурных традиций своей родины; способствовать воспитанию человека-патриота.
ЗАДАЧИ: ознакомить учащихся с наиболее важными историческими событиями и датами прошлого и настоящего; помочь детям ощутить себя полноправными членами общества, гражданами своей страны.
В результате реализации программы кружка ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Тематический план
п/н | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Историческое краеведение как наука. Место краеведения в истории России | 1 |
2. | Взаимосвязь исторического краеведения с другими обществоведческими дисциплинами | 1 |
3. | Объекты и субъекты исторического краеведения. Методы и технологии в изучении исторических событий | 1 |
4. | Известные в России историки – краеведы. Основные направления их работы | 1 |
5. | Исторические монографии известных историков краеведов. | 1 |
6. | Краеведы на Смоленской земле. Историк –краевед Мурзакевич | 1 |
7. | Историки – краеведы Шумячского района А.Г.Максимчук и В.П.Максимчук | 1 |
8. | Из глубины веков. Наши предки – кривичи. В верховьях Днепра. | 1 |
9. | В Смядынской бухте. О чём рассказывают Гнёздовские курганы | 1 |
10. | В составе Киевской Руси | 1 |
11. | В составе Русско – Литевского государства | 1 |
12. | Под властью Речи Посполитой | 1 |
13. | Порубежье двух государств | 1 |
14. | Воссоединение с Россией | 1 |
15. | Генеральное межевание | 1 |
16. | На рубеже XVIII и XIX веков | 1 |
17. | Первые переселенцы | 1 |
18. | 1812 год | 1 |
19. | Голодный 1820 год | 1 |
20. | Промышленность и торговля в первой половине XIX века | 1 |
21. | Накануне отмены крепостного права | 1 |
22. | Накануне отмены крепостного права | 1 |
23. | Реформа 1861 года | 1 |
24. | Сельское хозяйство в пореформенный период | 1 |
25. | Промышленность и торговля | 1 |
26. | Просвещение | 1 |
27. | Шумячский край в начале XX века | 1 |
28. | Территория и население | 1 |
29. | Развитие сельского хозяйства | 1 |
30. | Промышленность и торговля | 1 |
31. | Просвещение и здравоохранение | 1 |
32. | Село Шумячи в начале XX века | 1 |
33. | Село Петровичи в начале XX века | 1 |
34. | Революционное движение | 1 |
| Итого | 34 |