СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Крылатые вестники весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: познакомить и закрепить знания учащихся о перелетных птицах.

Просмотр содержимого документа
«"Крылатые вестники весны"»

ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» с. Черный Отрог

















Конспект внеклассного мероприятия

во 3 классе

Тема: «Крылатые вестники весны».

14.03.2013 г.

Цель: познакомить и закрепить знания учащихся о перелётных птицах.

Используемые педагогические технологии: информационные технологии, технологии гуманно-коллективного воспитания.

Методы воспитания: воспитывающая ситуация, беседа, иллюстративный метод объяснения нового материала, индивидуальная форма работы.















Воспитатель:

Рахматулина А.И.

Цель: познакомить и закрепить знания учащихся о перелётных птицах.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с перелетными птицами (место обитания, характерные черты);

- обобщить представления учащихся об изменениях в природе, происходящих с наступлением весны;

коррекционно - развивающие:

- создать условия для активизации мыслительной деятельности (классификации и обобщения) на основе отгадывания загадок, дидактических игр: «Посади перелетных птиц на дерево», «Где, чей дом».

- создать условия для активизации связной речи путем обогащения и уточнения словарного запаса;

- создание условий для коррекции памяти посредством воспроизведения стихотворений

воспитательные:

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания

- воспитывать положительные эмоции по отношению друг к другу в совместной деятельности.

Используемые педагогические технологии: информационные технологии, технологии гуманно-коллективного воспитания, сотрудничества.

Методы воспитания: воспитывающая ситуация, беседа, иллюстративный метод объяснения нового материала, индивидуальная форма работы.

Оборудование:

- мультимедийный проектор; аудиозапись: «Голоса птиц», пение соловья, пение жаворонка. - презентации: «Крылатые вестники весны», «Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной»;

- выставка рисунков и поделок: «Весна пришла»

- выставка книг и журналов о природе;

- плакаты для коллективной работы: «Где, чей дом», «Посади перелетных птиц на дерево»;

- предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.









Ход мероприятия:

1.Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

2. . Психологический настрой

2. Введение в тему занятия.

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

-Ребята, отгадайте загадку: Кто осенью улетает,
А весной возвращается. (перелетные птицы)

Сообщение темы и цели мероприятия

Тема нашего мероприятия: «Крылатые вестники весны».

После холодной зимы пришла к нам снова весна. Сегодня мы отметим, какие изменения произошли в природе с наступлением весны. Узнаем, какие птицы прилетают к нам весной.

3.Актуализация знаний

Весна, какое прекрасное время года. По каким приметам можно определить, что пришла весна? Ребята, какие изменения произошли в природе с наступлением весны? Какие еще признаки весны вы знаете? Как называются месяцы весны?

Молодцы! Вы правильно назвали признаки весны: солнце светит ярко, дни становятся длиннее, на улице тепло, снег тает, сосульки капают, набухают почки, звери и насекомые просыпаются после зимней спячки, возвращаются перелетные птицы, люди надевают легкие куртки, резиновые сапоги. А, теперь я предлагаю послушать стихотворения о весне, которые приготовили ребята.

1.К нам весна шагает Быстрыми шагами. И сугробы тают, Под её ногами.

2.Чёрные проталины, На полях видны. Верно, очень тёплые Ноги у весны.

3. Идет матушка весна, Отворяй-ка ворота. Первым март пришел, Белый снег сошел.

А за ним и апрель, Отворил окно и дверь, А уж как пришел в май, Солнце в терем приглашай!

4. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)

Кругом тишина, тишина, тишина. 
Вдруг звонкой капелью сменилась она, 
Ручьи зазвенели и птицы запели. (включаю аудиозапись звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц).

- Представим, что мы в лесу. Послушаем звуки и голоса весеннего леса. (Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы»).

3. Работа по теме: - Что вы услышали? (голоса птиц, журчание ручья). - Когда и где так поют птицы? (весной, когда прилетают птицы).

Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. - Но разве летом мы не слышим пение птиц, журчание ручья?

Так почему же мы связываем эти звуки (пение птиц) именно с приходом весны? Почему именно весной мы рады этим звукам больше, чем летом? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. Эти особые звуки напоминают нам о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным).

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Физминутка.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо-влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу-ка я домой».

- Ребята, каких птиц вы знаете? - Все ли птицы, которых вы перечислили, зимовали с нами в эту вьюжную, холодную зиму? - На какие две группы можно разделить птиц (зимующие и перелетные)?

4. Изучение нового материала.

А теперь, ребята, я вас прошу сидеть тихо и внимательно слушать. Я, расскажу о некоторых перелетных птицах, а вы постарайтесь побольше узнать о сроках прилета птиц, строительстве гнезд и о той пользе, которую они нам приносят. (Презентация: «Крылатые вестники весны»).

В народе говорят: «Птицы летят, на крыльях весну несут». «Увидел грача – весну встречай!» Открыли весну грачи. Грачи прилетают на Родину в начале марта. На всех проталинах появились их стаи. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север – к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.

Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю. Гнездятся на деревьях колониями. Гнезда располагают близко друг к другу, на вершине дерева. Гнездо грачи строят из веток деревьев.

Увидеть грача можно обычно на полях, в деревнях, а также в больших городах. Питается грач насекомыми, червями, пауками. Во время весенней пахоты грач уничтожает за день 400 червей, вредителей растений.

 - Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (Аудиозапись пение соловья) Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать-и-мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и «чужих» на свою территорию не пускают.

Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, они бегают по дорожкам и веткам, смотрят под каждый листик, ищут для своих птенцов еду. Скворцы оказывают человеку большую помощь, защищая растения от вредных насекомых.      Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем ,что они уничтожают большое количество вредных насекомых. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню: то ласточкой защебечет, то курицей закудахчет, то лягушкой заквакает. Так, что это за птица? (Скворец).

- А это жаворонок запел, он одновременно со скворцом на родину прилетел. (Аудиозапись пение жаворонка) Только скворец дорогой молчал, а жаворонок на лету песни распевал. Поля, пастбища и луга – вот его дом. Гнездовье (гнездо) жаворонок устраивает в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнезд для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Весело живется ему в нем. Быстро хлопая крыльями, жаворонок поднимается все выше и выше пока совсем не исчезнет в синеве неба. И слышно оттуда с высоты только его удивительно веселая песня. С песней он в небо поднимается, с песней на землю опускается. И так целый день, и петь ему совсем не лень. Самец поет, заливается, а самка рядом сидит, восхищается. Так с песней за лето, они воспитывают два выводка малышей. И это прекрасно! Жаворонки не только славные певцы, но и наши помощники. Они поедают множество опасных для поля насекомых, а также семена растений, засоряющих посевы. Про кого это я говорила, что-то название птицы совсем забыла. (Про жаворонка).

В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа.        Гнездятся они на земле. Питаются соловьи мухами, жучками, муравьями, пауками, а осенью - чёрной смородиной. Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Гнездо строят на земле. Поют  соловью всю ночь от вечерней до утренней зари. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Лишь на третий год жизни они становятся певцами, достойными своей славы.

Ласточки прилетают к нам  в конце апреля в начале мая. Какие бывают ласточки? (Береговые, деревенские)   Береговая ласточка гнездится на склоне берегов. Деревенская ласточка гнездится  под крышами домов, под карнизами. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли. Землю она находит в лужах, скатывает в шарики, приносит их в клюве к месту постройки и прочно прикрепляет к стене. Ласточки питаются насекомыми. Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают их весеннего прилета труженики сельского хозяйства. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч.

Если ласточка высиживает детей, то хозяину дома во всем будет удача, поэтому нельзя их выгонять или гнездо рушить, или трогать их самих. Ласточка строит гнездо целых 40 дней, если его разрушить, то в это лето она уже построить новое и вырастить детей никак не успеет. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды.

Закрепление изученного материала

1.Действительно весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелетные и несут на крыльях весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы запомнили этих птиц. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать про какую это птицу. (Презентация: «Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной»)

Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... (Грач)

А этот пернатый друг прилетает вслед за грачами. Он прилетает каждый год, Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец)

Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет, Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей)

Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном,  Из травы и глины. (Ласточка) Время прилета в родные края — май.

Молодцы! С загадками справились.

А сейчас мы поиграем. Игра: «Посади перелетных птиц на дерево». Посмотрите, сколько птиц собралось. Назовите, каких здесь птиц вы видите. Молодцы много птиц знаете. Задание: выберите перелетных птиц и посадите на дерево. (на листе ватмана нарисовано дерево весеннее, на столе предметные картинки, с изображением птиц).

Дидактическая игра: «Где, чей дом?» Задание: помогите птицам найти свое гнездо (нужно птиц расселить по гнездам). (на листе ватмана нарисованы гнезда, на столе предметные картинки с изображением птиц: грач, соловей, ласточка, жаворонок )

Подведение итогов занятия.

 - Ребята, о чем сегодня мы беседовали на занятии? (о весне) А какие изменения произошли в природе? О ком мы еще говорили? (о птицах)

- Про каких птиц мы говорили на мероприятии? (о перелетных птицах) Почему их так называют?

- Что интересного мы узнали о грачах? Как их называют? (вестники весны) - Почему скворцов называют пересмешниками? - Что вы запомнили про ласточек, соловьев? - Что интересного вы узнали про жаворонка? - Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? Ребята, а для чего нужны птицы?

Итак, подведём итог нашего мероприятия. Птицы нам дороги не только как украшение нашей обширной, чудесной Родины, но и приносимой пользой.



1.Пусть живут в лесах, в садах, И поют нам птицы. Ведь они для нас друзья Соловьи, грачи, синицы.

2.К тому же и пользу приносят они, Едят они гусениц разных. Спасают они и леса, и сады. От маленьких гусениц страшных

3.И надо, поэтому птиц нам беречь, Зимой подкормить, а весною привлечь. Пернатых друзей на поля и сады. Участие примем, конечно, и мы.

Наше занятие подходит к концу. Мне понравилось, как вы работали на мероприятии: вы внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!