СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Мы - юные биологи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок - "Мы юные биологи"для 2го класса,целью кружка являетя формирование образованной и инциотивной личности,владеющей системой биологических знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Мы - юные биологи"»

Кружок «Мы – юные биологи»





Общий объём часов в программе:

2 часа в неделю,(138+2) ч за 2 года




1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления составлена для учащихся 2 класса в соответствии

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом требований

к программам дополнительного образования детей.

Кружок «Мы – юные биологи», предназначен для развития биологических способностей учащихся, для формирования

элементов логической и биологической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм

организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание кружка может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они

овладевают на уроках окружающий мир, т.к. соответствует курсу «Биология».

Цель программы - формирование образованной и инициативной личности, владеющей системой биологических знаний и умений.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для биологической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

  • последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного воображения;

  • выявить и развить биологические и творческие способности;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к биологии;

  • расширение коммуникативных способностей детей;

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Содержания программы кружка «Мы – юные биологи» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в муниципальном образовательном учреждения основной общеобразовательной школы г.Миасса на 2017 – 2018 учебный год.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Биология», не требует от учащихся дополнительных биологических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные биологические факты, способные дать простор воображению.

Программа кружка состоит из трех разделов:

  • «Удивительный мир бактерии и грибов»;

  • «Мир удивительных растений»;

  • «Мир животных».

Основные принципы распределения материала: системность, принцип «спирали», принцип «от простого - к сложному», увеличение

объема материала, наращивание темпа выполнения заданий, смена разных видов деятельности.

Программа предусматривает включение экскурсий и различные заданий, трудность которых определяется не столько биологическим содержанием, сколько новизной и необычностью экологической ситуации.

Кружок «Мы – юные биологи» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию


подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные биологические игры,


динамические паузы.


Формы организации занятий:

  • коллективная;

  • групповая работа;

  • парная работа;

  • индивидуальная.

Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический.

Формы занятий:

  • беседы, викторины;

  • игры (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, социально моделирующие);

  • коллективные творческие дела;

  • выставки.

Виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие кабинета .

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 2 часа в неделю.

  • 1 год обучения – 68 часов;

  • 2 год обучения – 68 часов;

Итого – 138 часов.

Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

Новизной данной программы является то, что в её основе лежит системно – деятельностный подход.

Личностными результатами

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результами изучения данного курса являются:

(Познавательные универсальные учебные действия)

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

выбирать наиболее эффективные способы решения заданий

в зависимости от конкретных условий,

пользоваться специальными справочниками,

энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах,

анализ объектов и их синтез,

выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов

(Регулятивные универсальные учебные действия)

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,

контролировать и оценивать свои действия,

вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

(Коммуникативные универсальные учебные действия)

  • планировать и координировать совместную деятельность с учителем и сверстниками,

выражать (с достаточной полнотой и точностью) свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации.


Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел « Содержание программы»).


2. Содержание программы



№ п/п


Название раздела

Количество часов





1 год обучения

2 год обучения







Всего





Теория

Практика

Всего





Теория

Практика


1

Удивительный мир бактерий и грибов


10

8

2

10

8

2

10

2

Мир удивительных растений


32

30

2

32

30

2

32

3

Мир животных

28


24

4

28

24

4

28






Итого

35

35




2.1. Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. «Удивительный мир бактерий ,грибов»

Наука биология. Экскурсия в лес. Экскурсия к водоему. Какие царства существует на Земле? Строение бактерии. Полезные бактерии. Вредные бактерии. Строение грибов. Виды грибов. Ядовитые грибы. Итог темы.


Раздел 2. «Мир удивительных растений».

Растение растущие на Земле. Деревья. Кустарники. Травы .Лекарственные травы. Ядовитые травы. Хищные растение. Какие бывают цветы. Семена разных растений, Растение тундры. Растение на болоте.. Растение тропиков. Растение пустыни. Комнатные растения. Плодово-ягодные растения. С\Х растения. Овощи. Фрукты. Какие растения записаны в Красную книгу. Редкие растение на Земле. Растения Челябинской области. Итог темы.

Раздел 3. «Мир животных»

Животные обитающие на Земле. Млекопитающие. Травоядные животные. Хищные животные. Рептилий. Земноводные. Рыбы. Птицы. Насекомые. Кто такие звери? Грызуны. Обитатели нашего леса. Животные в Красной книге. Черный список. Обитатели Ильменского заповедника. Итог темы.


2.2. Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. «Удивительный мир бактерий и грибов»

Наука бактериология . Полезные бактерий. Вредные бактерий. Экскурсия в лес. Наука Микология. Разные виды грибов

Раздел 2. «Мир удивительных растений»

Самые, самые большие растения на Земле, Самые маленькие растения на Земле, Светолюбивые растения, Теневыносливые растения, Виды кустарников, Лекарственные растения, Ядовитые растения, Хищные растения, Цветы, Семена разных растений, Овощи. Фрукты. Флора Ильменского заповедника, С\Х растения. Растение Севера. Растение тропиков. Растение степей. Растение пустынь. Домашние цветы. Красная книга.


Раздел 3. «Мир животных».

Самое большое животное на Земле,Парнокопытные, Непарнокопытные животные, Приматы, Хищные, Змеи, Жабы и лягушки, Зайцы, Виды рыб,

Быстрые птицы, Бабочки, Жуки,Муравьи, Стрекозы, Клопы и вши, Черный список, Флора Ильменского заповедника, Животные из Красной книги. Итог темы

3. Учебно - тематический план

3.1. Учебно - тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол. часов

Содержание занятия

Раздел 1. Удивительный мир бактерии, грибов.

1-2

Вводное занятие.

2

История развития биологии. Наука биология.

3


Путешествие в страну «Биологии».

Экскурсия в лес

Инструктаж по ТБ

1

1

Беседа.

Знакомство с обитателями леса. Какие бывают деревья. Провести беседу как растут грибы

Проведение инструктажа по ТБ

4

Экскурсия к водоему

Инструктаж по ТБ


Знакомство с водоемом с обитателями водоема.

Проведение инструктажа по ТБ

5

Какие царства существует на Земле?

1

Беседа. Существуют 4 царства (Бактерии, Грибы, Растений, Животные). Вопрос – ответ.(Раскрыть все 4 царства).

6-7

Строение бактерий

2

Строение и формы бактерии. Какую функцию они выполняют? (рисунки)

8

Строение грибов

1

Показ презентации.

9-10

Виды грибов

2

Какие грибы бывают? (отгадай кроссворд)


Раздел 2. Мир удивительных растений

11

Растение растущие на Земле

1

Что такое флора?

12-13

Деревья

2

Самые большие деревья на Земле.Самые малые деревья.Где используют деревья

14-15

Кустарники

2

Нарисовать самые красивые кустарники

16

Травы

1

Распознать траву по запаху

17-18

Лекарственные травы

2

Сбор некоторых трав

19

Ядовитые травы

1

Показать ядовитые растение

20

Хищные растения

1

Показ презентации

21-22

Какие бывают цветы.

2

Самый большой цветок на Земле

23-24

Семена разных растений

2

Самое большое семечко и маленькое

25

Растение тундры

1

Рисунки

26

Растение на болоте

1

Какие растение растут на болоте?

27

Растение тропиков

1

Зарисовать большой цветок

28

Растение пустыни

1

Какие растение прорастают в пустыне?

29-30

Комнатные растения

2

Полезные и вредные растение

31


Плодово-ягодные растение

1


Фруктовые деревья. Ягодные кустарники. Ягоды.

32-33

С/Х растение

2

Растение растущие на полях. Какие растение применяем в пищу.

34-35

Овощи

2

Загадки, кроссворды.

36-37

Фрукты

2

Загадки, кроссворды

38

Какие растения записаны

в Красную книгу

1

Зарисовать в тетради

39

Редкие растение на Земле

1

Презентация

41-42

Растения Челябинской области.

2

Знакомство с растениями Челябинской области

43

Итог темы

1

Проекты


Раздел 3. Мир Животных.

44

Животные обитающие на Земле

1

Кто такие животные? Где они обитают?

45-46

Млекопитающие


2

Кого можно назвать млекопитающими? Где они живут? Самые большие животные. Маленькие животные. Картинки, рисунки.

47

Травоядные животные

1

Почему они питаются травой? Составить рассказ.

48-49

Хищные животные

2

Игра «У медведя во бору», Каких хищных животных вы знаете? Рисунки.

50

Рептилий

1

Рассказ учителя. Рисунки. Научный фильм.

51

Земноводные

1

Рассказ учителя. Научный фильм.

52-53

Рыбы

2

Беседа о рыб. Какие рыбы вводятся в наших водоемах?

54-55

Птицы

2

Птицы обитатели леса. Домашние птицы. Составить рассказ. Стихи.

56-57

Насекомые

2

Презентация, загадки. Рисунки.

58

Кто такие звери?

1

Беседа. Рисунки.

59

Грызуны

1

Рассказ учителя.

60-61

Обитатели нашего леса

2

Самые большие животные. Самые маленькие животные. Картинки. Рисунки.

62-63

Животные в Крас.книге

2

Красная книга

64

Черный список

1

Презентация: «Животных ,которых не восстановить на Земле».

65-66

Домашние животные

2

Загадки, рисунки, картинки.

67-68

Ильменский заповедник

2

Обитатели Заповедника. Экскурсия

69-70



Итог.

2






3.2. Учебно - тематический план второго года обучения


№ п/п

Тема занятия

Кол. часов

Содержание занятия

Раздел 1. Удивительный мир бактерий, грибов.

1

Вводное занятие. Путешествие в страну «Биологии» продолжается.

Инструктаж по ТБ.

1

История развития биологии.


.

Поведение инструктажа по ТБ.

2, 3

Экскурсия

2

Знакомство,все что видим вокруг себя

4, 5

Наука Бактериология

2

Что изучает это наука? Где мы встречаемся с бактериями. Строение бактерии.

6

Полезные бактерии

1

Полезные бактерии , где они находятся? Рассказ учителя

7

Вредные бактерии

1

Практическая работа (показ пыли, грязные руки, предметы)

8

Наука Микология

1

Что за наука микология? Беседа.

9-10

Виды грибов

2

Разные виды. Презентация

11

Ядовитые грибы

1

Презентация (мухомор)









Раздел 2. Мир удивительных растений.

12-13

Самые, самые большие растения на Земле

2

Презентация

14-15

Самые, самые маленькие растение на Земле

2

Беседа, рисунки, загадки.

16

Светолюбивые растения

1

Сосна, эвкалипт, одуванчик и. т.д.

17

Теневыносливые растения

1

Ель, кислица, ландыш.

18-19

Виды кустарников

2

Шиповник, роза, крушина.


20-21


Лекарственные растения


2


Презентация

22-23

Ядовитые растения

2

Беседа.

24

Хищные растения

1

Презентация

24-25

Цветы

2

Рассказ учителя. Для чего нужны цветы?

26-27

28-29


Семена разных растений

Овощи

2

2

Как использует человек семена . Беседа.

Рисунки, загадки.

30-31

Фрукты

2

Загадки, ребусы, рисунки.

32


Флора Ильменского Заповедника

1

Презентация


33-34

С/Х растение

2

Картинки, рисунки. Беседа.

35

Растение Севера

1

Беседа, картинки.

36

Растение тропиков

1

Рассказ учителя

37

Растение степей

1

Рассказ учителя. Рисунки.

38

Растение пустынь

1

Презентация

39-40

Домашние цветы

2

Практическая работа


41


Красная книга

1

Создать список из Красной книги.

Раздел 3. Мир животных.

42

Путешествие в страну «Животных» продолжается.

Самое большое животное на Земле

1

Рассказ учителя

Презентация

43-44

Парнокопытные


2

Научный фильм

45

Непарнокопытные

1

Беседа, картинки, рисунки.

46

Приматы

1

Научный фильм

47-48

Хищные

2

Презентация

49

Змеи

1

Рассказ учителя

50

Жабы и лягушки

1

Беседа. (Работа с пластилином)

51

Зайцы

1

Какие виды зайчиков вы знаете? (беляк и русак)

52-53

Виды рыб

2

Заполнить таблицу

54-55

Быстрые птицы

2

Презентация

56-57

Бабочки

2

Практическая работа

58-59

Жуки

2

Работа с пластилином

60

Муравьи

1

Рассказ учителя

61

Стрекозы

1

Картинки, рисунки

62-63

Клопы и вши

2

Рассказ учителя (гигиена)

64-65

Виды червей

2

Паразитические черви (гигиена)

66


67-68


69-70


Животные исчезли навсегда

Флора Ильменского заповедника

Подведение итогов.

1



2

2

Презентация



Экскурсия

Итог



Результаты внеурочной деятельности.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Выпуск газеты «Удивительный мир бактерии и грибов».

  • Выпуск книжки «Мир удивительных растении».

  • Выставка рисунков « Биология вокруг нас».

  • Выпуск раскладушки «Красная книга»

  • Выставка аппликаций из бумаг, пластилина.

  • Конкурс сказок, сочинений «Биология удивительная наука».


4.Обеспечение реализации программы

Кадровый ресурс:

  • учитель начальных классов;

  • учитель биологии.

Научно – методический ресурс:

Внеурочная работа по биологии. Составитель С.М.Курганский-М:ВАКО,2015г.Внеклассные мероприятия автор А.Ю. Кремень Волгоград. Кроссворды для школьников « Биология».Ярославль2007г.


Технический ресурс: компьютер, проектор, электронный и световой микроскоп.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!