СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Математика вокруг нас".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности по математике составлена на основе ООП  ООО.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Математика вокруг нас".»












Рабочая программа

по внеурочной деятельности по ФГОС

"Математика вокруг нас" ( 7 класс)

.

1.Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности основного общего образования для 7класса составлена на основе

-Основной образовательной программы основного общего образования, 

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области математики;

    • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

    • учить применять математическую терминологию;

    • учить проектной деятельности;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • выполнение проекта, творческих работ;

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами :

  • является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.

  • С уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.





II.Общая характеристика программы.

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у учащихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения учащихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

III. Место учебного предмета "Математика" в учебном плане

На изучение программы «Математика вокруг нас» 7  классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей..

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проектная деятельность;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.

  2. Выбор подтем (областей знания).

  3. Сбор информации.

  4. Выбор проектов.

  5. Работа над проектами.

  6. Презентация проектов.




IV. Содержание учебного курса «Математика вокруг нас» в 7 классах

ТЕМА: «Натуральные числа» (5ч)

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.

ТЕМА: «Задачи на движение» (6ч)

Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.

ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (8ч)

Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.

ТЕМА: «Дроби» (5ч)

История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

ТЕМА: «Комбинаторика » (3ч)

Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

ТЕМА: «Проценты в нашей жизни» (6ч)

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты



V. Планируемые результаты освоения программы курса

Учащиеся научатся:

  • находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • создавать презентации;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  3. Планировать (составлять план своей деятельности);

  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Список литературы.

Для учителя:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.

  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе.

  3. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика

  5. Величко М.В. Проектная деятельность на уроках математики.

Для ученика:

  1. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika

  2. Энциклопедия по математикеhttp://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

  3. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

  4. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru