ТЕМА УРОКА: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
УУД: Познавательные УУД:
Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД
1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Цель урока: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.
Задачи урока:
показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра;
научить детей вычленять повтор как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;
обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Мобилизующий этап
У. Мы много путешествовали по сказкам, познакомились с героями волшебных сказок, со сказочными чудесами.
Афанасий Фёдорович – младший домовой собрался навестить героев мудрых сказок и решил и нас с вами взять прямо в сказки.
Но попасть в сказки не так-то просто. Афанасий приготовил для вас испытания. Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно и старательно. Дослушивайте до конца!
1. Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Всё ж попался... (колобок).
2 . Маленький, удаленький, ложки раскладывал да приговаривал: «Это ложка простая — Петина. Это ложка — Котика, а это — точёная, ручка золочёная. Кто это?» (Жихарка.)
3 . У отца был мальчик странный,
необычный, деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человек деревянный,
на земле и под землёй
ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
кто же это? (Буратино.)
4 . На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок,
покатился... (колобок).
5. Лечит маленьких детей,
лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит.)
6. Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Три медведя.)
2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока
- Что мы узнали о сказках?
- Какие сказки бывают?
- Что знаем о народных сказках?
Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)
- Начало развития действия?
В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.
3. Работа по новой теме. Знакомство со сказкой

- А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм сказку. Сказка сказывается, словно печальная песня поётся.
- Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
СЛУШАНИЕ СКАЗКИ:
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнемупути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- Сестрица Аленушка, я пить хочу!
- Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
- Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!
- Не пей, братец, теленочком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жардонимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, жеребеночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко,колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полноводицы. Иванушка говорит:
- Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком...
Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села на стожок - плачет, а козленочек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
- О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей и говорит:
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козленочек будет жить с нами.
Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушкена шею камень и бросила ее в воду.
А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в еехоромы.
Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.
Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, неест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:
- Аленушка, сестрица моя!..
Выплынь, выплынь на бережок...
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа: зарежь да зарежь козленка...
Купцу жалко было козленочка, привык он к нему А ведьма так пристает,так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:
- Ну, зарежь его...
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точитьножи булатные.
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочкипрополоскать.
- Ну, сходи.
Побежал козленочек на речку, стал на берегу и жалобнехонько закричал:
- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Аленушка из реки ему отвечает:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
шелкова трава ноги спутала,
желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козленочка, не может найтии посылает слугу:
- Пойди найди козленка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:
- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу прото, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сетишелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее включевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше,чем была.
А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулсямальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
- Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.
- Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.
(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)
- Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.
4. Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели -
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
А теперь начнём читать.
5.Работа над содержанием сказки
а) Словарная работа
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
:::::::.лошадиное копытце;
:::::::козье копытце полно водицы.
Как вы себе это представляете?
(следы копыт животных, наполненные водой)
Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
Как вы понимаете эти слова?
А кто такой купец?
Богатый торговец, тот, кто торговал.
- Одному козлёночку было ведомо:
Как вы понимаете эти слова? (известно)
б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?
(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).
-Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)
-Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)
-Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)
-Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой".
-А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?
"Кот в сапогах", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")
Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.
6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"
Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]
-Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
-Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
-А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
(именно с водой связаны все грустные события сказки)
-Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки
-Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца:
Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду
.Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).
-Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).
-Так что же роднит сказку и картину?
Грустное настроение.
7. Закрепление новых знаний
-Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.
Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?
(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)
8. Раскрашивание раскраски
9. Итог урока
Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.