Кружковая деятельность
с детьми старшей группы
![](https://fhd.multiurok.ru/7/3/e/73eceae3f5fb85347296399cdc78448930cfe52f/kruzhok-pochiemuchki_1.png)
Составила воспитатель
Левкина Н.В.
2016г.
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
-Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
-Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
-Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.
-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективный план работы с детьми:
Сентябрь .
1. «Чудо-вода».
Цель: познакомить с некоторыми свойствами воды;
закрепить знания об агрегатном состоянии воды;
развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментировании с жидкостями.
2.«Сравнение свойств песка и камня».
Цель: уточнить представление о свойствах песка и камня;
развивать умение сравнивать материалы, правильно называть их особенности;
познакомить с увеличительном прибором – лупой, с приемами работы с ней.
Октябрь.
1.«Ветер-невидимка».
Цель: уточнить представление детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей.
2.«Удивительные камни».
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
3.«Воздух видимый и невидимый».
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
4. «Вкусно- не вкусно».
Цель: доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая, а так же от последовательности приема пищи разного вкуса.
Ноябрь.
1.Тематическое занятие:«Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
2.Опыт «Удивительный песок».
Цель: Познакомить детей со свойствами песка , его происхождением, развивать смекалку.
3.Опыт «Играем с красками».
Цель: Способствовать накоплению представлений о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет).
Декабрь.
1.Опыт : «Мыло –фокусник»
Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
2.Занятие «Тайны снега и льда».
Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
3.Занятие «Наш друг летунчик».
4.Занятие «Знакомый незнакомец апельсин».
Цель: расширять представления о составляющих здорового образа жизни, закреплять умение группировать предметы по разным признакам.
Январь.
1.Опыты с водой «Куда исчезла вода?»
Цель: познакомить детей с тем, ВОДА ИСПАРЯЕТСЯ, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.
2.Магнит : «Притягивает –не притягивает»
Цель: познакомить со свойством магнита, выяснить, что магнитится.
3.Свойства материала «Мир ткани».
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Февраль.
1.Опыт «Послушный ветерок».
2.Опыт «Вкусный сок».
Цель: познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.
3.«Волшебница вода».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.Закреплять знания об агрегатном состоянии воды.
4.«Где прячется крахмал?»
Март.
1.Опыт «Фильтрование воды».
Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.
2.«Цветок для мамы».
Цель:
3.Занятие«Веселый снеговик».
Цель: Формировать представления о свойствах снега , делать выводы.
4.Занятие «Поговорим о весне».
Цель: Обобщить знания о свойствах воды.
Апрель.
1.Занятие «Волшебное электричество».
2.«Секретное письмо».
3.«Определение свойств разных веществ».
Цель: Учить приобретать новую информацию по средством экспериментирования, формировать умение делать выводы.
4. «Как вода гулять отправилась».
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Май.
1.Опыт «Природные красители».
2.«Пожиратель мела. Береги зубы».
3.Опыт «Удивительный песок»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Литература:
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».Санкт-Петербург. 2013г.
Интернет-ресурсы.
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность». Для занятий с детьми 4-7 лет.