СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общеобразовательная программа куружка предназначена для дошкольного образования. В программу кружка входит нетрадиционная техника рисования.
Отдел образования администрации
Ржаксинского района Тамбовской области
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в п.ЖемчужныйРжаксинского района Тамбовской области
Рекомендована к утверждению на заседании методического совета МБОУ «Ржаксинская СОШ№1 им.Н.М.Фролова» Протокол от _______________№___
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ________________А.В.Леонов Приказ от ____________ №___
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
Стартовый уровень
Возраст детей: 5 — 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Солдатова Людмила Ивановна,
педагог дополнительного образования.
п.Жемчужный 2019г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова» в п. Жемчужный Ржаксинского района Тамбовской области. | |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» | |
3. Сведения об авторах: |
| |
3.1. Ф.И.О., должность | Солдатова Л.И. - педагог дополнительного образования | |
4. Сведения о программе: |
| |
4.1. Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».Закон РФ «Об образовании» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова» | |
4.2. Область применения | дополнительное образование | |
4.3. Направленность | художественная | |
4.4. Уровень освоения | стартовый | |
4.5. Вид программы | Общеразвивающая | |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 5 – 7лет | |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
Блок №1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, получают первоначальные (стартовые) практические навыки изобразительного творчества.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Юный художник» заключается в том, что для развития ребенку младшего школьного возраста зачастую недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Программа стартового уровня «Юный художник» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, кляксография, монотипия, тампонирование и т д.) и дает толчок детскому воображению, творческому мышлению и творческой активности.
Актуальность программы
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности. Они любят фантазировать и экспериментировать.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Детское изобразительное творчество является примером проявления индивидуальности. Занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидательной личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно
определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Главное - как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Юный художник» заключаются в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку предоставляется свобода творчества, мотивируемая педагогом, который не механически учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях и чувствах. Включение в программу различных техник нетрадиционного рисования служит дополнительной ступенью к развитию мотивации у ребенка к занятиям изобразительным искусством и позволяет затем продолжить художественное образование на более высоком уровне.
Художественно-творческая деятельность детей с применением способов нетрадиционного рисования является своеобразной психологической арт-терапией: она способствует социальной реабилитации детей, отвлекает ребенка от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, повышает самооценку ребенка.
Отличительная особенность программы
Нетрадиционные техники рисования, используемые в программе «Юный художник» стартового уровня демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку младшего школьного возраста. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В соответствии с инновационной моделью образования данная программа учитывает интересы, склонности детей, их индивидуальные способности при создании оптимальных условий для самовыражения в изобразительной деятельности. Задачи, решаемые на занятиях, строятся по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Юный художник» рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет. В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность и эстетическое
восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: эстетическое, интеллектуальное, нравственное, физическое – и позволяет заниматься в дальнейшем изобразительным творчеством на более высоком уровне.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы.
Программа «Юный художник» стартового уровня рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов –72 часа.
Формы и режим занятий: обучение по программе «Юный художник» стартового уровня проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, экскурсий, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Общее количество часов — 72 часа в год. Методика организации работы дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 8 | 1 | 1x4 (20 мин) | 2 | 72 |
Формы организации занятий:
-ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами;
-занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры, дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память;
-тематическое занятие – работа над тематическим заданием: иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям, содействует развитию творческого воображения ребенка;
-занятие-импровизация – предоставление ребенку свободы в выборе художественных материалов и использовании различных техник, пробуждает фантазию и воображение ребенка;
-игровое занятие – стимулирования творчества детей в процессе проведения игр и конкурсов;
-комбинированное занятие – решение нескольких учебных задач.
Структура занятия
1. Введение в художественно- творческое пространство.
2. Эмоциональное введение в художественно- изобразительную задачу и формирование темы.
3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости).
4. Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога.
5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования.
Задачи программы
1.Образовательные:
-сформировать базовые основы смешивания краски для получения новых цветов и оттенков;
-знакомить детей с пальчиковой техникой рисования, рисования ладошкой;
-формировать понятие о средствах выразительности: фактурность окраски, цвет, пятно, линия;
-знакомить с различными видами изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика);
-формировать первоначальные понятия о композиции и расположении изображения на листе бумаги;
-знакомить с нетрадиционными методами рисования.
2.Развивающие:
-развивать мотивацию к занятию изобразительным творчеством;
-развивать эстетическое восприятие;
-развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-развивать творческие способности.
3.Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
-прививать навыки коммуникативного общения;
-воспитывать ответственность при выполнении работ.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
| I Прощание с летом. | 8 |
|
|
|
1 | Вводное занятие «Экскурсия в парк». | 1 1 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | Текущий контроль |
2
3. 4. | «Что умеет карандаш» Линия, штрих, тон. «Необычные рисунки из линии». «Бабочки» | 1
1 2 | 0,5
0,5 1
| 0,5
0,5 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
5 | «Летний луг.» | 2
| 1
| 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
6
| II. Осень золотая. «Осенние листья»
| 16 2
|
1
|
1
|
Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
7 | «Я шагаю по ковру осенних листьев» | 2
| 0,5
| 1,5
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
8 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее». | 2
| 1
| 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
9 | «Узор на разделочной доске». (Городецкая роспись) | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
10 | «Узор на тарелочке».
| 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
11 | «Моя любимая игрушка».
| 2
| 1
| 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
12 | «Гроздь винограда». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
13 | «Первый снег». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
| II Зимняя фантазия | 18 |
|
|
|
14 | «Волшебные снежинки». | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
15 | «Зимняя ночь». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
16 | «Елочка нарядная». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
17 | «Любимый узор». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
18 | «Зимний лес»
| 2
| 1
| 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
19 | «Лесной сторож». (филин) | 2
| 1
| 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
20 | «Пингвины на льдинах». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
21 | «Я слепил снеговика». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
22 | IV. Весна пришла. «Лодочка».
| 30 4
|
2
|
2
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
23 | «Семеновские матрешки»
| 4
| 2
| 2
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
24 | «Открытка для мамы».
| 2
| 1
| 1
|
Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
25 | «Моя мама». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
26 | «Рамка для фотографии». | 2 | 1 | 1
| Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
27 | «Фантастическая планета». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
28 | «Звездное небо». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
29 | «Старинная картина». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
30 31 | «Расцвели цветы». «Подснежники» | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
32 33 | «Как я люблю одуванчики». «Пчелки». | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
34 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Промежуточный контроль (собеседование, творческое задание, выставка) |
| Итого: | 72 | 34,5 | 37,5 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1:Вводное занятие. Экскурсия в парк.
Теория. Ознакомление с программой. Первое знакомство со свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.
Практика:Правила техники безопасности.
Тема 2: «Что умеет карандаш»
Теория: История создания простого карандаша. Отличительные особенности простого карандаша: по твердости, мягкости и составу графита, по «рубашке». Основные штрихи: по диагонали, по вертикали, по горизонтали, хаотичные штрихи. Динамика рисунка средствами штрихования. Цвет. Передача в рисунке цвета. Создание многочисленных оттенков цвета. Техника работы цветными карандашами.
Практика: Выполнение графических упражнений. Штриховка в разных направлениях. Рисование формы тела ёжика хаотичными штрихами. Игра «Кто лучше? Кто быстрей?». Самостоятельная работа: раскрашивание цветными карандашами в разных направлениях. Работа по замыслу.
Тема 3: «Необычные рисунки из линии»
Теория: Беседа - линия – начало всех начал. Знакомство с наброском. Роль наброска в рисунке. Набросок в жанрах изобразительного искусства. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Возможности фломастера.
Практика: . Игра «Кто лучше? Кто быстрей?». Самостоятельная работа: раскрашивание цветными карандашами в разных направлениях. Работа по замыслу. Использование в работе технику работы мелками.
Тема 4: «Бабочки»
Теория: Беседа о разновидностях бабочек, чтение рассказов.
Практика: Изображение бабочки приемом цветовых пятен.
Тема 5:«Летний луг».
Теория: Вспоминаемо лете, чтение стихов о лете.
Практика: Печать по трафарету.
Тема 6:«Осенние листья».
Теория: Знакомство детей с техникой тиснение.
Практика: Тиснение.
Тема 7: «Я шагаю по ковру осенних листьев».
Теория: Познакомить с техникой печатания листьями.
Практика: Печать по трафарету.
Тема 8: «Я люблю пушистое, я люблю колючее».
Теория: Беседа о животных.
Практика: Раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью.
Тема 9: "Узор на разделочной доске.» (Городецкая роспись).
Теория: Познакомить с городецкой росписью, беседа.
Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.
Тема 10: "Узор на тарелочке».
Теория: Беседа с детьми о том, как составить простой узор в круге.
Практика: : Тычок жёсткой полусухой кистью.
Тема 11: «Моя любимая игрушка».
Теория: Рассказы детей о любимых игрушках.
Практика: Рисование любимых игрушек.
Тема12: «Гроздь винограда».
Теория: Рассматривание иллюстраций.
Практика: Тычок жёсткой полусухой кистью.
Тема 13: «Первый снег».
Теория: Рассказать детям, как изображать первый снег, используя рисование пальчиками.
Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.
Тема 14: «Волшебные снежинки».
Теория: Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.
Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.
Тема 15 «Зимняя ночь».
Теория: Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.
Практика: Рисование пальчиками.
Тема 16: «Елочка нарядная».
Теория: Чтение стихов и исполнение песен о елочке.
Практика: Рисование пальчиками.
Тема 17: «Любимый узор».
Теория: Беседа и рассматривание узоров на окне.
Практика: Рисование пальчиками.
Тема 18: «Зимний лес».
Теория: Беседа о зиме, рассматриваем картинки с изображением деревьев зимой.
Практика: Тычок жёсткой полусухой кистью.
Тема 19: «Лесной сторож». (филин)
Теория: Беседа о зимующих птицах.
Практика: Тычок мятой бумагой.
Тема 20: «Пингвины на льдинах».
Теория: Придумывание сказки о пингвине.
Практика: Печать поролоном.
Тема 21: «Я слепил снеговика».
Теория: Рассматриваем иллюстрации, сочиняем рассказ.
Практика: Обрывание и скатывание бумаги
Тема 22: «Лодочка».
Теория: Рассказ о правилах пользования акварельными мелками.
Практика: Рисование акварельными мелками по сырому фону.
Тема 23: «Семеновские матрешки».
Теория: Беседа и рассказ о семеновских матрешках.
Практика: Рисование пальчиками.
Тема 24: «Открытка для мамы».
Теория: Слушание песен про маму.
Практика: Использование техники тычкования.
Тема 25: «Моя мама».
Теория: Чтение рассказа «Моя мама», обсуждение.
Практика: Рисование пальчиками.
Тема 26: «Рамка для фотографии».
Теория: Рассматриваем семейные фотографии, беседа.
Практика: Печать по трафарету.
Тема 27: «Фантастическая планета».
Теория: Чтение сказок.
Практика: Рисование приемом кляксографии.
Тема 28: «Звездное небо».
Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа о звёздах.
Практика: Рисование приемом кляксографии.
Тема 29: «Старинная картина».
Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа о значении старинных картин.
Практика: Рисование ватными палочками.
Тема 30: «Расцвели цветы».
Теория: Беседа о первых весенних цветах, загадки.
Практика: Рисуем контуры цветов по папирусной бумаге.
Тема 31: «Подснежники».
Теория: Беседа о первых весенних цветах, загадки.
Практика: Рисование ватными палочками.
Тема 32: «Как я люблю одуванчики».
Теория: Сбор одуванчиков, плетение венков из них, загадки о цветах.
Практика: Рисование методом тычка.
Тема 33: «Пчелки».
Теория: Рассматривание иллюстраций.
Практика: Черно-белый граттаж.
Тема34: Итоговое занятие
Теория: Беседа.
Практика: Промежуточный контроль универсальных учебных действий учащихся: проведение собеседования по изученным темам, выполнение творческих упражнений. Подведение итогов освоения первого года программы.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По итогам реализации программы стартового уровня «Юный художник» ожидаются следующие результаты.
1. Личностные:
-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
-развитие мотивации познавательных интересов;
-развитие самооценки собственной творческой деятельности;
-творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения;
-рост творческого мастерства;
2. Предметные: формирование начальных компетенций детей в области изобразительного искусства.
Учащиеся в конце года
1. должны знать:
-названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование и применение;
-палитру цвета;
-базовые основы смешивания краски для получения новых цветов и оттенков;
-правила построения композиции;
-средства выразительности: фактурность окраски, цвет, пятно, линия;
-различные виды изобразительного искусства (живопись, натюрморт).
2. должны уметь:
-рисовать пальчиками и с помощью ладошки;
-создавать рисунки с помощью нетрадиционных техник рисования: оттиск, печатание листьями, тычок полусухой жесткой кистью, кляксография, тиснение, монотипия;
-определять на глаз размер предметов, расстояния при создании композиции;
-выполнять работы самостоятельно согласно технологии.
3. Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение организации рабочего места;
-умение соблюдения правил техники безопасности при работе с красками, мелками и нетрадиционными материалами;
-умение анализировать и оценивать созданные работы;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных, определять характер сказочных героев;
-умение передавать настроение и характер персонажей в рисунке;
-повышение интереса к музыке как способу выражения настроения и чувств;
-повышение интереса к природе родного края.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | даты | Раздел | Количество часов | Форма проведения | Место проведения | Форма контроля |
1. |
| Введение Прощание с летом. |
8 | беседа | класс | собеседование |
2 |
| Осень золотая. | 16 | рассказ | класс | Самостоятельная работа |
3 |
| Зимняя фантазия. | 18 | Просмотр иллюстраций | класс | Экспозиция работ |
4 |
| Весна пришла. | 30 | игра | класс | Творческое задание |
Продолжительность учебных занятий по четвертям
| Начало четверти
| Окончание четверти | Количество учебных недель |
1 четверть | 03.09.18 | 26.10.18 | 8 |
2 четверть | 06.11.18 | 28.12.18 | 8 |
3 четверть | 14.01.19 | 22.03.19 | 10 |
4 четверть | 01.04.19 | 24.05.19 | 8 |
| Начало каникул
| Окончание каникул | Количество дней |
осенние | 27.10.18 | 04.11.18 | 9 |
зимние | 29.12.18 | 11.01.18 | 14 |
весенние | 23.03.19 | 29.03.19 | 7 |
летние | 25.05.19 | 31.08.19 | 99 |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 6 лет);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование
-учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 10 шт., шкафы – 3 шт.;
-инструменты и приспособления (кисти, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, сангина, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, карандаши, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, цветная бумага и картон).
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
-диагностика «Склонность к творчеству»;
-диагностика «Твои таланты»;
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей учащихся с помощью нетрадиционных техник рисования»;
-методическое пособие для родителей «Рисуем играя»;
методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование личности детей с помощью нетрадиционных техник рисования»;
-экскурсии в природу «Времена года»;
-экскурсия в детскую библиотеку «Старые, старые сказки…»;
-экскурсия по родному селу «Городские виды».
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с изобразительным творчеством. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» применяется:
Текущий контроль -осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ.
Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года (май). Формы контроля универсальных учебных действий первого года обучения: собеседование, выполнение творческих упражнений. Формы контроля универсальных учебных действий второго года обучения: тестирование, выполнение творческого задания (создание рисунка по собственному выбору темы и техник), выставка работ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник»;
-рисунки для экспозиций учебных работ в различных нетрадиционных техниках рисования;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам конкурсов изобразительного творчества учащихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов изобразительного творчества учащихся муниципального и регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
-творческие работы (рисунки), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;
-участие в ученических конкурсах изобразительного творчества на уровне учреждения и муниципалитета.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» используются:
-«Диагностика изобразительной деятельности дошкольников» (методика Г.А.Урунтаевой);
-«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (методика Т.С.Комаровой);
При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:
-технические навыки;
-средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.);
-наличие замысла;
-проявление самостоятельности;
-оригинальность.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения изобразительной деятельностью, уровня освоения начальных теоретических навыков по изобразительному творчеству (цветоведение, композиция).
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному(взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);
-наглядный (демонстрация схем, рисунков, изобразительных работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологииразноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы.
№ п/п | Наименование темы | Формы проведения занятий | Приемы и методы | Дидактический материал и ТСО |
|
1 | Вводное занятие «Экскурсия в парк». | Беседа, игра | словесный |
|
|
2
3
4 | «Что умеет карандаш» Линия, штрих, тон. «Необычные рисунки из линии». «Бабочки» | Рассказ | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам)творческий | Альбомный лист карандаши , краски, предметы круглой и овальной формы трафареты, кисти., | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
5 |
«Летний луг».
| Игра, беседа | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам) | Альбомный лист образец, краски кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации, сборник цветов о лете, образцы. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
6 | «Осенние листья».
| Просмотр иллюстраций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Шаблоны листьев разной формы, краски, альбомный лист. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
7 | «Я шагаю по ковру осенних листьев». | Игра |
| Опавшие листья, трафареты, принадлежности для рисования, альб. лист. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
8 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее».
| Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, акварель, кисти, иллюстрации. Сборник загадок.
| Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
9 | «Узор на разделочной доске». (Городецкая роспись). | Рассказ, самостоятельная работа. | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, краски, кисти для рисования иллюстрации, изделия с городецкой росписью, разделочные доски. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
10 | «Узор на тарелочке». (Городецкая роспись) | Игра, беседа. | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, акварель, кисти | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
11 | «Моя любимая игрушка».
| игра | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, акварель, кисти, иллюстрации. Сборник загадок, рассказов о зиме.
| Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
12 | « Гроздь винограда». | Рассказ, сообщение нетрадиционных приемов. | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Иллюстрации, сборник загадок, принадлежности для рисовани. |
|
13 | « Первый снег». | слушание | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Иллюстрации, альбом для рисования, краски, кисть. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
14 | «Волшебные снежинки». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Сборник стихов о зиме, принадлежности для рисования, кисть, краски. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
15 | «Зимняя ночь». | Рассказ, игра | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Сборник стихов о зиме, принадлежности для рисования, кисть, краски,иллюстрации о зиме. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
16 | «Ёлочка нарядная». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, гуашь, кисти (жесткая и беличья), различные вырезанные из бумаги фигуры елочки, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
17 | «Любимый узор». | Беседа, игра. | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция раб |
| «Зимний лес».
| Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Иллюстрации с изображением деревьев, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
19 | «.Лесной сторож»(филин).
| Рассказ | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Простой карандаш, краски, восковые мелки, принадлежности для рисования, иллюстрации. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
20 | «Пингвины на льдинах». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Шаблоны, иллюстрации, карандаши, краски, альбом. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
21 | «Я слепил снеговика». | Рассказ | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Иллюстрации,, сборник рассказов о зиме, краски, карандаш простой. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
22 | «Лодочка».
| Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам) | Иллюстрации, краски, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
23 | «Семеновские матрешки».
| Игра | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, салфетки, иллюстрации.
| Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
24 | «Открытка для мамы».
| Рассказ | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Сборник стихов о маме, иллюстрации, краски, шаблоны цветов. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
25 | «Моя мама». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
26 | «Рамка для фотографии». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Иллюстрации, образцы рамок с фотографиями, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
27 | «Фантастическая планета». | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги, краски, кисти , пробный листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
28 | «Звездное небо». | Рассказ | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Листы бумаги,иллюстрации, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
|
29 | «Старинная картина». | Беседа | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам) | Иллюстрации, простой карандаш, принадлежности для рисования. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
30 | «Расцвели цветы». | Беседа | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам | Простой карандаш, принадлежности для рисования, сборник загадок. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
31
| «Подснежники».
| Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам) | Полукартон, краски кисти, свеча, мыло, заостренная палочка, иллюстрации, эскизы. | Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
32
33 | «Как я люблю одуванчики».
«Пчелки» | Просмотр иллюстра-ций | Словесный, наглядный, репродуктивный (работа по образцам) | Простой карандаш, принадлежности для рисования, сборник загадок. | Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ) |
34 | Итоговое занятие | Комбинированное занятие | Репродуктивный, твоческий. | Готовые детские работы | Промежуточный контроль (собеседование, творческое задание, выставка) |
2.6.ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2010. – 144с.
2. Балбышев И. Н. Из жизни леса. – Л.,2006.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2009. – 63с.
11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2008.
13. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 64с.
14. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 2005. – 96с.
15. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 96с.
Для учащихся:
1. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта.
2.Лучич М.В. Детям о природе. – М., 2010г..
3. Маршак С. Я. Зоопарк. Л., 2004г.
4. Маяковский В. Что ни страница – то слон, то львица.
5. Сладкова Г. Рассказы. М., 2004г.
6. Утенко И. С. Зимний букет. – Л., 2009г..
7.Энцеклопедицеский словарь юного художника. – М., 2008г..
2.7.ГЛОССАРИЙ (понятийный словарь)
Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге.
Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.
Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.
Граттаж – нетрадиционная техника рисования. Лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира.
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам.
Кляксография – нетрадиционный способ рисования с помощью клякс. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем дорисовываются детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая наилучшему воплощению замысла художника.
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.).
Монотипия – нетрадиционный прием рисования: лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг – нетрадиционный прием рисования: краска набирается на зубную щётку, ею ударяют о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии.
Печать - способ получения изображения с помощью оттиска руки или печатки.
Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей.
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна.
Рисование методом тычка – кисть или ватную палочку окунают в краску и точным движением сверху вниз делают тычки по альбомному листу. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Рисование мятой бумагой – нетрадиционная техника: смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Рисование пальцем – нетрадиционная техника рисования: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Тиснение(оттиск) – нетрадиционная техника рисования, под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Фон – задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).
Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.); светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета).
Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера.
Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике.
Приложение.
Диагностический материал
Дорисуй рисунок
Цель: определение уровня развития образного воображения
Материалы: несколько листов бумаги размером 10 на 15 с изображением некоторой фигуры. Если вы проводите диагностику в группе, то желательно иметь несколько вариантов фигур.
Инструкция ребенку
Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Можешь поворачивать рисунок, как тебе захочется. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.
Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему следующим образом: «Посмотри, вот я при думала такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что – нибудь другое.
После того как ребенок выполнил первый рисунок, необходимо его поправить( если он неправильно понял задание, сделал ошибку). Если ошибки нет, то ребенок рисует другие рисунки.
Если он начинает рисовать однотипные рисунки (напримерцветыит.д.) необходимо остановить его и сказать: «Цветы ты уже рисовал, придумай что-нибудь другое.»
Выполнение задания прекращается, если ребенок не может больше ничего придумать: отказывается продолжать или рисует просто узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.
Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: « Что бывает круглое?», Что светит на небе?» или «посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, но неуровень развития воображения.
К ошибкам можно отнести следующее:
Ребенок нарисовал букву или какую – либо геометрическую фигуру (например:«Это квадрат»);
Ребенок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» ребенок отвечает:«Просто так» или «Это узор такой»);
Рисунок находится в стороне от заданной фигуры;
Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А что это значит на твоей картинке?» ребенок отвечает: «ничего, просто так».
Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Моя семья»
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с
кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития:
Высокий уровень(3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют
техническими навыками.
Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Рисование.
Игровое упражнение: «Нарисуй что запомнил!»
Цель: выявить умение изображать предметы по памяти. Определить уровень наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Задание 2. Рисование.
Беседа-демонстрация «Как еще это можно использовать?»
Цель: выявить уровень внимания детей к новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Наблюдение 1. Рисование.
«Владение карандашом».
Цель: определить уровень владения карандашом при выполнении линейного рисунка, при плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально).
Задание 3. Рисование.
Игра «Закрой глаза – послушай музыку - представь и нарисуй!»
Цель: выявить умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка.
Наблюдение 2. Рисование
«Сюжетное рисование».
Цель: выявить умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план).
Наблюдение 3. Рисование
«Декоративное рисование».
Цель: выявить умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др.). Выявить умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Выявить умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Диагностика позволяет оценить динамику развития художественных навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных упражнений для формирования необходимых навыков и умений, либо скорректировать работу на овладение определенными навыками и художественными умениями.