I. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница» составлена на основе:
№ п/п | Нормативные документы |
-
| Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. |
-
| Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» |
-
| Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г №41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»». |
-
| Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.) |
-
| Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №144 от 20.06.2016г.) |
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
· Содействие жизненному самоопределению учащихся.
· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
· Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
· Развивать положительные эмоции и волевые качества.
II. Планируемые результаты курса
Знать:
· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
· Народные художественные промыслы России и родного края.
· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
· Способы навешивания нитей.
· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
· Иметь представление о традициях разных стран.
· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Уметь:
· Правильно организовать свое рабочее место.
· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
· Работать с электронагревательными приборами.
· Выполнять правила техники безопасности.
· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
· Работать по шаблону.
· Приобрести навыки работы с лоскутками.
· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
III. Содержание курса кружка по декоративно – прикладному искусству
«Рукодельница»
№ | Название разделов | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Бисероплетение | 22 | 4 | 18 |
3 | Вышивка крестиком | 20 | 4 | 16 |
4 | Вязание крючком | 24 | 4 | 20 |
| Итого: | 68 | 14 | 54 |
Количество часов в неделю 2; на год -68
№ урока | Тема занятий | Материалы и инструменты | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-2 | Вводное занятие. Народные промыслы России. История бисероплетения. Знакомство с бисером и сопутствующими материалами. | Журналы, книги схемы, образцы изделий, бисер, инструменты и приспособления. | 2 | |
3-4 | Техника безопасности. Чтение и зарисовка схем. Способы плетения | Бисер, проволока, ножницы, схемы. |
2 | |
5-6 | Плетение плоских животных на проволоке. | Бисер, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
7-8 | Плетение плоских животных на проволоке. | Бисер, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
9-10 | Плетение плоских животных на проволоке. | Бисер, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
11-12 | Плетение «Цветы из бисера» | Бисер, проволока, ножницы, схемы | 2 | |
13-14 | Плетение «Цветы из бисера» | Бисер, проволока, ножницы, схемы | 2 | |
15-16 | Плетение «Цветы из бисера» | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
17-18 | Плетение «Цветы из бисера» | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
19-20 | Плетение объемных фигурок животных. | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
21-22 | Плетение объемных фигурок животных. | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
23-24 | Плетение объемных фигурок животных. | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
25-26 | Плетение объемных фигурок животных. | Бисер, леска, проволока, ножницы, схемы. | 2 | |
27-28 | История вышивки. Традиционная Русская вышивка. Знакомство с вышивкой сопутствующими материалами. | Журналы, книги схемы, образцы изделий, инструменты и приспособления. | 2 | |
29-30 | Вышивка крестиком. Вышивка образцов. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок | 2 | |
31-32 | Вышивка крестиком. Вышивка образцов. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок | 2 | |
33-34 | Вышивка выбранной работы | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок | 2 | |
35-36 | . Вышивка выбранной работы | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок | 2 | |
37-38 | Вышивка выбранной работы. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок | 2 | |
39-40 | Вышивка выбранной работы. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы книги, карандаши, тетради, образцы. | 2 | |
41-42 | Вышивка выбранной работы. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок |
2 | |
43-44 | Вышивка выбранной работы. | Ткань, нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вышивок |
2 | |
45-46 | История вязания. Знакомство с вязанием и сопутствующими материалами. Чтение и зарисовка схем. Техника безопасности. | Журналы, книги схемы, образцы изделий, инструменты и приспособления. | 2 | |
47-48 | Вязание крючком. Основные виды петель. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
49-50 | Вязание крючком. Основные виды петель. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | | |
51-52 | Упражнение в выполнении петель, с одним накидом, с двумя накидами. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
53-54 | Вязание узорного полотна. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний |
2 | |
55-56 | Вязание по кругу. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
57-58 | Вязание квадрата. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
59-60 | Выбор рисунка, техники вязания и выполнение изделия. | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
61-62 | Вязание выбранного изделия | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
63-64 | Вязание выбранного изделия | Нитки, пяльцы, ножницы, схемы, журналы, книги, карандаши, тетради, образцы вязаний | 2 | |
65-66 | Заключительный урок. Подведение итогов за прошедший учебный год. | Готовые работы для выставки, презентации. | 2 | |
67-68 | Заключительный урок. Подведение итогов за прошедший учебный год. | Готовые работы для выставки, презентации. | 2 | |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000
2. М.Максимова, М.Кузьмина. Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997
3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997
4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997
5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997