СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто что ест? Цепи питания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кто что ест? Цепи питания»

Урок 19. Кто что ест? Цепи питания

Цели деятельности учителя:

Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Оборудование: листы со стрелками; скрепки; 5 наборов по 4 картинки.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.

Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.

– представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игровое упражнение «Крестики-нолики».

– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)

– Вы любите играть? Тогда поиграем в «крестики-нолики» (раздает листочки).

– «Х» – правильное утверждение, «0» – неправильное утверждение.

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 пар ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

2. Тестирование.

Тест «Разнообразие животных»

1. Какая наука изучает жизнь животных?

а) ботаника; б) зоология; в) экология.

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

а) моллюски; б) ракообразные в) иглокожие.

3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

а) птицы; б) звери; в) земноводные.

8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

III. Сообщение темы и цели урока.

– послушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:

– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

– Дятел!

– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

– Ага! Ты птица осоед!

– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

– Гусениц и личинок любят дрозды.

– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

– Тогда ты, наверное, лесная мышь.

– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.

– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

– Рано! – ответил я.

– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.

– Может, ты цапля?

– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

– Похоже, ты куница.

– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!

– Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.

* * *

– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)

– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)

– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)

– Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)

– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)

Демонстрирует схему:

V. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

работа в парах.

– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.

Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» – рыба).

Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» – медведь).

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» – лиса).

Водоем: водоросли – карась – щука («лишний» – заяц).

VI. Первичное закрепление знания.

Работа с учебником.

– познакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.

Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».

– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)

– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)

VII. Решение экологических задач.

Работа в группах.

– как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.

– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)

– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)

– подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)

– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.

Вывод: в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

– Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.

Учащиеся читают стихотворение:

Воробьиная история

Хулиганы воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай –

Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд,

Ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле,

Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота!

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята

Не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все сплеча рубить,

Можно дело загубить.

– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)

– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

– У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось
в 15 раз! Волки – природные санитары.

Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

Учитель читает стихотворение:

Однажды англичане Где проживает больше дам,

Заметили в тумане – Почтенных старых леди,

Известно, что у англичан Что больше всех на свете

На островах всегда туман, – Заботятся о кошках...

Но, несмотря на это, Цепочку разглядишь не сразу.

Заметили, что летом На то наука есть и разум…

Растет пшеница гуще там,

– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)

И вот загадка решена. Мышей переловил давно,

Ответ – у ловкого кота: А мыши что едят? Зерно.

– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.

– А что произойдёт, если убить всех волков?

В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

VIII. Обобщение изученного.

– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

– какое звено в цепи питания первое? (Растение.)

– А второе? (Растительноядное животное.)

– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)

Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)

Теперь напишем резюме,

А это значит, братцы,

Что обговорено сейчас,

Мы подытожим вкратце.

Наука экология

показывает нам,

Что в мире все завязано

по четырем углам.

Растения, животные,

земля и человек

Не могут друг без друга

существовать вовек.

Земля вкруг Солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А «стол» наш тем и держится,

Что мы «едим» друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков.

Ты – царь природы,

Но – один из четырех углов.

IX. Итог урока.

– Кому понравился урок?

– Что именно понравилось?

– Что нового для себя узнали?