СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Мир цветов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя рабочую авторскую программу, рассчитанную на 2 года обучения и тематическое планирование 1 и 2 года. Программа предназначена для учителей биологии

Просмотр содержимого документа
«автор. образоват. прогр Мир цветов 2ч»


Управление образования

администрации Губкинского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

___________Ченцова Л.Е.

Приказ №_____

«___»___________ 20___ г.
















АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Мир цветов»


Срок реализации программы - 2 года


возраст воспитанников

(обучающиеся 7 - 14 лет)









Составитель программы – учитель биологии

Копцева Ирина Владимировна















2016 г



Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы):

«Мир цветов», эколого-биологическое направление





Автор программы: ___ Копцева Ирина Владимировна

Фамилия Имя Отчество









Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «____» _____________ 20___ г., протокол № ______________





Председатель _______________ _____________________________

подпись Ф.И.О.

























Информационная карта образовательной деятельности

программы дополнительного образования детей

педагога Копцевой Ирины Владимировны


1. Направленность (образовательная область): эколого-биологическое направление


2. Вид образовательной деятельности: получение теоретических сведений о выращивании цветочно – декоративных растений, практическая деятельность в области декоративного цветоводства, опытническая работа, творчество


3. Название программы: авторская образовательная программа «Мир цветов»


4. Сведения об авторе: учитель биологии – Копцева Ирина Владимировна


5. Аннотация программы

1) Возраст детей – обучающиеся 7-14 лет

2) Сроки реализации программы: 2 года

3) Цель программы: привитие обучающимся любви к родной природе

через практическую деятельность в области декоративного цветоводства.

Задачи программы:

- Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир», «Биология».

- Привитие практических навыков по выращиванию растений и их
размножению.

- Развитие наблюдательности и познавательного интереса, привитие трудолюбия, аккуратности в выполняемой работе.

- Приобщение школьников к исследовательской работе в области цветоводства

4) Ожидаемые результаты:

По прохождении курса кружковцы должны знать:

- Влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений;

- Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека;

- Биологические особенности наиболее распространенных однолетних и комнатных цветочно-декоративных растений.

- Виды ухода за растениями, его особенности в зависимости от времени года;

- Способы размножения цветочно-декоративных растений и правила подборки растений для цветника;

По прохождении курса кружковцы должны уметь:

- Уметь на практике использовать знания, полученные на занятиях;

- Создавать микроклимат для растений в соответствии с их биологическими особенностями;

- Правильно размножать комнатные растения;

- Производить посадку и перевалку комнатных растений;

- Составлять план цветника;

- Составлять композиции из цветочно-декоративных растений;

- Выполнять простейшую исследовательскую работу.

5). Кадровое обеспечение программы: учитель - Копцева Ирина Владимировна

6). Год разработки: 2016


6. Перечень методических приложений к программе:

- методические рекомендации по выгонке цветочно-декоративных растений

- методические рекомендации по выполнению практических работ

- викторины о цветах

- схемы расположения цветочно-декоративных растений на клумбах

- тесты по разделам программы


7. Статус программы: авторская

Пояснительная записка


Представленная программа является авторской и разработана учителем биологии Копцевой И.В. Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «___»__________20___ г. и утверждена приказом по школе №___ от «___»_________20___г. Программа рассчитана на обучающихся, увлекающихся декоративным цветоводством.

Актуальность. Занятие цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище. Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санирующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции. Правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Программа имеет естественнонаучную направленность и практическую ориентацию. Программа учитывает интересы как мальчиков, так и девочек, и предлагает обучающимся шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и экологической культурой. Занятия по программе будут способствовать осознанию учащимися своей роли в природе и культуре своей малой родины, поймут, что проблема выживания человечества, проблема сохранения жизни на земле заключается в самом человеке.


Цель программы: привитие обучающимся любви к родной природе через практическую деятельность в области декоративного цветоводства.


Задачи программы:

  • Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир», «Биология».

  • Привитие практических навыков по выращиванию растений и их
    размножению.

  • Развитие наблюдательности и познавательного интереса, привитие трудолюбия, аккуратности в выполняемой работе.

  • Приобщение школьников к исследовательской работе в области цветоводства.


Организация образовательного процесса. Данная программа условно рассчитана на 2 года обучения с учащимися 1-8 классов и составляет 72 часа в год, из расчёта 2 часа в неделю, с 1сентября по 25 мая. При необходимости программа второго года может повторяться с внесением изменений, исходя из опыта педагога, специализации, интересов, навыков и возраста учащихся.


Нагрузка (на 1 год): 2 занятия в неделю по 1 часу, 36 недель по 2 ч

Всего (за 2 года) – 144 часа


Основными методами и формами работы с детьми являются:

1..Наглядный метод:

а) демонстрация натуральных объектов;

б) демонстрация наглядных пособий;

2.Словесный метод:

а) беседа;

б) рассказ;

3. игровой метод:

а) дидактические игры;

б) подвижные игры;

в) игры - туры, викторины.

Форма занятий: групповая.


Теоретические занятия ведутся в форме бесед, сообщений с элементами беседы, сопровождающихся показом растений, иллюстративного материала из литературных источников, показом коллекций.

Практические работы ведутся параллельно с теоретическими и для них отводится большое количество часов. Начинаются они с оформления кабинета (теплицы), создания условий микроклимата для различных экологических групп, ухода за растениями, приготовления грунта, посуды, размножения комнатных растений. Практикой проверяется усвоение знаний теории. Каждый обучающийся должен иметь группу растений, порученную ему для ухода.


Оценка результатов образовательной деятельности происходит во время проведения выставок, оформления коллекций, при проведении тематических мероприятий, итоговых и открытых занятий.

На занятиях члены кружка знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями; приобретают навыки по размножению растений, выращиванию и уходу за ними; по ведению наблюдений за ростом и развитием растений; учатся обобщать результаты проведенной работы. Объектами изучения являются однолетники и комнатные растения. Работа с декоративными растениями помогает ребятам лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.


Средства контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.

























Требования к уровню подготовки обучающихся



По прохождении курса кружковцы должны знать:


  • Влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений;


  • Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека;


  • Биологические особенности наиболее распространенных однолетних и
    комнатных цветочно-декоративных растений.


  • Виды ухода за растениями, его особенности в зависимости от времени
    года;


  • Способы размножения цветочно-декоративных растений и правила
    подборки растений для цветника;



По прохождении курса кружковцы должны уметь:


  • Уметь на практике использовать знания, полученные на занятиях;


  • Создавать микроклимат для растений в соответствии с их
    биологическими особенностями;


  • Правильно размножать комнатные растения;


  • Производить посадку и перевалку комнатных растений;


  • Составлять план цветника;


  • Составлять композиции из цветочно-декоративных растений;


  • Выполнять простейшую исследовательскую работу




















Учебно - тематический план 1 года обучения


Наименование тем

Количество часов

теория

практика

1.

Введение

1

1


2

Осенние работы в цветнике

10

1

9

3

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

7

6

1

4

Общие сведения о комнатных растениях

22

13

9

5

Знакомство с разнообразием однолетников

6

4

2

6

Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений

4

1

3

7.

Размножение комнатных растений

5

2

3

8.

Весенние работы на учебно-опытном участке

16

6

10

9.

Итоговое занятие

1

1



Всего:

72

35

37


Содержание программы 1 года обучения


1. Введение. (1 час)

Знакомство с программой объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.


2. Осенние работы в цветнике. (10 часов)

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетние
цветочно-декоративные растения: календула, бархатцы, настурция,
астры, душистый горошек и другие)

Практические работы: Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов, однолетних цветочно-декоративных растений .

Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для
продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений Сбор семян, их первичная обработка. Работа в теплице по уходу за растениями. Сбор семян, их первичная обработка, подготовка к хранению, георгин .Выкапывание цветов на выгонку. Удаление растительных остатков с клумб .Заготовка почвы для рассады. Перекопка почвы.


3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. (7 часов)

Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок, семена). Растения, выращиваемые в оранжерее, теплицах и комнатах. Использование растений человеком. Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетников.

Практические работы: Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями. Наблюдения за цветочно-декоративными растениями, взятыми из цветника.


4. Общие сведения о комнатных растениях. (22 часа)

Знакомство с разнообразием комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Особенности содержания комнатных растений. Роль воды, тепла, света в жизни растений. Питание комнатных растений. Почвы, используемые в цветоводстве. Жизненные формы растений. Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения. Особенности содержания комнатных растений в зимний период. Зимняя выгонка растений. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника выполнения этой работы. Насекомые вредители и болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений

Практические работы. Изучение видового разнообразия комнатных растений. Расстановка растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, рыхление, полив, опрыскивание, подкормка удобрениями. Составление почвенных смесей для различных видов растений. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа. Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями растений. Выявление вредителей и болезней растений в теплице.

Борьба с вредителями и болезнями растений.


5. Знакомство с разнообразием однолетников. (6 часов)

Разнообразие летников, их биологические особенности. Строение семян летников и их разнообразие. Способы определения всхожести семян Условия необходимые для прорастания семян однолетников. Способы подготовки их к посеву.

Практические работы.: Рассматривание коллекции семян однолетников.

Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву.


6. Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений. (4 часа)

Опытническая работа по зимней выгонке цветочно-декоративных растений.

Обсуждение и выбор тем для опытов. Разработка планов проведения опытов.

Практические работы.:

Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями.


7. Размножение комнатных растений. (5 часов)

Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми,
корневыми). Размножение комнатных растений: усами, делением куста и
луковицы.

Практические работы: Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами. Пересадка и перевалка комнатных растений


8. Весенние работы на учебно-опытном участке. (16 часов)

Устройство цветника. Посев семян. Способы и сроки посева. Глубина заделки семян. Способы обработки почвы, значение своевременной обработки и внесения удобрений. Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Посадка укоренившихся черенков. Условия необходимые для роста и развития рассады. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Способы и сроки посева семян летников.

Практические работы.: Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника(зарисовки клумб). Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой. Посадка укоренившихся черенков. Наблюдение за появлением всходов, уход за посевами. Пикировка рассады. Весенняя обработка почвы.

Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление перезимовавших сорняков. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов. Высадка рассады, уход за растениями. Наблюдения за приживаемостью рассады. Посев семян на клумбах. Уход за посевами на клумбах.


9. Итоговое занятие. (1 час)


Учебно - тематический план 2 года обучения


Наименование тем

Количество часов

теория

практика

1.

Введение

1

1


2

Осенние работы в цветнике

11

1

10

3

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

6

4

2

4

Общие сведения о комнатных растениях

20

8

12

5

Знакомство с разнообразием однолетников

6

2

4

6

Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений

4

-

4

7.

Размножение комнатных растений

5

1

4

8.

Весенние работы на учебно-опытном участке

18

2

16

9.

Итоговое занятие

1

1



Всего:

72

20

52


Содержание программы 2 года обучения


1. Введение. (1 час)

Знакомство с программой объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.


2. Осенние работы в цветнике. (11 часов)

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетние
цветочно-декоративные растения: календула, бархатцы, настурция,
астры, душистый горошек и другие)

Практические работы: Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов, однолетних цветочно-декоративных растений .

Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для
продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений Сбор семян, их первичная обработка. Работа в теплице по уходу за растениями. Сбор семян, их первичная обработка, подготовка к хранению, георгин .Выкапывание цветов на выгонку. Удаление растительных остатков с клумб .Заготовка почвы для рассады. Перекопка почвы.


3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. (6 часов)

Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок, семена). Растения, выращиваемые в оранжерее, теплицах и комнатах. Использование растений человеком. Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетников.

Практические работы: Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями. Наблюдения за цветочно-декоративными растениями, взятыми из цветника.


4. Общие сведения о комнатных растениях. (20 часов)

Знакомство с разнообразием комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Особенности содержания комнатных растений. Роль воды, тепла, света в жизни растений. Питание комнатных растений. Почвы, используемые в цветоводстве. Жизненные формы растений. Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения. Особенности содержания комнатных растений в зимний период. Зимняя выгонка растений. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника выполнения этой работы. Насекомые вредители и болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений

Практические работы. Изучение видового разнообразия комнатных растений. Расстановка растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, рыхление, полив, опрыскивание, подкормка удобрениями. Составление почвенных смесей для различных видов растений. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа. Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями растений. Выявление вредителей и болезней растений в теплице.

Борьба с вредителями и болезнями растений.


5. Знакомство с разнообразием однолетников. (6 часов)

Разнообразие летников, их биологические особенности. Строение семян летников и их разнообразие. Способы определения всхожести семян Условия необходимые для прорастания семян однолетников. Способы подготовки их к посеву.

Практические работы.: Рассматривание коллекции семян однолетников.

Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву.


6. Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений. (4 часа)

Опытническая работа по зимней выгонке цветочно-декоративных растений.

Обсуждение и выбор тем для опытов. Разработка планов проведения опытов.

Практические работы.:

Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями.


7. Размножение комнатных растений. (5 часов)

Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми,
корневыми). Размножение комнатных растений: усами, делением куста и
луковицы.

Практические работы: Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами. Пересадка и перевалка комнатных растений


8. Весенние работы на учебно-опытном участке. (18 часов)

Устройство цветника. Посев семян. Способы и сроки посева. Глубина заделки семян. Способы обработки почвы, значение своевременной обработки и внесения удобрений. Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Посадка укоренившихся черенков. Условия необходимые для роста и развития рассады. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Способы и сроки посева семян летников.

Практические работы.: Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника(зарисовки клумб). Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой. Посадка укоренившихся черенков. Наблюдение за появлением всходов, уход за посевами. Пикировка рассады. Весенняя обработка почвы.

Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление перезимовавших сорняков. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов. Высадка рассады, уход за растениями. Наблюдения за приживаемостью рассады. Посев семян на клумбах. Уход за посевами на клумбах.


9. Итоговое занятие. (1 час)


Учебно-методическое обеспечение


Литература


  1. 1000 и один совет по уходу за комнатными растениями. Минск Харвест, 1998 г

  2. М.А. Михайленко, А.Н. Ершова. Цветоводство в школе. Воронеж, 1994 г

  3. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 кл. М.: «Просвещение», 1985 г

  4. А.И. Полежаева. Комнатное цветоводство. Чебоксары - 1974 г

  5. Н.А. Петренко, Д.Б. Кудрявец. Как вырастить цветы. М.: «Просвещение», 1993

  6. Как выращивать цветы. МП «Квант» Белгород, 1993 г

  7. В.В. Петров. Из жихзни зеленого мира. М.: «Просвещение», 1982 г

  8. В.А. Родина. Цветоводство в школе. М.: «Просвещение», 1974 г


Оборудование

  1. Коллекции семян

  2. Гербарий растений

  3. С/х инвентарь: грабли, лопаты, вилы, тяпки, садовые ножницы, ведра, лейки

  4. Луковицы выгоночных цветов

  5. Цветочные горшки

  6. Семена цветов, зеленных культур

  7. Коллекции насекомых-вредителей

  8. Рисунки насекомых-вредителей

  9. Рисунки болезней тепличных растений




















РЕЦЕНЗИЯ

На программу кружка «Мир цветов»


Копцевой Ирины Владимировны, учителя МБОУ «Сапрыкинская ООШ»


Образовательная область – биолого-экологическая


Возраст детей – 7 - 14 лет


Сроки реализации программы: 2 года


В образовательном учреждении подобной программы нет.


«Дополнительность» программы заключается в более полном знакомстве обучающихся со многими вопросами школьного курса ботаники и общей биологии: связью растений с внешней средой, возможностью управления ростом и развитием растений.

Материал подан системно и грамотно.

Программа кружка актуальна, так как занятие цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище. Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санирующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции.

Пояснительная записка достаточно полно отражает цели и задачи кружка, темы занятий сформулированы полно и четко.

Автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата, в достаточной мере раскрывается оценка знаний и умений учащихся. Структурные части выделены, цели, задачи и способы достижения согласованы.

Программы способствует осознанию учащимися своей роли в природе и культуре своей малой родины, осознанию того, что проблема выживания человечества, проблема сохранения жизни на земле заключается в самом человеке.

Автор программы обладает достаточно профессиональными знаниями и умениями для того, чтобы заинтересовать детей вопросами выращивания цветочно-декоративных растений, привить обучающимся любовь к родной природе через практическую деятельность в области декоративного цветоводства, приобщить к исследовательской работе.



Программа в полной мере может считаться авторской


Рецензент: _______________________________________________




Просмотр содержимого документа
«тематич 1 года»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе «Мир цветов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области




«Согласовано»

Руководитель МС:

_________/Рагозина Л.М./

Протокол №____

от «___»____________ 2016 г



«Утверждаю»

Директор школы

________/Ченцова Л.Е./

Приказ №___

от «____»____________2016 г



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Объединение – «Мир цветов»

Предметная область – естествознание

Уровень образования – основное общее образование

Классы: 1-8




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __ от __________ 2016 г.








Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов


Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

2.09

1. Введение

1

Знакомство с программой кружка, ТБ


Формирование дисциплинированности



2. Осенние работы на цветнике

10




2


2.09

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетник цветочно-декоративные растения)

1

Знакомство с разнообразием

цветущих растений осенью


Расширение кругозора о цветочно-декоративных растениях, воспитание чувства прекрасного

3


9.09

Пр. раб. Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов однолетних цветочно-декоративных растений

1


Наблюдения за бархатцами, цинниями, календулой, петунией

Воспитание чувства прекрасного, умения работать в коллективе

4

9.09

Пр.раб. Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для продолжения цветения и наблюдений

1


Посадка фиалки

Воспитание умения работать в коллективе

5

16.09

Пр.раб. Сбор семян, их первичная обработка

1


Сбор семян цветов: цинний, бархатцев, астр

Воспитание умения работать в коллективе

6


16.09

Пр.раб. Работа в теплице по уходу за растениями

1


Уход за зеленными культурами, кактусами

Формирование навыков работы в коллективе

7


23.09

Пр.раб. Сбор семян, подготовка к хранению клубней георгин

1


Сбор семян бархатцев и цинний, выкапывание клубней георгин

Формирование навыков работы в коллективе

8

23.09

Пр.раб. Выкапывание цветов на выгонку

1


Подготовка луковиц нарциссов, тюльпанов и лилий

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

9


30.09

Пр.раб. Удаление растительных остатков с клумб

1



Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

10

30.09

Пр.раб. Заготовка почвы для рассады

1


Отсортировка и очищение почвы

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

11


7.10


Пр.раб. Перекопка почвы

1



Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

7




12


7.10

Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок, семена)

1

Знакомство со значением и строением органов растений


Воспитание эстетических чувств

13

14.10

Растения, выращиваемые в оранжереях, теплицах и комнатах

1

Знакомство с оранжерейными и тепличными растениями


Воспитание эстетических чувств

14

14.10

Использование растений человеком

1

Изучение значения растений для человека



15

21.10

Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка

1

Знакомство с группами цветочно-декоративных растений


Воспитание эстетических чувств

16

21.10

Разнообразие летников

1

Знакомство с видами растений-летников


Воспитание эстетических чувств

17

28.10

Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями

1


Знакомство с растениями в теплице, уход за луковичными культурами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

18


28.10

Пр.раб. Наблюдения за растениями, взятыми из цветника, уход за ними

1


Наблюдения и уход за бархатцами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



4. Общие сведения о комнатных растениях

22




19

4.11

Знакомство с разнообразием комнатных растений

1

Ознакомление с группами комнатных растений


Воспитание эстетических чувств

20

11.11

Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности

1

Выяснение роли комнатных растений для человека, знакомство с их биологическими особенностями


Воспитание эстетических чувств

21

11.11

Особенности содержания комнатных растений

1

Выяснение особенностей содержания растений


Воспитание эстетических чувств

22

18.11

Роль воды, света и тепла в жизни растений

1

Выяснение роли факторов среды на жизнь растений


Воспитание бережного отношения к природе

23

18.11

Питание комнатных растений

1

Знакомство с различными видами питания и подкормки растений


Воспитание бережного отношения к природе

24

25.11

Почвы, используемые в цветоводстве

1

Знакомство с видами почв, их особенностями



25

25.11

Жизненные формы растений

1

Знакомство с группами: деревьями, кустарниками, травами


Воспитание эстетических чувств

26

2.12

Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения

1

Знакомство с группами комнатных растений


Воспитание эстетических чувств

27

2.12

Особенности содержания комнатных растений в зимний период

1

Выяснение особенностей содержания комнатных растений зимой


Воспитание бережного отношения к природе

28

9.12

Зимняя выгонка растений

1

Знакомство с особенностями выгонки растений


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

29

9.12

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений

1

Знакомство с терминами «перевалка», «пересадка», их значением для растений


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

30

16.12

Насекомые - вредители и болезни комнатных растений

1

Знакомство с болезнями растений и насекомыми вредителями


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

31

16.12

Меры борьбы с вредителями и болезнями растений

1

Знакомство с мерами борьбы, условиями их проведения



32

23.12

Пр.раб. Изучение видового разнообразия комнатных растений

1


Изучить видовое разнообразие комнатных растений в классе биологии

Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

33

23.12

Пр.раб. Расстановка растений в уголке живой природы, дополнительное освещение

1


Научить расставлять комнатные цветы в уголке живой природы в соответствии с их потребностями

Формирование умения и желания работать в коллективе

34

30.12

Пр.раб. Предохранение корней от действия холода при содержании растений на окне

1


Принятие мер по предохранению корней от холода у растений на окне

Формирование умения и желания работать в коллективе

35


6.01

Пр.раб. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, полив, рыхление, опрыскивание, подкормка

1


Уход за комнатными цветами по школе

Формирование умения и желания работать в коллективе

36


13.01

Пр.раб. Составление почвенных смесей для различных видов растений

1

Знакомство с почвенными смесями

Составить почвенные смеси для различных растений

Формирование корректности, дисциплинированности

37


13.01

Пр.раб. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа

1


Посадка лука, петрушки, укропа

Формирование умения и желания работать в коллективе

38


20.01

Пр.раб Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями

1


Изучить по рисункам болезни растений и вредителей в теплице

Формирование корректности, дисциплинированности

39

20.01

Пр.раб. Выявление вредителей и болезней растений в теплице

1



Формирование умения и желания работать в коллективе

40

27.01

Пр.раб. Борьба с вредителями и болезнями растений

1


Осматривание растений в теплице, опрыскивание раствором перманганата калия

Формирование умения и желания работать в коллективе



5. Знакомство с разнообразием однолетников

6




41



27.01

Разнообразие летников, их биологические особенности

1

Знакомство с многообразием и особенностями летних растений


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

42

3.02

Способы определения всхожести семян

1

Знакомство с различными способами определения всхожести семян


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

43

3.02

Условия, необходимые для прорастания семян однолетников

1

Знакомство с условиями прорастания летников: вода, температура, тепло, свет


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

44

10.02

Способы подготовки семян однолетников к посеву

1

Знакомство с подготовкой семян летников к посеву: сортировка, намачивание в стимулирующем растворе


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

45

10.02

Пр.раб. Рассматривание коллекции семян однолетников

1


Познакомиться с разнообразием семян однолетников: формой, размером, приспособленностью к распространению

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

46

17.02

Пр.раб. Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву

1


Научиться определять всхожесть семян цветов, знакомство с мерами подготовки семян к посеву

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



6. Зимняя выгонка цветочно-декоративных растений

4




47

17.02

Опытническая работа по зимней выгонке цветочно-декоративных растений

1

Знакомство со значением и особенностями зимней выгонки растений

Заготовка цветочных горшков, земли, луковиц цветов

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

48

24.02

Пр.раб. Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений

1


Закладка опытов по фиалке и гиацинтам

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

49


24.02

Пр.раб. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями

1


Проведение мер по уходу за цветами: полив рыхление

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

50


3.03

Пр.раб. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями

1


Наблюдения: измерение роста цветочной стрелки, появление бутонов

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



7. Размножение комнатных растений

5




51


3.03

Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми, кустовыми)

1

Познакомиться с размножением комнатных растений черенками на примере пеларгонии и фиалки


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

52


10.03

Размножение комнатных растений: усами, делением куста и луковиц

1

На примере хлорофитума, бегонии и гиппеаструма познакомиться с их способами размножения


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

53


10.03

Пр.раб. Черенкование комнатных растений

1


Использовать пеларгонию и толстянку

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

54


17.03

Пр.раб. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами

1


Использовать бегонию, хлорофитум, гиппеаструм

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

55


17.03

Пр.раб. Пересадка и перевалка комнатных растений

1


Работа в кабинете биологии

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



8. Весенние работы на учебно – опытном участке

16




56

24.03

Устройство цветника. Способы и сроки посева семян. Глубина заделки семян

1

Знакомство с видами цветников, особенностями посева семян


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

57

31.03

Способы обработки почвы, значение своевременной обработки и внесения удобрений

1

Знакомство с почвой, ее способами обработки, видами удобрений и их значением


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

58

31.03

Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян

1

Знакомство с подготовкой почвы к посеву, условиями для прорастания семян


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

59

7.04

Условия, необходимые для роста и развития рассады

1

Знакомство с условиями для выращивания рассады


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

60

7.04

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт

1

Знакомство с различными способами выращивания цветов: посев семян в открытый грунт


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

61

14.04

Способы и сроки посева семян летников

1

Знакомство со сроками с способами посева семян летников


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

62

14.04

Пр.раб. Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника

1


Используя знания о сроках цветения цветов, их внешних особенностях, подобрать видовой состав цветника

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

63

21.04

Пр.раб. Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой

1


Проведение мер по посеву семян цветов

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

64

21.04

Пр.раб. Посадка укоренившихся черенков

1


Проведение мер по посадке черенков

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

65


28.04

Пр.раб. Наблюдения за появлением всходов, уход за посевами

1


Проведение наблюдений за всходами, мер по уходу: пролив, рыхление, подкормка

Формирование корректности, дисциплинированности

66


28.04

Пр.раб. Весенняя обработка почвы

1


Провести меры по обработке почвы: перекопка, боронование

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

67


5.05

Пр.раб. Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление сорняков

1


Проведение мер по уходу за многолетниками: лилиями, пионами, розами, хризантемами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

68


5.05

Пр.раб. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов

1


Проведение мер по уходу за деревьями возле школы

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

69


12.05

Пр.раб. высадка рассады, уход за растениями

1


Проведение посадки рассады цветов: астр, петунии, бальзамина

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

70


12.05

Пр.раб. Наблюдения за приживаемостью рассады

1


Провести наблюдения за приживаемостью рассады, пересадить погибшие растения

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

71

19.05

Пр.раб. Посев семян на клумбах

1


Провести посев семян

цветов в открытый грунт на клумбах: бархатцев, цинний, клещевины

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

72

19.05

9. Итоговое занятие

1

Подведение итогов работы кружка, выявление отличившихся членов кружка


Формирование доброжелательного отношения друг к другу





Просмотр содержимого документа
«тематич 2 года -»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе «Цветовод»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области




«Рассмотрено»

Руководитель МС:

_________/Рагозина Л.М./

Протокол №____

от «___»____________ 2015 г



«Согласовано»

Директор школы

________/Ченцова Л.Е.


«____»____________2015г




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Объединение – «Цветовод»

Предметная область – естествознание

Уровень образования – основное общее образование

Классы: 5-9



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __ от __________ 2015 г.






2015-2016 г

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов


Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

4.09

1. Введение

1

Знакомство с программой кружка, ТБ


Формирование дисциплинированности



2. Осенние работы на цветнике

11




2


4.09

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетник цветочно-декоративные растения)

1

Знакомство с разнообразием

цветущих растений осенью


Расширение кругозора о цветочно-декоративных растениях, воспитание чувства прекрасного

3


11.09

Пр. раб. Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов однолетних цветочно-декоративных растений

1


Наблюдения за бархатцами, цинниями, календулой, петунией

Воспитание чувства прекрасного, умения работать в коллективе

4

11.09

Пр.раб. Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для продолжения цветения и наблюдений

1


Посадка фиалки

Воспитание умения работать в коллективе

5

18.09

Пр.раб. Сбор семян, их первичная обработка

1


Сбор семян цветов: цинний, бархатцев, астр

Воспитание умения работать в коллективе

6


18.09

Пр.раб. Работа в теплице по уходу за растениями

1


Уход за зеленными культурами, кактусами

Формирование навыков работы в коллективе

7


25.09

Пр.раб. Сбор семян, подготовка к хранению клубней георгин

1


Сбор семян бархатцев и цинний, выкапывание клубней георгин

Формирование навыков работы в коллективе

8

25.09

Пр.раб. Выкапывание цветов на выгонку

1


Подготовка луковиц нарциссов, тюльпанов и лилий

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

9


2.10

Пр.раб. Удаление растительных остатков с клумб

1



Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

10

2.10

Пр.раб. Заготовка почвы для рассады

1


Отсортировка и очищение почвы

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

11

12


9.10

9.10

Пр.раб. Перекопка почвы

2



Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

6




13

16.10

Растения, выращиваемые в оранжереях, теплицах и комнатах

1

Знакомство с оранжерейными и тепличными растениями


Воспитание эстетических чувств

14

16.10

Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие летников

1

Знакомство с группами цветочно-декоративных растений


Воспитание эстетических чувств

15

16

23.10

23.10

Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями

2


Знакомство с растениями в теплице, уход за луковичными культурами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

17

18


30.10

30.10

Пр.раб. Наблюдения за растениями, взятыми из цветника, уход за ними

2


Наблюдения и уход за бархатцами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



4. Общие сведения о комнатных растениях

20




19

6.11

Знакомство с разнообразием комнатных растений

1

Ознакомление с группами комнатных растений


Воспитание эстетических чувств

20

13.11

Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности

1

Выяснение роли комнатных растений для человека, знакомство с их биологическими особенностями


Воспитание эстетических чувств

21

20.11

Особенности содержания комнатных растений

1

Выяснение особенностей содержания растений


Воспитание эстетических чувств

22

20.11

Питание комнатных растений. Почвы, используемые в цветоводстве

1

Знакомство с различными видами питания и подкормки растений


Воспитание бережного отношения к природе

23

27.11

Жизненные формы растений

1

Знакомство с группами: деревьями, кустарниками, травами


Воспитание эстетических чувств

24

27.11

Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения

1

Знакомство с группами комнатных растений


Воспитание эстетических чувств

25

4.12

Особенности содержания комнатных растений в зимний период

1

Выяснение особенностей содержания комнатных растений зимой


Воспитание бережного отношения к природе

26

4.12

Насекомые - вредители и болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений

1

Знакомство с болезнями растений и насекомыми вредителями


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

27

11.12

Пр.раб. Изучение видового разнообразия комнатных растений

1


Изучить видовое разнообразие комнатных растений в классе биологии

Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

28

29

11.12

18.12

Пр.раб. Расстановка растений по школе, дополнительное освещение

2


Научить расставлять комнатные цветы в уголке живой природы в соответствии с их потребностями

Формирование умения и желания работать в коллективе

30

18.12

Пр.раб. Предохранение корней от действия холода при содержании растений на окне

1


Принятие мер по предохранению корней от холода у растений на окне

Формирование умения и желания работать в коллективе

31

32


25.12

25.12

Пр.раб. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, полив, рыхление, опрыскивание, подкормка

2


Уход за комнатными цветами по школе

Формирование умения и желания работать в коллективе

33


8.01

Пр.раб. Составление почвенных смесей для различных видов растений

1

Знакомство с почвенными смесями

Составить почвенные смеси для различных растений

Формирование корректности, дисциплинированности

34

35


8.01

15.01

Пр.раб. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа

2


Посадка лука, петрушки, укропа

Формирование умения и желания работать в коллективе

36


15.01

Пр.раб Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями

1


Изучить по рисункам болезни растений и вредителей в теплице

Формирование корректности, дисциплинированности

37

22.01

Пр.раб. Выявление вредителей и болезней растений в теплице

1



Формирование умения и желания работать в коллективе

38

22.01

Пр.раб. Борьба с вредителями и болезнями растений

1


Осматривание растений в теплице, опрыскивание раствором перманганата калия

Формирование умения и желания работать в коллективе



5. Знакомство с разнообразием однолетников

6




39



29.01

Разнообразие летников, их биологические особенности.

1

Знакомство с многообразием и особенностями летних растений


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

40

29.01

Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы определения всхожести семян

1

Знакомство с условиями прорастания летников: вода, температура, тепло, свет


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

41

42

5.02

5.02

Пр.раб. Рассматривание коллекции семян однолетников

2


Познакомиться с разнообразием семян однолетников: формой, размером, приспособленностью к распространению

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

43

44

12.02

12.02

Пр.раб. Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву

2


Научиться определять всхожесть семян цветов, знакомство с мерами подготовки семян к посеву

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



6. Зимняя выгонка цветочно-декоративных растений

4




45

19.02

Пр.раб. Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений

1


Закладка опытов по фиалке и гиацинтам

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

46

47


19.02

26.02

Пр.раб. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями

2


Проведение мер по уходу за цветами: полив рыхление

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

48

26.02

Пр.раб. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями

1


Наблюдения: измерение роста цветочной стрелки, появление бутонов

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



7. Размножение комнатных растений

5




49


4.03

Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми, кустовыми), усами, делением куста и луковиц

1

Познакомиться с размножением комнатных растений черенками на примере пеларгонии и фиалки


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

50


4.03

Пр.раб. Черенкование комнатных растений

1


Использовать пеларгонию и толстянку

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

51

52


11.03

11.03

Пр.раб. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами

2


Использовать бегонию, хлорофитум, гиппеаструм

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

53


18.03

Пр.раб. Пересадка и перевалка комнатных растений

1


Работа в кабинете биологии

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу



8. Весенние работы на учебно – опытном участке

18




54

18.03

Устройство цветника. Способы обработки почвы Способы и сроки посева семян.

1

Знакомство с видами цветников, особенностями посева семян


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

55

31.03

Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян и рассады

1

Знакомство с подготовкой почвы к посеву, условиями для прорастания семян


Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе

56

31.03

Пр.раб. Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника

1


Используя знания о сроках цветения цветов, их внешних особенностях, подобрать видовой состав цветника

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

57

58

1.04

1.04

Пр.раб. Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой

2


Проведение мер по посеву семян цветов

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

59

8.04

Пр.раб. Посадка укоренившихся черенков

1


Проведение мер по посадке черенков

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

60

61


8.04

15.04

Пр.раб. Наблюдения за появлением всходов, уход за посевами

2


Проведение наблюдений за всходами, мер по уходу: пролив, рыхление, подкормка

Формирование корректности, дисциплинированности

62

63


15.04

22.04

Пр.раб. Весенняя обработка почвы

2


Провести меры по обработке почвы: перекопка, боронование

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

64

65


22.04

29.04

Пр.раб. Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление сорняков

2


Проведение мер по уходу за многолетниками: лилиями, пионами, розами, хризантемами

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу

66

67


29.04

6.05

Пр.раб. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов

2


Проведение мер по уходу за деревьями возле школы

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

68


6.05

Пр.раб. высадка рассады, уход за растениями

1


Проведение посадки рассады цветов: астр, петунии, бальзамина

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

69


13.05

Пр.раб. Наблюдения за приживаемостью рассады

1


Провести наблюдения за приживаемостью рассады, пересадить погибшие растения

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

70

71

13.05

20.05

Пр.раб. Посев семян на клумбах

2


Провести посев семян

цветов в открытый грунт на клумбах: бархатцев, цинний, клещевины

Формирование навыков работы в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к природе

72

20.05

9. Итоговое занятие

1

Подведение итогов работы кружка, выявление отличившихся членов кружка


Формирование доброжелательного отношения друг к другу