Управление образования
администрации Губкинского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: ___________Ченцова Л.Е. Приказ №_____ «___»___________ 20___ г. |
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мир цветов»
Срок реализации программы - 2 года
возраст воспитанников
(обучающиеся 7 - 14 лет)
Составитель программы – учитель биологии
Копцева Ирина Владимировна
2016 г
Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы):
«Мир цветов», эколого-биологическое направление
Автор программы: ___ Копцева Ирина Владимировна
Фамилия Имя Отчество
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «____» _____________ 20___ г., протокол № ______________
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.
Информационная карта образовательной деятельности
программы дополнительного образования детей
педагога Копцевой Ирины Владимировны
1. Направленность (образовательная область): эколого-биологическое направление
2. Вид образовательной деятельности: получение теоретических сведений о выращивании цветочно – декоративных растений, практическая деятельность в области декоративного цветоводства, опытническая работа, творчество
3. Название программы: авторская образовательная программа «Мир цветов»
4. Сведения об авторе: учитель биологии – Копцева Ирина Владимировна
5. Аннотация программы
1) Возраст детей – обучающиеся 7-14 лет
2) Сроки реализации программы: 2 года
3) Цель программы: привитие обучающимся любви к родной природе
через практическую деятельность в области декоративного цветоводства.
Задачи программы:
- Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир», «Биология».
- Привитие практических навыков по выращиванию растений и их
размножению.
- Развитие наблюдательности и познавательного интереса, привитие трудолюбия, аккуратности в выполняемой работе.
- Приобщение школьников к исследовательской работе в области цветоводства
4) Ожидаемые результаты:
По прохождении курса кружковцы должны знать:
- Влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений;
- Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека;
- Биологические особенности наиболее распространенных однолетних и комнатных цветочно-декоративных растений.
- Виды ухода за растениями, его особенности в зависимости от времени года;
- Способы размножения цветочно-декоративных растений и правила подборки растений для цветника;
По прохождении курса кружковцы должны уметь:
- Уметь на практике использовать знания, полученные на занятиях;
- Создавать микроклимат для растений в соответствии с их биологическими особенностями;
- Правильно размножать комнатные растения;
- Производить посадку и перевалку комнатных растений;
- Составлять план цветника;
- Составлять композиции из цветочно-декоративных растений;
- Выполнять простейшую исследовательскую работу.
5). Кадровое обеспечение программы: учитель - Копцева Ирина Владимировна
6). Год разработки: 2016
6. Перечень методических приложений к программе:
- методические рекомендации по выгонке цветочно-декоративных растений
- методические рекомендации по выполнению практических работ
- викторины о цветах
- схемы расположения цветочно-декоративных растений на клумбах
- тесты по разделам программы
7. Статус программы: авторская
Пояснительная записка
Представленная программа является авторской и разработана учителем биологии Копцевой И.В. Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «___»__________20___ г. и утверждена приказом по школе №___ от «___»_________20___г. Программа рассчитана на обучающихся, увлекающихся декоративным цветоводством.
Актуальность. Занятие цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище. Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санирующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции. Правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Программа имеет естественнонаучную направленность и практическую ориентацию. Программа учитывает интересы как мальчиков, так и девочек, и предлагает обучающимся шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и экологической культурой. Занятия по программе будут способствовать осознанию учащимися своей роли в природе и культуре своей малой родины, поймут, что проблема выживания человечества, проблема сохранения жизни на земле заключается в самом человеке.
Цель программы: привитие обучающимся любви к родной природе через практическую деятельность в области декоративного цветоводства.
Задачи программы:
Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир», «Биология».
Привитие практических навыков по выращиванию растений и их
размножению.
Развитие наблюдательности и познавательного интереса, привитие трудолюбия, аккуратности в выполняемой работе.
Приобщение школьников к исследовательской работе в области цветоводства.
Организация образовательного процесса. Данная программа условно рассчитана на 2 года обучения с учащимися 1-8 классов и составляет 72 часа в год, из расчёта 2 часа в неделю, с 1сентября по 25 мая. При необходимости программа второго года может повторяться с внесением изменений, исходя из опыта педагога, специализации, интересов, навыков и возраста учащихся.
Нагрузка (на 1 год): 2 занятия в неделю по 1 часу, 36 недель по 2 ч
Всего (за 2 года) – 144 часа
Основными методами и формами работы с детьми являются:
1..Наглядный метод:
а) демонстрация натуральных объектов;
б) демонстрация наглядных пособий;
2.Словесный метод:
а) беседа;
б) рассказ;
3. игровой метод:
а) дидактические игры;
б) подвижные игры;
в) игры - туры, викторины.
Форма занятий: групповая.
Теоретические занятия ведутся в форме бесед, сообщений с элементами беседы, сопровождающихся показом растений, иллюстративного материала из литературных источников, показом коллекций.
Практические работы ведутся параллельно с теоретическими и для них отводится большое количество часов. Начинаются они с оформления кабинета (теплицы), создания условий микроклимата для различных экологических групп, ухода за растениями, приготовления грунта, посуды, размножения комнатных растений. Практикой проверяется усвоение знаний теории. Каждый обучающийся должен иметь группу растений, порученную ему для ухода.
Оценка результатов образовательной деятельности происходит во время проведения выставок, оформления коллекций, при проведении тематических мероприятий, итоговых и открытых занятий.
На занятиях члены кружка знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями; приобретают навыки по размножению растений, выращиванию и уходу за ними; по ведению наблюдений за ростом и развитием растений; учатся обобщать результаты проведенной работы. Объектами изучения являются однолетники и комнатные растения. Работа с декоративными растениями помогает ребятам лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Средства контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По прохождении курса кружковцы должны знать:
По прохождении курса кружковцы должны уметь:
Учебно - тематический план 1 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | теория | практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2 | Осенние работы в цветнике | 10 | 1 | 9 |
3 | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека | 7 | 6 | 1 |
4 | Общие сведения о комнатных растениях | 22 | 13 | 9 |
5 | Знакомство с разнообразием однолетников | 6 | 4 | 2 |
6 | Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений | 4 | 1 | 3 |
7. | Размножение комнатных растений | 5 | 2 | 3 |
8. | Весенние работы на учебно-опытном участке | 16 | 6 | 10 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Всего: | 72 | 35 | 37 |
Содержание программы 1 года обучения
1. Введение. (1 час)
Знакомство с программой объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.
2. Осенние работы в цветнике. (10 часов)
Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетние
цветочно-декоративные растения: календула, бархатцы, настурция,
астры, душистый горошек и другие)
Практические работы: Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов, однолетних цветочно-декоративных растений .
Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для
продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений Сбор семян, их первичная обработка. Работа в теплице по уходу за растениями. Сбор семян, их первичная обработка, подготовка к хранению, георгин .Выкапывание цветов на выгонку. Удаление растительных остатков с клумб .Заготовка почвы для рассады. Перекопка почвы.
3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. (7 часов)
Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок, семена). Растения, выращиваемые в оранжерее, теплицах и комнатах. Использование растений человеком. Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетников.
Практические работы: Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями. Наблюдения за цветочно-декоративными растениями, взятыми из цветника.
4. Общие сведения о комнатных растениях. (22 часа)
Знакомство с разнообразием комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Особенности содержания комнатных растений. Роль воды, тепла, света в жизни растений. Питание комнатных растений. Почвы, используемые в цветоводстве. Жизненные формы растений. Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения. Особенности содержания комнатных растений в зимний период. Зимняя выгонка растений. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника выполнения этой работы. Насекомые вредители и болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений
Практические работы. Изучение видового разнообразия комнатных растений. Расстановка растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, рыхление, полив, опрыскивание, подкормка удобрениями. Составление почвенных смесей для различных видов растений. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа. Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями растений. Выявление вредителей и болезней растений в теплице.
Борьба с вредителями и болезнями растений.
5. Знакомство с разнообразием однолетников. (6 часов)
Разнообразие летников, их биологические особенности. Строение семян летников и их разнообразие. Способы определения всхожести семян Условия необходимые для прорастания семян однолетников. Способы подготовки их к посеву.
Практические работы.: Рассматривание коллекции семян однолетников.
Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву.
6. Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений. (4 часа)
Опытническая работа по зимней выгонке цветочно-декоративных растений.
Обсуждение и выбор тем для опытов. Разработка планов проведения опытов.
Практические работы.:
Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями.
7. Размножение комнатных растений. (5 часов)
Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми,
корневыми). Размножение комнатных растений: усами, делением куста и
луковицы.
Практические работы: Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами. Пересадка и перевалка комнатных растений
8. Весенние работы на учебно-опытном участке. (16 часов)
Устройство цветника. Посев семян. Способы и сроки посева. Глубина заделки семян. Способы обработки почвы, значение своевременной обработки и внесения удобрений. Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Посадка укоренившихся черенков. Условия необходимые для роста и развития рассады. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Способы и сроки посева семян летников.
Практические работы.: Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника(зарисовки клумб). Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой. Посадка укоренившихся черенков. Наблюдение за появлением всходов, уход за посевами. Пикировка рассады. Весенняя обработка почвы.
Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление перезимовавших сорняков. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов. Высадка рассады, уход за растениями. Наблюдения за приживаемостью рассады. Посев семян на клумбах. Уход за посевами на клумбах.
9. Итоговое занятие. (1 час)
Учебно - тематический план 2 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | теория | практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2 | Осенние работы в цветнике | 11 | 1 | 10 |
3 | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека | 6 | 4 | 2 |
4 | Общие сведения о комнатных растениях | 20 | 8 | 12 |
5 | Знакомство с разнообразием однолетников | 6 | 2 | 4 |
6 | Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений | 4 | - | 4 |
7. | Размножение комнатных растений | 5 | 1 | 4 |
8. | Весенние работы на учебно-опытном участке | 18 | 2 | 16 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Всего: | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы 2 года обучения
1. Введение. (1 час)
Знакомство с программой объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.
2. Осенние работы в цветнике. (11 часов)
Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью (однолетние
цветочно-декоративные растения: календула, бархатцы, настурция,
астры, душистый горошек и другие)
Практические работы: Наблюдения за продолжительностью цветения, созреванием семян и плодов, однолетних цветочно-декоративных растений .
Посадка однолетних цветочно-декоративных растений в горшки для
продолжения цветения в условиях уголка живой природы и наблюдений Сбор семян, их первичная обработка. Работа в теплице по уходу за растениями. Сбор семян, их первичная обработка, подготовка к хранению, георгин .Выкапывание цветов на выгонку. Удаление растительных остатков с клумб .Заготовка почвы для рассады. Перекопка почвы.
3. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. (6 часов)
Знакомство с растением (корень, стебель, лист, цветок, семена). Растения, выращиваемые в оранжерее, теплицах и комнатах. Использование растений человеком. Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетников.
Практические работы: Экскурсия в теплицу. Работы в теплице по уходу за растениями. Наблюдения за цветочно-декоративными растениями, взятыми из цветника.
4. Общие сведения о комнатных растениях. (20 часов)
Знакомство с разнообразием комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Особенности содержания комнатных растений. Роль воды, тепла, света в жизни растений. Питание комнатных растений. Почвы, используемые в цветоводстве. Жизненные формы растений. Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные, вьющиеся, суккулентные комнатные растения. Особенности содержания комнатных растений в зимний период. Зимняя выгонка растений. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника выполнения этой работы. Насекомые вредители и болезни комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений
Практические работы. Изучение видового разнообразия комнатных растений. Расстановка растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Работа по уходу за комнатными растениями: прополка, рыхление, полив, опрыскивание, подкормка удобрениями. Составление почвенных смесей для различных видов растений. Выращивание лука на перо, зелени петрушки, укропа. Рассматривание рисунков с насекомыми вредителями и болезнями растений. Выявление вредителей и болезней растений в теплице.
Борьба с вредителями и болезнями растений.
5. Знакомство с разнообразием однолетников. (6 часов)
Разнообразие летников, их биологические особенности. Строение семян летников и их разнообразие. Способы определения всхожести семян Условия необходимые для прорастания семян однолетников. Способы подготовки их к посеву.
Практические работы.: Рассматривание коллекции семян однолетников.
Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву.
6. Зимняя выгонка цветочно – декоративных растений. (4 часа)
Опытническая работа по зимней выгонке цветочно-декоративных растений.
Обсуждение и выбор тем для опытов. Разработка планов проведения опытов.
Практические работы.:
Закладка опытов по выгонке цветочно-декоративных растений. Уход за выгоночными цветочно-декоративными растениями. Проведение наблюдений за выгоночными цветочно-декоративными растениями.
7. Размножение комнатных растений. (5 часов)
Размножение комнатных растений черенками (стеблевыми, листовыми,
корневыми). Размножение комнатных растений: усами, делением куста и
луковицы.
Практические работы: Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением кустов, луковиц, усами. Пересадка и перевалка комнатных растений
8. Весенние работы на учебно-опытном участке. (18 часов)
Устройство цветника. Посев семян. Способы и сроки посева. Глубина заделки семян. Способы обработки почвы, значение своевременной обработки и внесения удобрений. Подготовка почвы к посеву семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Посадка укоренившихся черенков. Условия необходимые для роста и развития рассады. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Способы и сроки посева семян летников.
Практические работы.: Подбор видового состава цветочно-декоративных растений цветника(зарисовки клумб). Посев семян, полив, укрытие посевов пленкой. Посадка укоренившихся черенков. Наблюдение за появлением всходов, уход за посевами. Пикировка рассады. Весенняя обработка почвы.
Уход за многолетниками: удаление сухих листьев, обкапывание кустов, удаление перезимовавших сорняков. Уход за зелеными насаждениями: обрезка, обработка приствольных кругов. Высадка рассады, уход за растениями. Наблюдения за приживаемостью рассады. Посев семян на клумбах. Уход за посевами на клумбах.
9. Итоговое занятие. (1 час)
Учебно-методическое обеспечение
Литература
1000 и один совет по уходу за комнатными растениями. Минск Харвест, 1998 г
М.А. Михайленко, А.Н. Ершова. Цветоводство в школе. Воронеж, 1994 г
Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 кл. М.: «Просвещение», 1985 г
А.И. Полежаева. Комнатное цветоводство. Чебоксары - 1974 г
Н.А. Петренко, Д.Б. Кудрявец. Как вырастить цветы. М.: «Просвещение», 1993
Как выращивать цветы. МП «Квант» Белгород, 1993 г
В.В. Петров. Из жихзни зеленого мира. М.: «Просвещение», 1982 г
В.А. Родина. Цветоводство в школе. М.: «Просвещение», 1974 г
Оборудование
Коллекции семян
Гербарий растений
С/х инвентарь: грабли, лопаты, вилы, тяпки, садовые ножницы, ведра, лейки
Луковицы выгоночных цветов
Цветочные горшки
Семена цветов, зеленных культур
Коллекции насекомых-вредителей
Рисунки насекомых-вредителей
Рисунки болезней тепличных растений
РЕЦЕНЗИЯ
На программу кружка «Мир цветов»
Копцевой Ирины Владимировны, учителя МБОУ «Сапрыкинская ООШ»
Образовательная область – биолого-экологическая
Возраст детей – 7 - 14 лет
Сроки реализации программы: 2 года
В образовательном учреждении подобной программы нет.
«Дополнительность» программы заключается в более полном знакомстве обучающихся со многими вопросами школьного курса ботаники и общей биологии: связью растений с внешней средой, возможностью управления ростом и развитием растений.
Материал подан системно и грамотно.
Программа кружка актуальна, так как занятие цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку в жилище. Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с долговременностью функционирования, оказывать санирующее воздействие на окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной композиции.
Пояснительная записка достаточно полно отражает цели и задачи кружка, темы занятий сформулированы полно и четко.
Автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата, в достаточной мере раскрывается оценка знаний и умений учащихся. Структурные части выделены, цели, задачи и способы достижения согласованы.
Программы способствует осознанию учащимися своей роли в природе и культуре своей малой родины, осознанию того, что проблема выживания человечества, проблема сохранения жизни на земле заключается в самом человеке.
Автор программы обладает достаточно профессиональными знаниями и умениями для того, чтобы заинтересовать детей вопросами выращивания цветочно-декоративных растений, привить обучающимся любовь к родной природе через практическую деятельность в области декоративного цветоводства, приобщить к исследовательской работе.
Программа в полной мере может считаться авторской
Рецензент: _______________________________________________