1. Приветствие. Разминка. - Здравствуйте, дети. - С каким настроением вы пришли в школу? На меня вы посмотрите, Тихо носиком дышите. Выше к солнцу подтянитесь И друг другу улыбнитесь. Всем здоровья пожелаем И урок наш начинаем. 2. Подготовка к основному этапу. Объединение в группы временного состава для решения учебной задачи. Каждый ученик получает карточку, на которой написана загадка про части тела. Ребята, у которых одинаковые отгадки объединяются по группам.
2. Введение в тему урока. Стартер. - Я, ты, он, она – вместе целая семья. В слове «Мы» сто тысяч «я»: Большеглазых, озорных, Темных, рыжих и льняных, Грустных и веселых. В городах и селах.
(К) - Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке? - Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе? - Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? - Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать – как?
3. Сообщение темы урока.
- Что вы видите на слайде? (Дом) (И, П, Г) - Как можно объединить дом и человека? Защита своей работы.
(К) - Верно, человек, как и дом, имеет собственное устройство. - Как дом устроен снаружи? (Крыша, окна, дверь, фундамент, веранда, труба) - Как это можно назвать одним словом? (Внешнее строение дома) - Как думаете, что может находиться внутри дома? (Мебель, бытовая техника, посуда, пол) - Как можно назвать то, что находится внутри дома? (Внутреннее строение дома) - Верно, то, что снаружи – это внутреннее строение дома, что находится внутри – это внутреннее строение дома.
(К) - Какие предметы, окружающие нас имеют внутреннее и внешнее строение? Работа индивидуально - в парах - в группах. Защита своей работы. - Человек тоже имеет внутреннее и внешнее строение.
3.1. Внешнее строение тела человека. - Посмотрите друг на друга и скажите, как утроено тело человека снаружи, что у нас у всех есть? (Голова, тело, руки, ноги) (Г) Работа в группах. Защита своей работы. - Верно, к внешнему строению тела человека относятся части тела – голова, погладьте себя по голове; шея – покажите шею; туловище – погладьте себя по спине, груди, животу; руки и ноги – похлопайте, потопайте. Руки – это верхние конечности, ноги – нижние конечности. - Как вы думаете, для чего нам нужны части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги?
Физминутка.
3.2. Внутреннее строение человека. (К) –Мы рассмотрели внешнее строение человека, и убедились, что все части нашего тела имеют важное значение и выполняют определенную работу. А что вы можете рассказать о нашем внутреннем строении? Что у нас есть внутри? (У нас внутри есть сердце, желудок, мозг, печень.)
(К) - Наше тело внутри состоит из различных органов. Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют. - Скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься. - Что вы делали вчера дома? - Чем занимались сегодня на уроке математики, письма? - Как думаете, все ваши действия выполняются сами собой, или ими кто – то руководит? - Все верно, всеми нашими действиями руководит «главный командный пункт нашего организма» - головной мозг. В какой части тела расположен мозг? - Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой всех внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим. Как думаете, как долго человек может не дышать? - Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову. (Э) Практическая работа. Учитель с секундомером, дети по сигналу делают вдох и задерживают дыхание. Дети делают вывод, что без дыхания человек жить не может. (К) - Итак, сколько секунд вы смогли не дышать? Чтобы жить, человеку нужно дышать. Кто знает, при помощи какого органа мы дышим? -Верно, мы дышим при помощи легких, у человека их два – правое и левое. Обхватите себя руками и сделайте глубокий вдох, что вы чувствуете? - Легкие похожи на две розовые губки (учитель показывает губку). (Э) Опыт с губкой. У каждого ребенка – губка. Проследите, что происходит с губкой, когда вы ее сжимаете – вы сделали выдох, теперь отпустите губку – вы сделали вдох. - Какой вывод можно сделать о работе наших легких? Дети делают вывод: При вдохе легкие расширяются, при выдохе – сжимаются. (Э) - Приложите руку к левой стороне груди, что вы чувствуете? - Верно, вы чувствуете, как бьется ваше сердце. А что такое – сердце, что вы знаете о нем? Какую работу выполняет сердце? (Ответы детей) (К) - Скажите, зачем мы кушаем? (Ответы детей) - Верно, мы едим, чтобы жить. Но нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Переработкой пищи занимаются органы нашей «внутренней кухни». Кто знает, какие это органы? (Ответы детей) - Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. (Э) Опыт с воздушным шариком. Покажите, где у вас находится желудок. Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик.
(Э) Но в желудке пища перерабатывается только наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется почти на 8 метров. Как же он помещается в нашем животе? Опыт с бельевой веревкой. Кроме этого с правой стороны от желудка «живет» печень, она вырабатывает желчь, которая помогает перерабатывать пищу. Вывод: (К) - Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна. - Итак, мы с вами говорили о внешнем и внутреннем строении человека. Хотите проверить свои знания о строении нашего организма?
3.3 Просмотр фильма.
На столах уже лежат схемы и таблицы |