СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП уроков литературы, 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлены краткосрочные планы уроков по русской литературе в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«КСП уроков литературы, 5 класс»

Дата:

5 класс 1 урок

Предмет:

Русская словесности

Класс:

5 русский

Тема урока

Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь..

Цели:

знакомство пятиклассников со структурой учебника;

Задачи:

дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве;
развивать ассоциативное мышление;
воспитывать бережное отношение к слову.

Ожидаемые результаты

учащиеся подробно узнают об учебнике, который будут изучать в течение года

Тип урока:

урок новых знаний

Методы:

информационно-развивающий, творчески - репродуктивный

Оборудование урока:

рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, текст истории, листы А4, цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки с текстами для рефлексии урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент.

Приветствие

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и  проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.

1.Психологический настрой на урок


Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. 

ученики слушают учителя и повторяют за ним

I.Стадия «Вызов»



1.Знакомство с учебником

.

Вступительное слово учителя
Учитель: Ребята, у меня в руках учебник словесности для 5 класса. Целый год мы будем читать, и обсуждать произведения, включенные в этот учебник.

Давайте поближе познакомимся с этой книгой.
С чего же мы начнем знакомство?
Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски. 
Обложка - бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку. 
Форзац и нахзац - страницы в самом начале и в самом конце книги.
Титульный лист - страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Учитель: Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?
В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.
Выходные данные - это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
Назовите авторов-составителей, художников этого учебника. Авторы-составители учебника по словесности для 5 класса - Чапльшкина Т.П., Садвакасова А.М., Сафронова Л.В., Ставицкая Н.Н. и Ходова С.Я. Они продумывали содержание учебника, подбирали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Петухова Л. и Иванченко Э. оформили учебник, сделали его красивым. Редактор Швыдко А. организовал всю работу над учебником, много работал над его рукописью, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление.
Нравится ли вам внешний вид учебника?

В каком издательстве издана эта книга?В каком городе она напечатана? Ученики узнают, что издательство называется
Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. I [ушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.
« Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?
Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.
Сделаем  акцент на том,  что  в учебнике  есть  «Краткий словарь  литературоведческих терминов».

внимательно слушают учителя, интересуются и задают вопросы, рассматривают учебник, узнают и называют знакомых им писателей

II.Стадия Осмысление


1.Формирование новых понятий и способов действия.

Слово учителя
- Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.
На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.

говорят, где они уже встречались с волшебством

2. Знакомство с удивительной истории





прием «Чтение с остановками»

Учитель: Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в  поэтическое.
Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее  стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.
Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать

Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, по не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.
Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.
Как вы думаете, за что Охотник получил награду?
Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.
Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?
Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.

ученики с большим интересом читают и знакомятся с историей.



После чего анализируют и делают выводы этой истории

2.Словарная работа

Поэтическое слово - волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.
Словесность
- это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)

работают со словарным словом и записывают его в тетрадях

3.Продолжение чтение рассказа



Учитель: А теперь продолжим историю о встрече в лесу Охотника с белоснежным Единорогом. Послушайте же, что было дальше.
Вождь племени был очень удивлен и встревожен рассказом. Все мужчины племени промышляли охотой, и если бы бог Леса, о котором рассказал Охотник, запретил добывать дичь, люди могли бы умереть с голоду. Поразмыслив, Вождь приказал охотникам взять по куску мяса и отнести их в лес. Здесь, в лесу, из камней сложили очаг и на огне сожгли принесенное мясо. Таким образом Вождь решил накормить Бога и получить у него разрешение охотиться. А чтобы Бог Леса понял, что делают люди, вождь велел женщинам восхвалять его и просить о помощи их племени. И вот горел огонь, от мяса вверх поднимался дым. Женщины, встав вокруг очага, запели, умоляя Бога Леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала вторая женщина.
Так люди племени сложили песню, славящую Бога, и решили петь её всякий раз, когда они в благодарность за удачную охоту станут сжигать н^; сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить Бога. Это была обрядовая песня. Её пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать Бога леса и, накормив его мясом, попросить о помощи. Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий люди хотели повлиять на природу.

А между тем, пока женщины пели хвалу богу, к ним вышел из леса Воин соседнего племени. Он очень удивился, услышав пение, потому что никогда прежде не сталкивался с подобными действиями. Он вежливо попросил Вождя объяснить ему смысл происходящего. ' И тогда Вождь рассказал Воину то, что сам недавно услышал от Охотника, но не стал говорить о гневе Бога. Напротив, он сказал, что бог явился Охотнику, чтобы сообщить о своем покровительстве племени. Вождь также добавил в рассказе, что Бог якобы пообещал наказать охотников всех других племен, если они посмеют добывать дичь в этом лесу. А для того чтобы Воин не усомнился в словах Вождя, хитрый предводитель племени рассказал, что' Бог открыл Охотнику великую тайну. Оказывается, Охотник принадлежит к племени потомков самого Бога, сын которого когда-то взял себе в жены земную женщину. Удивленный и испуганный, Воин поспешил к своим сородичам, чтобы скорее поведать им обо всем увиденном и услышанном. Так зародился миф, то есть рассказ, на основе вымысла поэтически объясняющий законы природы, происхождение людей, животных и растений. А мифология - это система мьшления первобытного человека, самый примитивный уровень мышления. Мифическое сознание не знало границы между реальным и нереальным. Древний человек думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и действиями.

Вскоре  Охотник,  первым  рассказавший   о  встрече  с белоснежным Единорогом, умер. И тогда мудрый и хитрый Вождь рассказал, что Охотник вновь встретил в лесу Бога, который поведал Охотнику о своей прекрасной дочери, случайно увидевшей Охотника и полюбившей его. Она попросила своего отца забрать Охотника из племени, чтобы он мог стать её мужем. Бог выполнил просьбу своей дочери, и теперь, по словам вождя, у племени появился еще один могучий покровитель, которому тоже следует приносить жертвы, чтобы он не забыл бывших сородичей.
Прошло много лет. Давно умерли Вождь и Воин соседнего племени, и их дети, и дети их детей, а люди продолжали рассказывать о встрече Охотника с Белоснежным Единорогом и о любви дочери Бога к простому человеку. Но теперь к этим рассказам прибавилось много других фантастических историй об Охотнике, которые люди рассказывали друг другу. Это были легенды.

продолжают чтение истории с остановками

4.Словарная работа

Легенда -    это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается

Магия - вера в действие и силу связанных с этим действием слов; колдовство, волшебство.

записывают словарные слова

3. Работа по карточкам

Закончите данные определения.

Перенесение человеческих качеств на явления природы, на животных, на предметы называют__________
________________________________________________________________________________.
Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все  природе. Такая вера получила название________________.
Рабочая тетрадь, задание 3. Вставьте пропущенные слова в данные определения.
Тотем (род) – это вид животных, растений, предметов, стихий, которые являются ___________________________________________

выполняют задания

4.Картинки на воображение

После того, как учащиеся прочитали и ознакомились с удивительной историей, прошу ребят нарисовать иллюстрации по прочитанной истории.


на А4 листах рисуют рисунки по прочитанной истории








КМ:Мозговой штурм.



Обучение через диалог.







КМ: «Толстые и тонкие вопросы»





























Формативное оценивание.








ИКТ, тетрадь.

























































Тетрадь.ИКТ.

Новая тема.

- Какие виды предложений вы знаете?

- Какая особенность простых предложений?





  1. А что такое грамматическая основа? Что она выражает?



Учитель демонстрирует учащимся презентацию,где дается понятие о предложении и его структуре.

Учитель просит прочитать правило одного ученика.

- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:

Учитель составляет схему на доске.

  • Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь.

Затем идет демонстрация слайда, на котором дается образец синтаксического разбора предложения.

Маленький мальчик медленно пишет письмо другу.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.







Просматривают презентацию,записывают ключевые понятия в тетрадь.









Учащиеся слушают объяснения учителя,попутно отвечая на поставленные вопросы.

















Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают тип простого предложения.


























III Стадия Рефлексии

1.Подведение итогов



Экспресс-опрос.

В конце урока предлагаю ребятам ответить на несколько вопросов по пройденному уроку

Как называется обертка книги? (Суперобложка.)
Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя; автора? (Обложка.)
-Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.)
-Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.)
Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.)
Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания?(Титульный лист.)
- Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.)

подводят итоги, отвечаю на вопросы

2Домашнее задание

1 . Чтение статьи учебника, стр. 3-6. 
2. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении.

3.Еще раз самостоятельно ознакомится с учебником.

записывают домашнее задание

3.Рефлексия урока

 Урок

привлек меня тем…
показался интересным…
взволновал …
заставил задуматься…
навел меня на размышления…

пишут рефлексию урока, дописывая предложения




Литература, класс 5 Урок 2. Дата-___________

ТЕМА: Основные жанры фольклора

Цель урока. Познакомить с терминами "фольклор”, "жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.

I. Игра «Литературное лото»

1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

2. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: "пословица”, "поговорка”, "загадка”, "считалка”, "скороговорка”, "потешка”, "колыбельная песенка” и так далее.

3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт её.

а)

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка. (Поросёнок.)

б)

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

в) По платью встречают, по уму провожают.

г)

Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е)

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в… яму
Бух!

II. Сообщение учителя

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.

Работа со статьёй учебника (с. 5–7).

Работа парами. Задание: найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: "пословица”, "поговорка”, "загадка”. Найденные термины записывают в тетрадь.)

Составляется таблица.

Жанр

Задача жанра

1. Пословица — краткое изречение.

Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.

2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.

3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. "Формула” — тот и выйдет вон.

Помочь весело распределить роли в игре.

4. Загадка иносказательно описывает предмет.
Три типа: 
1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.

Учит угадывать задуманное.

5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.

Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

Весело учить малыша жестам, навыкам.

III. Итог урока

Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты.

Задание: определить жанр, прокомментировать своё решение.

Карточки с текстами.

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.

Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.

— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?

Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

Зимою греет,
Весною тлеет, 
Летом умирает,
Зимой оживает.

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!

Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках, 
внуки на собаках.

IV. Задание на дом (по выбору)

1. Подобрать свои задания для карточек лото.

2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.

3. Что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.



























































Литература, класс 5 Урок 3. Дата-___________

ТЕМА: Пословицы и поговорки.



Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное  чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Ребята,  какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

     Весною тлеет,

     Летом умирает,

     Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

     Киса - серенький хвосток,

     Приходи, киса, ночевать,

     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

  Уродись крепка,

   Капуста  - виласта.

   Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.  (небылица)

6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились.   (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки.   (пестушка)

9) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной.  (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

      Три, четыре – прицепило,

      Пять, шесть – бьют шерсть,

     Семь, восемь – сено косим,

     Девять, десять – деньги весить.   (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда.  (пословица)

12) Обманули дурака

      На четыре кулака,

      На пятое – стуло,

     Чтоб тебя раздуло!

     На шестое - колесо,

   Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе.   (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

- Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

- Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

 1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.   и т.д.)

2. Работа с литературоведческим словарём:

- Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Пословица

Поговорка

Сходство


Краткость


Ритмичность


Рифмованность


Отражение народной мудрости


Различие


Законченное суждение

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

- Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

- А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

        У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

        Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

        Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

        Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются  и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)



Дата: Класс: 5 урок 4

Тема: Загадки. Происхождение и функции загадок. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина).

Цель урока: 

познакомить с происхождением и природой загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях.

Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением;
Развивающая: развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность;



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы.

Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Сказки). Они относятся к большим фольклорным жанрам. Теперь мы начинаем изучение малых фольклорных жанров.

(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)

Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.

– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)

Ученики демонстрируют свои знания.


20 мин.

III. Осмысление новой информации.

Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (изображение Сфинкса появляется на доске – рисунок 1) загадывало всем одну и ту же загадку: “Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх”. Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.

Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).

ОЗагадки также относятся к малым нелирическим жанрам фольклора. «Без лица в личине» – таково меткое народное определение загадки. «Лицо» – предмет, который загадан и скрывается под «личиной» –иносказанием или намёком, не прямой, а окольной речью.

Чаще всего загадка представляет собой замысловатый вопрос, представленный в виде метафоры: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». (Овца) Но встречаются загадки в виде прямого вопроса, иногда шутливого: «Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?» (Овца)

Загадки могут иметь как прозаическую, так и стихотворную форму. «Ночью спит на земле, а утром убегает» (роса), «Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не летает» (рыба) – прозаические; «Меня все ждут и не дождутся, а как увидят – тотчас разбегутся» (дождь), «Что зашустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает за работой жаркою?» (веник) – стихотворные, ритмические.

В загадках встречаются такие средства художественной выразительности, как

• олицетворение: «Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане» (банный веник);

• прямое сравнение: «Сижу на тереме, мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мёд» (вишня);

• отрицательное сравнение: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита не человек, а говорит» (книга)

смысление новой информации.

Кроссворд (работа в группах).
- Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.
1. Комочек пуха, Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
2.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
4. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет,
Песенки поет.
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
6. Кто зимой холодной
ходит хмурый и голодный?
7. То рыжая, то серая,
А названием белая.

Ученики демонстрируют свои знания. Отгадывают загадки, указывают лицо, число у глаголов. Выполняют упражнения.








Учебник




10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.
-Вы хотите побывать на лесной полянке? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.
1 и 2 группы находят загадки про насекомых - жителей полянки;
3 и 4гр. - про травы и цветы, которые могут расти на нашей по¬лянке.
Учитель дает время. Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают. К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет картинку – отгадку. Так заполняется полянка.

Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы.


5 мин.

V. Итог урока.

 - О чём вы сегодня узнали на уроке? 
- Изменилось ли ваше отношение к волкам? 
- Было ли вам комфортно на уроке? 

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.




стикеры



фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.
















































































Дата: Класс: 5 5-6 урок

Тема: . Обрядовая поэзия. Назначение и функции обрядов. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия. Использование обрядовой поэзии в литературе.


Цель урока: познакомить учащихся с назначением и функциями обрядов, основными циклами календарных обрядов и их поэзией, с использованием обрядовой поэзии в литературе;

развивать память, мышление, речь учащихся; самостоятельность, интерес к старинной обрядовой поэзии;



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы.

Ученики демонстрируют свои знания.


20 мин.

  • III. Осмысление новой информации.
    Мозговой штурм. Ассосация
    Как вы думаете, что такое обряд? Какие обряды вы знаете?

Обряд – церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Пример:

Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных. 

(Д.Н. Ушаков.Толковый словарь русского языка)

Обряд – это совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией.

  • Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и

уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Ученики демонстрируют свои знания.

-



Обрядовая поэзия






Учебник



Бумага А4

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Работа в группах

подготовить небольшой рассказ

по темам:

1 группа – «Подблюдные песни. Ряжение

2 группа – «Колядки»

3 группа – «Масленичные обряды»


Проводят обсуждение по данной теме.


5 мин.

V. Итог урока. Рефлексия: 
- О чём вы сегодня узнали на уроке? 
- Изменилось ли ваше отношение к зверьям? 
- Было ли вам комфортно на уроке? 

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.



стикеры



фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка текста, нарисовать иллюстрации к рассказу «Обрядовая поэзия».

Записывают домашнюю работу в дневниках.














































































Предмет:    русская словесность                                     Класс: 5 7 урок

Тема занятия:

Русские народные сказки. Исторические корни сказки.

Ссылки:

Учебник 5 класса, календарные планы

Цели:

-        сформировать знания о строении  сказок, их разделении на разряды

-        отработать навыки характеризовать героев, составлять композицию сказок,

-        развивать творческие способности учащихся; память, мышление, внимание;

-        воспитание доброты и отзывчивости

Результаты обучения:

Учащиеся смогут  определять  основные  художественные особенностями сказки,  способы её построения.

 Составят  сказку, используя карты Проппа

Ключевые идеи:

Композиция, герои сказок, строение сказок

Время

Стратегии

Ресурсы

Сдержание урока

Деятельность учителя: что я буду делать?

Деятельность  учащихся

 

3 мин

Эмоц настрой

 

Деление на группы

 ( на перемене)

игра

 

Организационный момент

Приветствие. Пожелание- пословица

Дети вспоминают пословицы о дружбе и знаниях

 Деление на группы

 На столе листы с фамилиямии учащихся, найти свое имя

Учащиеся делятся на 4 группы по 5 человек

 

мин

Формативное оценивание

 

Мини –тест

«ДА-НЕТ»

мини-тест «Да» -«Нет»    Х-нет, 0- да

1. Обряд –это игра

      2. Земледельческие –это вид обрядов

      3. Ряженые обычно присутствовали на колядовании

      4. Подблюдные песни связаны с гаданием

      5. Масленицу праздновали в начале лета целую неделю

      6. На семицкую неделю девушки завивали венки

      7. В обрядах на Троицу обычно использовали такие растения, как ива

      8. Величальные песни исполняли во время праздника Ивана Купалы

Лидер группы оценивает работу каждого

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Х

 

 

0

 

0

 

0

 

Х

 

0

 

Х

 

Х



15

мин

Обучение тому, как учиться

Формативное оценивание

 

Ватман, фломастеры

 

 

Новая тема

На доске фраза

... –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

-          о чем идет речь? Что называется ложью?

-          Что вы знаете о сказках?

-          Что бы вы хотели узнать еще о сказках?

-          Что нам надо узнать, чтобы написать сказку?

Учитель дает критерии оценивания работы в группе.

Критерии оценивания ( рисовал, работал с учебником, защищал флип-чарт, подавал идеи и т.д.)

Задание:  рассказать, как построить сказку

Учащиеся в группах составляют флип-чарты по темам

  1. Герои сказок

  2. Враги  главного героя

  3. Стиль сказки

  4. Композиция сказки

мин

Обучение лидерству

 

Учитель предлагает в течение минуты представителям группы защитить флип-чарт

Группы оценивают выступление

мин

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

10

мин

КМ

«Бином фантазии»

Формативное оценивание

Карточка с изображением элементов волшебной сказки «карты Проппа»

 

Закрепление материала Учитель раздает группам карты Проппа

 1) предписание или запрет

2) нарушение

3) вредительство или недостача

4) отъезд героя

5) задача

6) встреча с дарителем

7) волшебные дары

8) появление героя

9) сверхъестественные свойства антагониста

10) борьба

11) победа

12) возвращение

13) прибытие домой

14) ложный герой

15) трудные испытания

16) беда ликвидируется

17) узнавание героя

18) ложный герой изобличается

19) наказание антагониста

20) свадьба

Ученики  подписывают, к каким  элементам они относятся

 

 

Проверяют себя по образцу

 

Составляют сказку

 ЗАДАНИЕ запишите на листе бумаги 2 слова – имена существительные

 Например: ветер и собака

 

Составьте  небольшую сказку об этих  героях используя   карты  Проппа

 

 

 

 

5

мин

Формативное  и суммативное оценивание

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание в группе

Рефлексия Письменная обратная связь

-        Все ли получилось? Почему?

-        Как менялись чувства и настроение во время урока?

-        Что было труднее всего?

-        Выполнили поставленные цель и задачи?

Суммативное  оценивание

Учащиеся  ставят оценку друг другу, затем пишут СМС учителю

 

 

 

Дополнительные задания, домашнее задание

  • Составить сказку ( сдать в течение недели)

  • Чтение теоретического  материала 

  • Чтение сказки «Царевна –лягушка» стр 37-45



































Дата: Класс:5 8-9 урок

Тема: Волшебная сказка. «Царевна-лягушка»

Цель урока:

познакомить учащихся со сказкой «Царевна-лягушка»; проследить над рифмой и ритмом стих-ия., развивать умения выразительно читать, правильно интонируя текст с диалогами; восстановить в памяти знания о рифме и ритме в стихотворении.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«Кластер» провод проверку домашней работы.

  1. чтение текстов на стр. 12-13

  2. пересказ содержания


Ученики демонстрируют свои знания.

Бумага А4

20 мин.

III. Осмысление новой информации.

Ребята, вы с детства знакомы со многими из сказок.




Ученики демонстрируют свои знания.

Составляют ассоциативную карту



Учебник



Разноуровневыекарточки

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

. Прочитайте стих-ие по ролям, правильно интонируя разговор между королем и солдатом, а также свинопасом.

2. Понравилось ли оно вам? Аргументируйте ваш выбор


Учащиеся составляют ассоциативную карту.

Бумага А4

5 мин.

V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.




стикеры



фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.












































10 урок

Тема: «Волшебная сказка. «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо». Тема, идея и поэтика сказки.

Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вступительное слово

(Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы -
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?
















Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо».


Знакомство с темой


На доске эпиграф «Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»


Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?


Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.


Записывают тему урока и эпиграф

Этап актуализации знаний учащихся:

У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.

Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

Учащиеся отвечают на вопросы

1. народ,

2. фольклор

4. зачин

5. повторы

6. присказка

7. постоянные эпитеты

8. олицетворение

9. концовка

- Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что вы узнали?


Ученик выразительно читает зачин.

Отвечают на вопрос.

«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».


- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?



Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:

- Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.

- Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?


Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой бу­дет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окру­жают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.


Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.

Только один имеет имя. Он главный герой

Иван

Братья

Родители


Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для ак­тивного развития сюжета.

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Занесём в схему эпизод «За­вязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.



- Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.

Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.


Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:

Иван


- Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

Слайд 5


Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

Что укрепляет их решение биться?




Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.

Прочитайте о первом подвиге героя.

- Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

Это начало развития сюжета.



«Я его на одну руку посажу, другой при­хлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

«...так жестоко ударились, что кругом земля простонала»


Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персо­наж «чудо-юдо» и назовите его особенности.


С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый.


Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.




«...я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»

«...снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю во­гнал...»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «2 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый.


Физкультминутка

Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…

(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.

Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.




Выборочно читают:

«...только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться... Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

«...сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали... Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает...»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый. (См. предыдущую схему).

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?



В эпизоде «3 бой» действие дос­тигает наивысшего напряже­ния, и вводит понятие «куль­минация».

Терминологическая работа:

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

Слайд 8


Ученики высказывают мнение.

Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает.

Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».

В чем отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.


В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства.

- Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?

Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.

Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.

Учитель объясняет уча­щимся, что данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

Занесите в схему эпизод«Раз­вязка. Столкновение с чудо-юдовым племенем».

Слайды 9-10

Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён.

Учащиеся дополняют характеристику героя.


Чем закончилась сказка?

Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»

Слайд 11

Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду.



Мини-исследования (по группам)

А сейчас поработаем со сказочным словом

Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.

Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры

Ученики читают глаголы и делают вывод:

в названии действий чувствуется пренебрежи­тельное отношение к противникам Ивана и ува­жительное отношение к нему.



  • погоди хвалиться: как бы не осрамиться.

  • Бей, руби, себя не береги

  • Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.


Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?

Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?

Ученики делают вывод:

- Герои победили, но подвиг Ивана - это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.

Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочи­тайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.


За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.

Можно использовать план:

  • Место Ивана в крестьянской семье.

  • Его отношение с родителями и братьями.

  • Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.

  • Главные черты его характера.

  • Способы создания характера главного героя сказки.

  • Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.


Рефлексия

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно














Литература, класс 5 Урок 11. Дата-___________

Тема урока: Казахская народная сказка "Ер - Тостик"

Цели: расширить представления учащихся о русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем.

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):

1. Что такое «сказки»?

2. Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?

4. Что хотели люди отразить в сказках?

5. Какие виды сказок вы знаете?

6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?

Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Ссказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

II. Чтение сказки учащимися.

III. Словарная работа

IV. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка учащимся.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка? Почему?

2. Назовите положительных и отрицательных героев.

3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не понравился?)

4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия сказки?

5. В чем заключается его подвиг?

7. Какие особенности сюжета вы можете назвать?

Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. «Ер - тостик» относится к группе волшебных сказок. Герой произведения совершает подвиг во имя Родины, значит, это волшебная сказка героического содержания.

V. Работа над композицией сказки

Вопросы и задания:

– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

– Какие словосочетания замедляют действие?

VI. Составление плана пересказа сказки



VII. Д/З Прочитать сказку "Батрак"


















Литература, класс 5 Урок 12. Дата-___________

Тема урока: Русские бытовые сказки. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе в сравнении с русскими бытовыми сказками.


Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести ответственность за свои поступки, добиваться своей цели не силой и обманом, а умом и смекалкой.

Ход урока

Слово учителя: Сказки сочинялись в глубокой древности. Они передавались из уст в уста. В казахской народной сказке, как и в русской отражены мечты и чаяния народа, народные идеалы, которые возвышают человека, дают веру в свои силы, в будущее, увлекают достижимостью того, что кажется вроде бы невозможным”. Есть сказки . в которых рассказывается о бедных и богатых, о том, как простые люди оказываются умнее богатых. Такие сказки называются социально-бытовыми.

В чем отличие бытовой сказки от волшебной?

В бытовой сказке отсутствуют чудеса , нет волшебных предметов, чудесных помощников. В таких сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, невежество. Они лаконичны, выразительны, в них содержится юмор.

Персонажем бытовой сказки является Алдар-Косе.

Кто такой Алдар-Косе?

1 ученик

Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей. Ассоциируется с казахским Робином Гудом, но его оружие не лук и стрелы, а ум и слово. Фигурирует также в фольклоре киргизов, туркмен, узбеков и татар.

2 ученик

Аналогичные персонажи у других народов: Джоха — у арабов,  Пулу-Пуги — у армян Ходжа Насреддин — у некоторых восточных народов, в том числе и у казахов (наряду с самим Алдаром-Косе), Омирбек — у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков,  Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров,  Кемине — у туркмен,  Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев Хитрый Пётр — у южных славян,  Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.

Почему героя назвали Алдаром?

Отец Алдара — Алдан был бедным. Всю жизнь он пас байских овец. Утомленный тяжелой работой Алдан был в состоянии есть только лежа.

Так прошло много времени, но бывает и у бедняков в жизни радость. Послал аллах Алдану сына.

— Я назову моего мальчика Алдаром , ведь он родился во времена, когда развелось много мошенников. Может быть, он не позволит обманывать себя,— сказал Алдан.Убаюкивая сына, посланного ему на старости лет аллахом, Алдан жаловался: Много их, плутов, развелось, мальчик мой. Нету честным от них житья. Не найдя справедливости, мальчик мой, Не признал законы и я. Я измучен насилием, мальчик мой. За народ всей душой скорбя, чтобы стал ты заступником, мальчик мой, я Алдаром назвал тебя.

Мальчик быстро рос и радовал отца своей смышленостью. Однажды, слушая отца, он спросил:

— Отец, кто тебя обманул?

— Обманул меня бай — не заплатил за труд.

— Я накажу его.

— Не помог мне хан с черствой душой.

— Я ему отомщу.

— На базаре купцы и мошенники меня, беднягу, обманывали много раз.

— И на базар я проберусь, все золото у них отберу.

— Есть ходжа, есть мулла, шаманы и шайтаны. Воры, лекари, колдуны. Все они обманывают честных людей.

— Когда я вырасту, буду ездить по аулам и мстить всем мошенникам! — сказал Алдар.

Мальчик вырос, возмужал. И действительно: он стал мстить ворам и мошенникам всех мастей.

Что означает слово Косе после имени героя сказки?

Когда Алдар состарился, то покинул свой край и переехал во владения другого хана. Принял народ Алдара с почетом и отвел ему хорошее угодье. Разоренные баи, купцы, ишаны и ханы покинутой Алдаром страны решили отыскать насмешника и наказать его. Отобрали они самых хитрых и бывалых плутов, одели их в пестрые чапаны и отправили искать Алдара. Услыхал Алдар, что ездят какие-то люди из аула в аул, тайком наводят справки о нем. Зарезал он семь баранов, собрал к себе всех людей и стал угощать их.

— Люди добрые, — обратился Алдар собравшимся. — Занесла меня судьба в ваши края, и вы оказали мне большую честь. Но явился ко мне утром посланец всевышнего и сказал: “Жить тебе осталось полтора дня. Готовься!” А как готовиться? На том свете в котлах и треногах нужды, видимо, не будет. Хочу только приготовить себе могилу. После моей смерти не обмывайте меня, я сам омоюсь, надену смертный саван. Сегодня перед рытьем могилы я зарезал семь баранов, это будет погребальное. Поминки через семь и сорок дней проведут мои дети, это не входит в мои обязанности. А теперь пойдемте со мной копать мне могилу. Собравшиеся были удивлены.

— Пусть моя могила будет здесь, — сказал Алдар и указал на поляну, обсаженную деревьями.— При моей жизни жилищем моим была юрта с тундуком, пусть же и могила моя будет похожа на юрту. Могилу Алдар сделал круглую, сбоку устроил дверь, а сверху — отверстие. Ночью он принес пищи, воды, топлива на десять дней, кремень, фитиль и захватил косеу. На следующий день зарезал еще семь баранов, собрал народ, угостил и распрощался. Снял свою одежду, надел саван, простился с женой и детьми и вошел в могилу.

— Теперь заделайте дверь, почтите меня кораном и возвращайтесь к себе,— сказал Алдар. Исполнили люди погребальный обряд и вернулись домой. Через семь дней устроили Алдару поминки. Как раз в это время появились байские и ханские люди.

— Что тут происходит? — спросили они.

— Был у нас добрейший человек по имени Алдар. Прошло семь дней, как он умер, и мы устраиваем поминки,— ответили собравшиеся.

— Досадно!— сказали пришельцы. — Не попался он в наши руки живым!.. Давайте посмотрим его могилу... И они пошли к могиле Алдара. Взошли наверх и увидели отверстие.

— О всемогущий аллах! — сказали они.— Из его могилы идет дым. Многих достойных людей обидел он, а теперь за это горит в аду. Давайте каждый поиздеваемся над могилой этого нечестивца. Ну, начинай,— сказали они одному из своих. Только тот подошел к отверстию, как раскаленный косеу, шипя, прижег ему тело. Прикусил бедняга губу и как бешеный сбежал вниз.

— Ну как? — спросили его остальные.

Тот ничего не сказал, а указал лишь на отверстие могилы. Обжегся второй, третий, все байские и ханские люди, посланные за Алдаром. Не могли они даже сесть на своих коней и пришли к озеру. Зарезали коней и, питаясь их мясом, прожили на берегу озера до тех пор, пока не зажили ожоги. Потом пришли к хану, где жил Алдар. Стали они ему жаловаться и показали письмо своего хана. В это время вошел разодетый в шелковый халат неизвестный бай и попросил разрешения сесть. Усадил хан гостя на почетное место и за обильным угощением стал расспрашивать его о причинах визита.

— Почтеннейший великий хан! Я бай из страны Коп-жургена, зовут меня Косеу. В числе других несметных богатств осталось мне в наследство от отца шестьсот рабов. Из них шестьдесят отъявленных смутьянов сбежали и, грабя путников на больших дорогах, превратились в разбойников. Приехал я к вам по следам этих разбойников. Вот они сидят здесь. Все они имеют пометки на ягодицах раскаленным косеу. Если не верите мне, то разденьте их, проверьте. Вот этого я купил в стране такого-то хана, а тех вот у такого-то хана. А косеу, которым я сделал пометки, вот он,— и Алдар положил косеу перед ханом. Вызвал хан слуг и приказал раздеть “разбойников”. У каждого из них была пометка. Хан разгневался и посадил всех в глубокий зиндан.

— Что теперь с ними будешь делать, бай? — спросил хан.— Связать их и доставить в твою страну или продать и возвратить тебе золото?

— О великий хан! Если эти разбойники приедут обратно, то все равно не будут вести себя спокойно. Лучше продайте их и отдайте мне деньги,— сказал Алдар. Хан продал байских и ханских людей, а деньги отдал Алдару. Довольный Алдар вернулся в свой аул. С тех пор он получил прозвище Косе.

Составление характеристик

Алдар-Косе

Бай

Приветливый

Злой

Умный

Глупый

Добрый

Жадный

Смелый

Трусливый

Скромный

Хвастливый

Что придает сказке национальное своеобразие?

Мы встречаем много предметов и явлений национального быта, обряды, казахское гостеприимств, показан животный и растительный мир( юрта, тундук, косеу, зиндан, чапан, коран).Все это придает сказке национальное своеобразие.

Чтение и рассказывание сказок об Алдаре-Косе Приложение №1

Сказки сочиняли люди разных национальностей, но как мы убедились, понятия о добре и зле у всех народов одинаковые. Поэтому сказки разных народов понятны и интересны всем, они учат нас, каким надо быть, что хорошо, а что плохо. Все народы земли всегда мечтают о хорошей жизни, о торжестве справедливости и добра на земле. Вот поэтому в сказках всегда хороший конец, а добро всегда побеждает зло.

Дома учащиеся выполняют творческую работу: продолжают сюжетную линию, составляют синквейн.

Презентация.

Домашнее задание: принести сказки «Буренушка», «Крошечка-Хаврошечка»











































































Урок 13 Дата ____

Тема урока: Народные лирические песни

Цель:

  • знакомство с лирическими песнями, их специфики и художественными особенностями;

  • воспитание любви к культурному наследию русского народа.

Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа.

Лирический герой – это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, разбойник. Именно их глазами , их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям жизни свою оценку.

Композиционно лирическая песня представляет собой монолог или диалог. Это излияние своих чувств девушки к милому, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, жалобы молодца на худую жену, размышления бурлака о своей судьбе, воспоминания ямщика и т.д.

Это может быть и диалог: разговор девушки со своим милым, подругами, родителями и т.д.

Основным принципом внутренней организации народных лирических песен является поэтический параллелизм. Вначале дается природная, символическая картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни. Например, если в первой параллели упомянут селезень, то во второй –молодец, утушка- девушка.

Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц – символ отца, солнце- матери, звёзды – детей, а также месяца – молодца, девушки – зорюшки.

Часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень, голубь, а девушка – белая лебедушка, серая утушка, пава, голубка.

Также представлен в виде символов и растительный мир: девушка- белая березка, калина, малина, сладкая вишня; молодец –дуб, хмель, виноград.

Чаще символы употребляются попарно: селезень и утушка, голубь и голубка, дуб и осина.

Символическое значение имеет и состояние растительности: цветение- веселье, увядание – печаль. Печаль символизируют и такие образы, как горы, чисто поле, ветер, туман.

Образные картины природы в лирических песнях помогают создать постоянные эпитеты: зеленый сад, чистое поле, буйный ветер, темный лес, сырая земля.

Эпитеты в лирических песнях выполняют функцию эмоционально-психологической оценки, отражая чувства и переживания, отношения между людьми.

Выразительное чтение и анализ лирических песен.

Прослушивание лирических песен.

Вопросы:

1.На какие две части условно можно разделить данный текст?

2.Какая часть важнее с позиции содержания? О чем она рассказывает?

3. Для чего нужна первая часть?

4. Кто же такие селезень и утица?

Самостоятельная работа.

Вопросы

1.Определите композиционную форму песни.

2. Кто её лирический герой?

3. На какие смысловые части делится песня?

4. Какие поэтические приёмы используются в песне?








Дата

13 урок

Предмет


Класс

5

Тема урока

Сказки о животных. Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах («Буренушка» или «Крошечка-Хаврошечка»). Образы животных в казахских сказках.

Цель урока

Знание: знание сюжета сказки, терминологию.

Понимание: - постижение художественных особенностей, типов героев, своеобразия конфликта.
Применение: выражение собственной позиции, построение композиции.

Анализ: выявление особенностей стиля.

Синтез: создать новое видение жанра сказки.

Ключевые идеи

Героями сказок о животных являются животные, а иногда и животные, и люди. Но повествование ведётся с точки зрения животных. Человек уравнивается с животными.

Ожидаемый результат

Знание: знают сюжет сказки, терминологию.

Понимание: определяют художественные особенности, типы героев, своеобразие конфликта.
Применение: выражают собственную позицию, строят композицию

Анализ: выявляют особенности стиля

Синтез: демонстрируют новое видение жанра сказки.

Источники и ресурсы

Учебник «Русская словесность: фольклор и литература» Т.Н.Чаплышкина, Л.В.Сафронова и др., демонстрационный материал.


Ход урока:


Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приемы и методы, применяемые на уроке

1

1 мин.

Орг. Момент

Приветствие. Эмоциональный настрой

Приветствуют друг друга

Словесный

2

3 мин.

Повторение дом.задания

Объяснение процесса

Просмотр текста стр.58-60

Словесный

3

2 мин.

Вызов.


Задает вопросы:

-Как ведут себя животные в сказке? Охарактеризуйте их?

Можем ли мы сказать, что ведут себя, как люди?

-Согласны ли вы с тем, что каждое животное наделено какой-то постоянной чертой характера (Лиса-хитрость, Зайчик-?, Волк-?)

Как называется такое описание?

Есть ли что-то подобное в других сказках?

Отвечают на вопросы учителя.

Эвристическая беседа.


4

10 мин

Апробация

Проводит комментированное чтение сказки с элементами эвристической беседы по цепочке

Чтение по цепочке

комментированное чтение сказки с элементами эвристической беседы по цепочке

5

10 мин

Осмысление

Аналитическая беседа:

1. Назовите героев сказки.

2. Какое отношение вызывает Коровушка?

3. Опишите Коровушку. Как она себя ведёт? Как называется такое описание? (Антропоморфизм –очеловечивание)

4. Определите конфликт этой сказки.

5. Какими выступают в сказке люди? Опишите их.

6. Какова композиция сказки? Из скольких эпизодов она состоит? На каком приёме построена композиция? (тройственность)

7. Встречаются ли в сказке сказочные формулы, утроения, песенки, диалоги? («Спи, глазок, спи другой…») Какие малые фольклорные формы встречаются? (заклинания) Приведите примеры.

Участвуют в беседе

Аналитическая беседа

6

10 мин

Применение знаний

• Работа с иллюстративным материалом / составление плана сказки и пересказ по плану.

Выполняют и презентуют работу. Отвечают на вопросы

Иллюстративный метод. Беседа. Разноуровневые вопросы

7

2 мин

Рефлексия

Обратная связь. Оцениваниехлопками.


Беседа с учениками.

- Что такое сказка о животных?

- Похожи ли герои разных сказок друг на друга?

- Что было непонятно?

Итоговое оценивание

Беседа с учителем.

Озвучивание нового видения жанра. Самооценивание по критериям.

Рефлексия

8

1 мин

Домашнее задание

Сочинить любую сказку и объяснить ее вид (волшебная, бытовая, о животных)

Вопросы по домашнему заданию

Словесный














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!