Кружок «Моя малая Родина»
Пояснительная записка
Общая характеристика
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического воспитания требуют обращения к краеведческому материалу. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представлением своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного села, улицы и семьи. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.
Актуальность:
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Одной из базовых национальных ценностей является патриотизм- любовь к своей малой Родине.
Рабочая программа составлена по принципу системно-деятельностной организации воспитания.
Цель:
формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители села в историко-культурное наследие региона.
Задачи:
1.Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров; воспитание гражданственности и патриотизма.
2.Развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов.
3.Вовлечение младших школьников в активную познавательную деятельность.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
-формирование бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры;
- воспитание чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами кружка
являются следующие умения:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие так и плохие;
- умение выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами проекта является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять свои мысли в устной форме
-слушать и понимать речь других;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Место и участники реализации программы:
Программа реализуется на базе МОБУ СОШ с. Семиозёрка. Программа рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю. У занятий нет жёсткой рекомендации времени: занятия могут быть кратковременными, меньше урока, и более длинными. Участие детей носит добровольный характер, определяемый их интересами.
Проведение экскурсий возможны в каникулярное время, или по мере поступления транспорта.
Участниками кружка являются обучающиеся 2-4 классов (8-10 лет), родители, автор программы.
Формы работы:
-взаимодействие с местными музеями;
-взаимодействие с библиотеками;
-экскурсии;
-творческая мастерская.
Содержание:
Знакомство детей с датой рождения села, его первыми поселенцами. Почему село имеет такое название. Знакомство детей с названиями улиц и почему они так называются. Экскурсия по улицам села. Знакомство детей с памятниками села: памятником репрессированным, памятниками погибшим в гражданской и Великой Отечественной войнах. Экскурсия к памятникам. Знакомство детей с ветеранами ВО войны.
Изучение достопримечательностей села. Знакомство с почётными жителями села. Экскурсии, встречи с почётными жителями.
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с новыми экспонатами музея.
Предполагаемые результаты воспитания
В процессе работы с историческим материалом у детей сформируются умения и навыки интеллектуального труда, будут развиты наглядно-образное мышление, воображение, память, речь, элементы теоретического мышления. Сформируются представления об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители села в историко-культурное наследие региона.
Контрольные испытания (получаемый продукт труда):
-презентации;
-сочинения;
-стихи собственного сочинения;
-рисунки;
-интервью с почётными жителями, ветеранами.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному краю, родной природе и культуре, труду, знаниям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Теория | Практика | Тема занятия | Содержание занятия |
| 1 | 2 | Село моё родное, название непростое. | Познакомить детей с датой рождения села, его первыми поселенцами. Почему село имеет такое название. |
| 1 | 5 | -Улицы моего села. Улица Кирова. -Улица Днепровского. -Улица Овощная -Переулки | Познакомить детей с названиями улиц и почему они так называются. Экскурсия по улицам села. |
| | 3 | -Памятники нашего села. - Памятник репрессированным - Памятник участникам ВО войны - Памятник В.И. Ленину | Познакомить детей с памятниками села: памятник репрессированным, памятники погибшим в гражданской и Великой Отечественной войнах. Экскурсия к памятникам. |
| 1 | 4 | -Наши ветераны. -Ветераны Гражданской войны. -Ветераны В О войны. -Ветераны Афганской (Чеченской) войны | Познакомить детей с ветеранами разных войн. Презентации. |
| 1 | 6 | -Моё село сегодня. -Школа. -Дом культуры. -Стадион. -Детский дом. | Изучение достопримечательностей села. Знакомство с почётными жителями села. Экскурсии, встречи с почётными жителями. |
| 1 | 3 | В школьном музее. | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с новыми экспонатами музея. |
| 1 | 4 | Моё село в цифрах. | Совместный проект о цифрах, которые многое расскажут о малой родине. |
| | 1 | Итоговое занятие. «Родной свой край люби и знай». | Подведение итогов работы проекта. Устный журнал «Родной свой край люби и знай». |
| Всего: 34 часа | | |
Используемая литература:
1.Горский В.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарта нового поколения. Сборник. М.: Просвещение, 29010.-111 с.
2.Степанов П.В., Сизяев С.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Сборник. Просвещение, 29010.-8 с.
3.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Социальное творчество. Сборник. Просвещение, 29010.-41-54 с.
4.Данные районного и школьного музеев.