СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный биолог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок для 5 -6 классов. Разработа на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный биолог"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8 города Бирска муниципального района Республики Башкорьостан

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по ВР

_________Ахмадеева Л.Г.

«___»_________2018г.

.

.УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №8

Г. Бирска

_________Ахмадиева А.Н.

Приказ №161-К от 31 августа 2018г.





Рабочая программа кружка

«Юный биолог»

для 5 класса

на 2018-2019 учебный год

Составила учитель Салиева Надежда Александровна







Рассмотрено на заседании ШМО

Классных руководителей

МБОУ СОШ №8 г. Бирска

Протокол №1 от 28 августа 2018 года

Руководитель ШМО классных руководителей

________Ахмадеева Л.Г.











Пояснительная записка

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в

учебном и воспитательном процессе современных школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

На биологию в 5 - 6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания кружка «Юный биолог». На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. В кружок включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 - 6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.

При организации процесса работы кружка в 5 классе учитывались следующие аспекты:

- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;

-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

-организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия - проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Данный кружок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Программа кружка «Юный биолог» соответствует целям ФГОС.

Новизна кружка заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями

и навыками. Этот кружок направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 7–9 классах. В рамках кружка запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа кружка способствует формированию базовых знаний и умений, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, помогает в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывает основы жизненно важных компетенций.

Цель и задачи изучения данного кружка является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии.

Главная цель кружка заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

- формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

- формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

- формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

- формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.

- освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условиях и ухода за ними.

Режим занятий:

1 час в неделю, год – 35 часов.

Материал кружка разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения при выполнении лабораторных и практических работ, проходят инструктаж. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: учащиеся с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Кружок направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу.

При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

- Групповая

- Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе кружка

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

- необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения (средства икт)

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Интерактивная доска.

Муляжи

  1. Плодовые тела шляпочных грибов

Натуральные объекты

  1. Гербарий «Основные группы растений»

  2. Набор микропрепаратов по ботанике

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

  1. Тропические влажные леса

  2. Влажные субтропики

  3. Сухие субтропики

  4. Пустыни и полупустыни

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Аудиторная доска

  2. Лупа ручная

  3. Игла препаровальная

  4. Микроскоп учебный

  5. Капельница с пипеткой

  6. Стекло покровное

  7. Стекло предметное

Содержание программы

  1. Введение.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, техникой безопасности, правилами поведения при проведении практических работ.

  1. Экскурсия «Объекты живой природы». Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни растений и животных. Заготовка растений для определения и гербария.

  2. Творческая мастерская.

Оформление гербария и изготовление поделок из природного материала.

  1. Турнир эрудитов.

Подготовка и участие в игровом мероприятии «Турнир эрудитов».

  1. Основы исследовательской деятельности.

Изучение методов исследования объектов живой природы, правила работы с лабораторным оборудованием. Правила работы с микроскопом.

  1. Основы исследовательской деятельности.

Исследования природы с помощью микроскопа. Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».

  1. Работа на клумбах.

Сбор семян, уборка клумб.

  1. Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Клеточное строение растений».

  1. Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Разнообразие живых организмов».

  1. Основы исследовательской деятельности.

Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала».

  1. Грибное царство.

Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Творческая мастерская: изготовление модели гриба из пластилина.

  1. Основы исследовательской деятельности.

Исследования природы с помощью микроскопа. Приготовление микропрепаратов плесневых грибов, дрожжей.

  1. Экскурсия «Объекты живой природы».

Экскурсия на школьный участок, зимние явления в жизни растений и животных. Оформление отчёта экскурсии.

  1. Акция «Покормите птиц».

Творческая мастерская. Изготовление кормушек птиц и развешивание на пришкольном участке.

  1. Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Тайны жизни растений».

  1. Акция «Новогодняя игрушка».

Творческая мастерская. Изготовление новогодних поделок из природного материала.

  1. Основы исследовательской деятельности.

Рассматривание готовых микропрепаратов. Творческая мастерская «Изготовление простейших из пластилина, пенопласта, ваты».

  1. Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Тайны жизни животных».

  1. Викторина «Знатоки животных».

Подготовка и участие в викторине «Знатоки животных».

  1. Проект «Молчаливые свидетели жизни на Земле».

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

  1. Игра - домино «Кто, где живет».

Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в нее. Определять среды жизни организмов.

  1. Творческая мастерская.

Создать Игру - путаницу и работать с картой мира. Распределять организмы на карте мира, проживающие в разных природных зонах.

  1. Проект «Последствия человека на окружающую среду».

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

  1. Здоровье человека и безопасность жизни.

Подготовить доклады по теме «Здоровье человека и безопасность жизни».

  1. Экскурсия «Объекты живой природы».

Экскурсия на школьный участок, весенние явления в жизни растений и животных. Оформление отчёта экскурсии.

  1. Праздник 1 апреля - «День Птиц».

Подготовка и участие в игровом мероприятии «Турнир эрудитов».

  1. Посадка семян в контейнеры.

Посев семян и выращивание рассады для школьных клумб.

  1. Пикирование рассады цветочных культур.

Пикировка рассады в раздельные контейнеры.

  1. Уход и подкормка рассады.

Полив, рыхление почвы и подкормка рассады.

  1. Основы исследовательской деятельности.

Вегетативное размножение растений, приёмы вегетативного размножения комнатных растений.

  1. Проект «Моя любимая клумба».

Рисование, проектирование, подбор цветов для школьных клумб.

  1. Подготовка клумб для посадок цветов.

Уборка и перекопка клумб.

  1. Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт.

Посадка цветов.

  1. Конкурс рисунков «Сохраните Землю».

Выполнение набросков и рисунков на экологическую тему, конкурс рисунков.







Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный биолог»



Личностные УУД:

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • гуманистическое сознание;

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.


Познавательные УУД:

  • формулировать познавательную цель;

  • формулировать проблему с помощью учителя;

  • работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

  • работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Регулятивные УУД:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • умение организовывать свою работу;

  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

  • различение способа и результата действий;

  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.


Коммуникативные УУД:

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

  • или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слу­шания:

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • задавать и уточнять вопросы;

  • понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы);

  • адекватно использовать речевые средства для решения различ­ных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации

Учебные ресурсы

  1. http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

  2. http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

  3. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р Петросова «Занимательная ботаника» Москва изд-во «АСТ-ПРЕСС» 2002 г.

  5. А.П. Большаков « Биология. Занимательные факты и тесты» Санкт-Петербург изд-во Паритет 2000 г.

  6. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии. Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.

  7. Щербакова Ю.В. Интеллектуальные игры для школьников. Биология. Ростов – на – Дону «Феникс»2015г.

  8. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. Волгоград: Учитель» 2009г.































Календарно – тематическое планирование



п/п


Дата по плану


Дата по факту


Тема



Примечание

1.



Введение


2.



Экскурсия «Объекты живой природы»


3.



Творческая мастерская


4.



Турнир эрудитов


5.



Основы исследовательской деятельности


6.



Основы исследовательской деятельности


7.



Работа на клумбах


8.



Биологический кинозал


9.



Биологический кинозал


10.



Основы исследовательской деятельности


11.



Грибное царство


12.



Основы исследовательской деятельности


13.



Экскурсия «Объекты живой природы»


14.



Акция «Покормите птиц»


15.



Биологический кинозал


16.



Акция «Новогодняя игрушка»


17.



Основы исследовательской деятельности


18.



Биологический кинозал


19.



Викторина «Знатоки животных»


20.



Проект «Молчаливые свидетели жизни на Земле»


21.



Игра - домино «Кто, где живет»


22.



Творческая мастерская


23.



Проект «Последствия человека на окружающую среду»


24.



Здоровье человека и безопасность жизни


25.



Экскурсия «Объекты живой природы»


26.



Праздник. 1 апреля - «День Птиц».


27.



Посадка семян в контейнеры.


28.



Пикирование рассады цветочных культур.


29.



Уход и подкормка рассады.


30.



Основы исследовательской деятельности


31.



Проект «Моя любимая клумба»


32.



Подготовка клумб для посадок цветов.


33.



Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт.


34.



Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт.


35.



Конкурс рисунков «Сохраните Землю»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!