СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок «МЫ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курса является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, к исследовательской работе, организация коллективной работы (творческие проекты, публичные выступления), формирование умения ориентироваться в большом количестве  информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать.

Просмотр содержимого документа
«Кружок «МЫ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _1_

от 31 августа 2011года

Председатель педсовета

_______________Фесенко Г. В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеинтеллектуального направления






Кружок «МЫ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Ступень обучения (класс): начальное общее образование 1 – 4 классы.

Срок реализации программы: 2 года


Количество часов: 67


Уровень базовый

Возраст обучающихся: 7- 9лет

Учитель: Плосконос Т.А.










Программа разработана на основе программ: «Экология для младших школьников» (Факультативный курс. М. Просвещение. 1998 г.); «Зелёный дом» (А. А. Плешаков, М. Просвещение. 2005 г.)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Мы и окружающий мир» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Программа разработана на основе программ: «Экология для младших школьников» Факультативный курс. М. Просвещение. 1998 г.; «Зелёный дом» А. А. Плешаков, М. Просвещение. 2005 г.

Данная программа общеинтеллектуального направления «Мы и окружающий мир» представляет собой организацию внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.

Программа рассчитана на 2 года обучения (общим объёмом 67 часов: 33 часа – в 1 классе и 34 часа – во 2классе).

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).

Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, её компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания.


Целью курса является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, к исследовательской работе, организация коллективной работы (творческие проекты, публичные выступления), формирование умения ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать.


В задачи курса входит: расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения.

Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.

Программа «Мы и окружающий мир» позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название модуля,

разделы

Общее

кол-во

часов

Количество часов

Характеристика деятельности

1 кл

2 кл

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Мир, в котором мы живём

13

8

5



Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи о Солнце и Луне. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

2.

Земля – наш «космический дом»

15

10

5



Собирать материал на основании бесед о нашем «космическом доме» - Земле. Проводить групповые наблюдениядвижением Земли, изображением её на карте и глобусе. Обсуждать коллективно необходимость изучения планеты Земля.

3.

Два царства

12

2

3

4

3

Находить сведения о царстве животных и растений в справочной и дополнительной литературе. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед. Оценивать личный вклад в подготовку и проведение занятий.

4.

По секрету со всего света

7



7


Находить интересные сведения о загадочных местах на нашей планете в справочной и дополнительной литературе. Обсуждать коллективно полученную информацию.

5.

Страницы прошлого планеты Земля

8



8


Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. Обсуждать коллективно полученную информацию.

6.

Человек и человеческое общество

6



6


Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи.

Обсуждать коллективно полученную информацию. Проводить групповые наблюдения за обычаями разных народов.

7.

Будем беречь нашу планету

6



3

3

Находить сведения об экологическом состоянии планеты в справочной и дополнительной литературе. Обсуждать коллективно как сберечь нашу планету, как быть ей другом.


Итого:

67

33

34



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 раздел

Мир, в котором мы живём 13 часов.

    1. Где ты живёшь?

    2. Как выглядит наша «космическая улица»?

    3. Наш «космический город».

    4. Далеко ли до Солнца.

    5. Почему Солнце светит и греет?

    6. Погаснет ли Солнце?

    7. О чём спорят учёные?

    8. Чем планеты отличаются от звёзд?

    9. Холодные планеты.

    10. Луна или Солнце?

    11. Как там на Луне?

    12. Почему Луна выглядит по-разному?

    13. Секреты красавицы Луны.


2 раздел

Земля – наш «космический дом» - 15 часов.

2.1. Почему на Земле день сменяет ночь?

2.2. Лето и зима на Земле.

2.3. Почему мы не замечаем движения Земли?

2.4. Какая она, наша Земля?

2.5. Какие бывают глобусы.

2.6. Как Земля уместилась на листе бумаги?

2.7. О чём рассказывают глобус и карта.

2.8. Окружённые водой.

2.9. Тайна шести материков.

2.10. Сколько воды на Земле?

2.11. Не много ли воды?

2.12. Какого океана нет на глобусе и карте?

2.13. Зачем Земле воздушное покрывало?

2.14. Лёгкое ли воздушное покрывало Земли?

2.15. Сообрази-ка! Почему?


3 раздел

Два царства12 часов (5 часов-1 класс, 7 часов-2 класс).

3.1. Царство растений и царство животных.

3.2. Чем растения отличаются от животных.

3.3. Как узнать насекомых?

3.4. Чем пауки похожи друг на друга?

3.5. Кто такие рептилии?

3.6. Для чего белке ядовитый мухомор?

3.7. Загадка ореховки.

3.8. Спроси у медведя.

3.9. Что ищет в снегу крот?

3.10. Падают или не падают?

3.11. Почему дубы стоят с бурой листвой всю зиму?

3.12. Секрет выпи.


4 раздел

По секрету со всего света7 часов.

4.1. Чудеса, рождённые Солнцем и водой.

4.2. Какая она, Арктика?

4.3. Антарктида – страна чудес.

4.4. Блуждающие горы.

4.5. Опасности в Антарктиде.

4.6. Пустыня – это там, где всегда пусто?

4.7. В тропическом лесу.


5 раздел

Страницы прошлого планеты Земля8 часов.

5.1. Рождение нашей планеты.

5.2. Да здравствует жизнь.

5.3. Книга со страницами из камня.

5.4. Какими были первые растения на земле.

5.5. О чём рассказал каменный уголь.

5.6. Археоптерикс.

5.7. Исчезнувшие чудовища.

5.8. Живая лестница.

6 раздел

Человек и человеческое общество 6 часов.

6.1. Первый человек на Земле.

6.2. Родина первых людей земли.

6.3. Разные люди на Земле.

6.4. Удивительное о языках народов мира.

6.5. Интересное об обычаях разных народов.

6.6. Сообрази-ка! Известное и неизвестное о человечестве.


7 раздел

Будем беречь нашу планету6 часов.

7.1. Меняется ли облик Земли?

7.2. Как люди изменяют планету?

7.3. Войти в природу другом.

7.4. Главный закон жизни.

7.5. Как стать историком своего рода.

7.6. Сообрази-ка! Моя планета.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.

Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Личностными результатами курса «Мы и окружающий мир» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Смыслополагание.

  • Самоопределение


Метапредметными результатами курса «Мы и окружающий мир» является умение:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


Обобщающие занятия:

  • Сообрази-ка! Почему?

  • Сообрази-ка! Известное и неизвестное о человечестве.

  • Сообрази-ка! Моя планета.

Способы проверки результатов:

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • практические работы;

  • интеллектуальные, экологические игры;

  • конференции.

Оценивая результаты, педагог обращает внимание на достижения учащихся в умственном, нравственном, творческом развитии, участие учащихся в мероприятиях эколого-биологической направленности, успеваемость в школе по предметам естественно-географического цикла


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Окружающий мир включает в себя и близкое для человека и далёкое-далёкое как в пространстве, так и во времени. Всё то, что можно увидеть, услышать, воспринять всеми органами чувств и осмыслить, понять.

Программа факультативных занятий по курсу «Мы и окружающий мир» даёт детям сведения о далёком, опираясь на их уже сложившиеся образы, представления, понятия.

Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн огромного мира, в котором мы живём, знакомит юных исследователей со звёздами и планетами, чудесами и загадками родной планеты, секретами растительного и животного царства природы.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

  • словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия);

  • практические занятия (наблюдения, эксперименты, творческие проекты);

  • занятия-наблюдения;

  • лабораторные занятия;

  • экскурсии;

  • путешествия;

  • встречи с интересными людьми;

  • использование занимательного материала.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию занятий.

Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума, пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Д

1.2

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.

Д

1.3

Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998

Д

1.4

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1982 г

Д

1.5

И.П.Лотышев. География Краснодарского края. 2000

Д

1.6

Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005

Д

1.7

С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М. 1973

Д


Рекомендуемая литература для родителей и детей


1.8

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г

Д

1.9

Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007


1.10

Универсальный Атлас Мира. – М. 2008


1.11

А.П.Муранов. В мире необычных и грозных явлений природы. 1987

Д

1.12

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. 1989

Д

1.13

Д.Аттенборо. В мире животных. 1980

Д

1.14

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Д

1.15

О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997

Д

2.

Печатные пособия

2.1

Плакаты методические

Д

2.2

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Д

2.3

Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007

Д

3.

Технические средства обучения

3.1

Музыкальный центр

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

3.3

Персональный компьютер

Д

3.4

Цифровая фотокамера

Д

3.5

Мультимедийный проектор.

Д

3.6

Интерактивная доска

Д

4.

Экранно-звуковые пособия

4.1

Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения)

Д

4.2

DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009

Д

4.3

Мультимедийный учебник «Мир природы»

Д

4.4

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).

Д

4.5

DVD диск «Космос»

Д

4.6

DVD диск «Удивительные растения»

Д

4.7

DVD диск «Твои весёлые друзья – зверята»

Д

5.

Игры и игрушки

5.1

Настольные развивающие игры по тематике программы

П

5.2

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов

П

5.3

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

5.4

Электронные игры развивающего характера

П

6.

Оборудование кабинетов

6.1

Ученические столы двуместные с комплектом стульев.

К

6.2

Стол учительский с тумбой.

Д

6.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

6.4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

6.5

Магнитная доска

Д

6.6

Крепления для таблиц

Д


Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся),

П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.)








СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Методического объединения учителей № _ 1_ от«_30_» августа 2011 г.

Руководитель МО:

____________ / Е. А. Толстова /


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР:

_________ /О.А.Великоиваненко/

«___»_____________2011 г.


























17