СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Мой край родной"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обществу  нужны здоровые, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. 

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Мой край родной"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЗАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ИНЗАГАТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ДЖИДИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ



« СОГЛАСОВАННО»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР

________/ ЦЫРЕНОВА И. Б./

ОТ «1» СЕНТЯБРЯ 2017 Г

« УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ МБОУ « ИНЗАГАТУЙСКАЯ СОШ»_________/БАДМАЖАПОВ Ж. В./










ПРОГРАММА

кружка «Мой край родной»

для учащихся шестых классов

Составила:

учитель биологии I категории

Сагдеева Л. Р





2017

Содержание

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно – тематический план

  4. Содержание программы «Мой край»

  5. Условия реализации программы

  6. Календарно – тематическое планирование

7.Основные требования к знаниям и умениям

8.Прогнозируемые результаты работы.

9.Используемая литература













































1.Введение

Школа – это отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств:

- уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, экскурсии, конкурсов, игр и праздников..

2. Пояснительная записка

Обществу нужны здоровые, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.

Предлагаемая программа называется «Мой край », рассчитана на один год. Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\35 часов в год.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Поэтому особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».

Образовательная программа кружка «Мой край » направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание вникнуть в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего родного края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями сельского населения. Привлечение литературы способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. 
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край его традиции, памятники природы, истории и культуры, и желающего принять активное участие в его развитии

Задачи:

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям;

  • Формировать культуру поведения в природе.

  • Воспитание бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту природы родного края.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащиеся школы, знающие и принимающие культуру, историю, природу родного края, владеющие навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

  • представления: Родина как место, где человек родился. Природа родины; Родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины. История; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины - как элемент жизни современного человека;

  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал ,навыки работы в музее.

Методы и приёмы:

  • диалоги; элементы дискуссий

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы;

  • коллективно-творческие дела.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях рекомендуется использовать ИКТ – технологии и возможности сети Интернет.





Прогнозируемые результаты.



Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как

любознательность; усидчивость; коммуникабельность; организованность; ответственность.

Предметные результаты: обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; экологическую ситуацию в своем посёлке; лекарственные растения своей местности; правила поведения в природе.

Метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей деятельности.

ФГОС общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования учащихся  следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

3. Учебно-тематический план.

«Введение в краеведение»

Наименование разделов, тем.

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Моя родина

Природа родного края

Народы родного края

Водоёмы родного края

Итоговое занятие.

ИТОГО: 35 час.

1

10

10

3

10

1

1

3

3

1

3

1



7

7

2

7




4. Содержание программы «Мой край».

Введение в краеведение. \35час\.

  1. Вводные занятия – 1 час.

Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина»

- Диагностика знаний учащихся.

  1. Моя Родина – 10 часов.

Изучение родной школы, села, области (края), страны – России.

Практика – 7 часов.

- Экскурсия в краеведческий (исторический) музей.

- Экскурсия по селу.

- Работа с географической картой России.

- Работа с географической картой Челябинской области.

- Составление коллажа.

  1. Природа родного края - 10 часов.

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.

Практика – 7 часов.

- Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала).

- Поделки из природного материала родного края.

- Написание мини – сочинения о природе родного края.

  1. Народы родного края – 3 часа.

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Изучение народов Урала, Челябинской области, села.

Практика – 2 часа.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов Урала.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов Челябинской области.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов села.

5. Реки и водоемы родного края – 10 часов.

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Челябинской области и родного села.

Практика – 7 часов.

- Экскурсия на водоем родного села.

- Работа с географической картой Российской Федерации.

- Работа с географической картой Челябинской области

- Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).

6. Итоговое занятие – 1 час.

- Что изучает краеведение? Что узнали о родном селе.

5. Условия реализации программы.

Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:

-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);

-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;

- библиотека;

- компьютерный класс;

- актовый зал;

Педагогу необходимо:

-любить своё дело;

-обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;

-проводить работу в русле общей цели программы;

-уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;

- создать благоприятный психологический климат в коллективе.



7. Календарно – тематическое планирование.







Тема занятия




Примечание




Дата

  1. Вводное занятие - 2 часа


1

Введение в краеведение. Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «Родина». Источники краеведческих знаний. Виды источников. Измерение времени Диагностика знаний учащихся



  1. Моя Родина - 10 часов


2

Изучение страны – России. Работа с географической картой России.



3

Изучение Джидинского района. Работа с картой. Изучение села Инзагатуй.





4

Картографическое изучение нашего села. Соседи – поселки нашего села.



5

Экскурсия по селу. Изучение улиц села. Фотографирование.



6

Экскурсия по селу. Изучение достопримечательностей села. Фотографирование.



7

Составление коллажа улиц.



8

Составление коллажа улиц .



9

Составление коллажа достопримечательностей поселка.



10

Работа с контурной картой .



11

Работа с контурной картой.



  1. Природа родного края – 10 часов.


12

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода».



13

Знакомство с Красной книгой Бурятии.



14

Животный мир нашего села.



15

Составление проекта «Животные нашего края».



16

Растительный мир села Инзагатуй.



17

Ядовитые и лекарственные растения нашего края. Составление коллажа «Внимание - ядовитые растения!» (рисунки)



18

Составление коллажа «Лекарственные растения в домашней аптечке».



19

Наблюдение за природой. Сбор природного материала.



20

Изготовление поделок из местного природного материала.



21

Написание мини – сочинения «Природа нашего края».



  1. Народы родного края.


22

Изучение народов России.



23

Составление проекта «Национальности Джидинского района»



24

Национальные костюмы народов.



  1. Реки и водоемы родного края – 10 часов.


25

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище».



26

Изучение родников села Инзагатуй



27

Работа с картой.



28

Изучение водных объектов нашего села. Работа с картой села.



29

Изучение происхождения названий.



30

Экскурсия на родник Фотографирование.



31

Составление проекта «Милая сердцу речушка».



32

Составление коллажа.



33

Составление проекта.



34

Защита проекта



  1. Итоговое занятие.


35

Подведение итогов и обобщение по курсу «Введение в краеведение».






7. Основные требования к знаниям и умениям.

При изучении программы кружка «Мой край»

учащиеся должны знать:

  • Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.

  • Историю родного края;

  • Общее представление о «следах времени», об изменениях облика поселка. Выполнение инструкции «движение по селу».

  • Историю своей семьи;

  • Смену времен года как смену условий существования организмов;

  • Особенности природной зоны своей области;

  • Представителей животного и растительного мира родного края;

  • Формы охраны природы .

учащиеся должны уметь:

  • Вести простейшие наблюдения в природе;

  • Устно описывать объекты природы;

  • Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;

  • Соблюдать правила поведения в природе.

  • Составлять коллаж, проекты.


Прогнозируемые результаты работы.


УУД, которые формируются в ходе работы по программе:

1)    в сфере личностных универсальных учебных действий:

- стремиться познать и научиться новому;

- знать основные моральные нормы;

- осознавать свои  чувства  и оценивать свои поступки (рефлексия);

- определять, что мне нравится и не нравится;

2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- доводить задание до конца;

- не отвлекаться;

- находить «нравится» в «нужно»;

- предвидеть последствия своих решений;

3) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- присоединиться к группе;

- предложить помощь другу;

- просить о помощи;

- проявить заботу о другом человеке;

- задавать вопросы;

- слушать;

- выразить свои теплые чувства другому;

- начать разговор.

9. Список литературы для учителей:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. ФГОС начального общего образования

  3. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.

  4. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.

  5. А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.

  6. Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.

  7. Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.

  8. Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.





Список учащихся

ФИО

1

Дамбаева Элла Бальжинимаевна


2

Дагбаева Олеся Жаргаловна


3

Дымчикова Сэлмэг Галсановна


4

Куксов Антон Сергеевич


5

Лубсанов Элина Бэликтуевна


6

Ханхаева Намина Владимировна


7

Цырендоржиева Анастасия Батоцыреновна









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!