СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок В гостях у сказки занятие 16

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "В гостях у сказки",занятие 16, сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Просмотр содержимого документа
«Кружок В гостях у сказки занятие 16»

ТЕМА УРОКА: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


УУД: Познавательные УУД:

Осознанно строить свое высказывание в устной форме.

 Коммуникативные УУД

  1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

  3. Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Цель урока: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.

Задачи урока:

  • показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра;

  • научить детей вычленять повтор как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;

  • обнаружить в сказке древнюю числовую магию;

  • во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.

Оборудование:

  • репродукция картины В.Васнецова "Алёнушка"

  • компьютер

  • раскраски


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Мобилизующий этап

У. Мы много путешествовали по сказкам, познакомились с героями волшебных сказок, со сказочными чудесами.

Афанасий Фёдорович – младший домовой собрался навестить героев мудрых сказок и решил и нас с вами взять прямо в сказки.

Но попасть в сказки не так-то просто. Афанасий приготовил для вас испытания. Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно и старательно. Дослушивайте до конца!

1. Перед волком не дрожал.

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Всё ж попался... (колобок).

2   . Маленький, удаленький, ложки раскладывал да приговаривал: «Это ложка простая — Петина. Это ложка — Котика, а это — точёная, ручка золочёная. Кто это?» (Жихарка.)

3   . У отца был мальчик странный,

необычный, деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человек деревянный,

на земле и под землёй

ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

кто же это? (Буратино.)

4   . На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок,

покатился... (колобок).

5. Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит.)

6. Возле леса на опушке

трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

кто герои этой сказки? (Три медведя.)

2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока

- Что мы узнали о сказках?

- Какие сказки бывают?

- Что знаем о народных сказках?

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.

- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)

- Начало развития действия?

В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.

3. Работа по новой теме. Знакомство со сказкой

- А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм сказку. Сказка сказывается, словно печальная песня поётся.

- Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?

СЛУШАНИЕ СКАЗКИ:

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнемупути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Аленушка, я пить хочу!

- Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

- Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

- Не пей, братец, теленочком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жардонимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

- Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, жеребеночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко,колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полноводицы. Иванушка говорит:

- Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком...

Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села на стожок - плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

- О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей и говорит:

- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушкена шею камень и бросила ее в воду.
А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в еехоромы.

Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.
Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, неест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:

- Аленушка, сестрица моя!..
Выплынь, выплынь на бережок...

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа: зарежь да зарежь козленка...
Купцу жалко было козленочка, привык он к нему А ведьма так пристает,так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:
- Ну, зарежь его...

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точитьножи булатные.
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочкипрополоскать.

- Ну, сходи.

Побежал козленочек на речку, стал на берегу и жалобнехонько закричал:

- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:

- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
шелкова трава ноги спутала,
желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козленочка, не может найтии посылает слугу:

- Пойди найди козленка, приведи его ко мне.

Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:

- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу прото, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сетишелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее включевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше,чем была.
А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулсямальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

- Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.

- Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.

(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)

- Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.

4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели -
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
А теперь начнём читать.

5.Работа над содержанием сказки

а) Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

Как вы себе это представляете?

(следы копыт животных, наполненные водой)

Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

Как вы понимаете эти слова?

А кто такой купец?

Богатый торговец, тот, кто торговал.

- Одному козлёночку было ведомо:

Как вы понимаете эти слова? (известно)

б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).

-Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)

-Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

-Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)

-Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой".

-А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?

"Кот в сапогах", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")

Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.

6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]


-Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".


-Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.


-А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события сказки)


-Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки

-Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца:

Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду

.Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).


-Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

-Так что же роднит сказку и картину?

Грустное настроение.

7. Закрепление новых знаний

-Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.

Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?

(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)

8. Раскрашивание раскраски

9. Итог урока

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.