№ | Раздел/тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение | (7ч) | |
1 | Биология в системе наук. Современные направления в биологии. | | |
2 | Объект изучения биологии. | | |
3 | Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. | | |
4 | Входная административная контрольная работа №1 | | |
5 | Методы научного познания в биологии Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)». | | |
6 | Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции» | | |
7 | Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции». Обобщающий урок по теме «Введение». | | |
Молекулярный уровень | (24ч) | |
8 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | | |
9 | Искусственное получение органических соединений. | | |
10 | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. | | |
11 | Неорганические вещества: вода, соли | | |
12 | Роль воды в клетке. | | |
13 | Липиды, их строение и функции. | | |
14 | Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». | | |
15 | Углеводы, их строение и функции. | | |
16 | Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». | | |
17 | Белки. Состав и структура белков. | | |
18 | Решение элементарных задач по теме «Состав и структура белков». | | |
19 | Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». | | |
20 | Белки. Функции белков | | |
21 | Ферменты – биологические катализаторы. | | |
22 | Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)» | | |
23 | Обобщающий урок по теме «Белки» | | |
24 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | | |
25 | Решение элементарных задач по теме «Нуклеиновые кислоты». | | |
26 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины | | |
27 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | | |
28 | Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа и короновируса COVID-19. | | |
29 | Нанотехнологии в биологии. | | |
30 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень». | | |
31 | Административная контрольная работа №2. | | |
Клеточный уровень | (39 ч) | |
32 | Клеточный уровень: общая характеристика. М. Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. | | |
33 | Основные положения современной клеточной теории. | | |
34 | Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. | | |
35 | Различия в строении клеток прокариотов и эукариотов | | |
36 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов. | | |
37 | Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования». Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание». | | |
38 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма. | | |
39 | Лабораторная работа № 9 «Приготовление и рассматривание клеток растений» Лабораторная работа № 10 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | | |
40 | Лабораторная работа № 11 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи» | | |
41 | Лабораторная работа № 12 «Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках». | | |
42 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | | |
43 | Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. | | |
44 | Строение и функции органоидов клетки. Двумембранные органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды. | | |
45 | Строение и функции органоидов клетки. Одномембранные органоиды клетки. Эндоплазматическая цепь. | | |
46 | Строение и функции органоидов клетки. Одномембранные органоиды клетки. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | | |
47 | Строение и функции органоидов клетки. Немембранные органоиды клетки. Рибосомы. Клеточный центр. Цитоскелет | | |
48 | Строение и функции органоидов клетки. Немембранные органоиды клетки. Органоиды движения. Клеточные включения | | |
49 | Обобщающий урок по теме «Строение клетки», | | |
50 | Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | | |
51 | Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | | |
52 | Энергетический обмен в клетке. Гликолиз. | | |
53 | Окислительное фосфорилирование. Цикл Кребса. | | |
54 | Решение элементарных задач по теме «Энергетический обмен в клетке». | | |
55 | Типы клеточного питания. | | |
56 | Фотосинтез. | | |
57 | Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле | | |
58 | Обобщающий урок по теме «Энергетический обмен в клетке». | | |
59 | Пластический обмен: биосинтез белков (генетический код, транскрипция). | | |
60 | Синтез белков в клетке (трансляция) | | |
61 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | | |
62 | Решение элементарных задач по теме «Биосинтез белка». | | |
63 | Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. | | |
64 | Деление клетки. Митоз | | |
65 | Решение элементарных задач по теме «Митоз». Лабораторная работа № 13 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах». | | |
66 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки | | |
67 | Решение элементарных задач по теме «Мейоз». Лабораторная работа № 14 «Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах». | | |
68 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». | | |
69 | Административная контрольная работа №3. | | |
70 | Обобщающий урок по материалу 10 класса. | | |
№ | Раздел/тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Организменный уровень (23 часов) |
1 | Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов. | | |
2 | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | | |
3 | Входная административная контрольная работа №1 | | |
4 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | | |
5 | Лабораторная работа №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». | | |
6 | Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. | | |
7 | Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию» | | |
8 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | | |
9 | Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач по теме «Неполное доминирование и анализирующее скрещивание». | | |
10 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | | |
11 | Практическая работа № 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию» | | |
12 | Хромосомная теория. | | |
13 | Практическая работа № 3 «Решение генетических задач по сцепленному наследованию» | | |
14 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | | |
15 | Практическая работа № 4 «Решение генетических задач по сцепленному с полом наследованию» | | |
16 | Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики | | |
17 | Практическая работа №5 «Составление и анализ родословных человека». | | |
18 | Закономерности изменчивости. | | |
19 | Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. | | |
20 | Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой». | | |
21 | Доместикация и селекция. Основные методы селекции растений. | | |
22 | Основные методы селекции животных и микроорганизмов. | | |
23 | Биотехнология. | | |
Популяционно-видовой уровень (17 часов) |
24 | Популяционно - видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции. | | |
25 | Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида» | | |
26 | Развитие эволюционных идей. | | |
27 | Синтетическая теория эволюции. | | |
28 | Свидетельства эволюции живой природы. Доказательства эволюции. | | |
29 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | | |
30 | Естественный отбор как фактор эволюции. Многообразие видов. | | |
31 | Административная контрольная работа №2. | | |
32 | Наследственная изменчивость. | | |
33 | Лабораторная работа №4 «Описание приспособленности организма и её относительного характера» | | |
34 | Закон Харди-Вайнберга и популяционная генетика. | | |
35 | Видообразование. | | |
36 | Микроэволюция и макроэволюция. | | |
37 | Многообразие организмов как результат эволюции. Направления эволюции. | | |
38 | Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых). | | |
39 | Принципы классификации растений. Систематика растений. | | |
40 | Принципы классификации животных. Систематика животных. | | |
Экосистемный уровень (17 часов) |
41 | Экосистемный уровень: общая характеристика. Экологические факторы. | | |
42 | Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | | |
43 | Среда обитания организмов. | | |
44 | Экологические сообщества. Биогеоценоз. | | |
45 | Свойства биогеоценозов. | | |
46 | Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. | | |
47 | Экологическая ниша. Лабораторная работа № 2 «Изучение экологической ниши у разных растений» | | |
48 | Видовая и пространственная структура экосистемы. | | |
49 | Пищевые связи в экосистеме. Практическая работа № 6 «Составление пищевых цепей». | | |
50 | Практическая работа №7 «Решение задач на расчет биомассы на разных трофических уровнях». | | |
51 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. | | |
52 | Лабораторная работа №3 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах» | | |
53 | Экологическая сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем. | | |
54 | Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. | | |
55 | Биогеоценозы естественные и искусственные. | | |
56 | Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | | |
57 | Практическая работа № 8 «Решение экологических задач» | | |
| Биосферный уровень (11 часов) | | |
58 | Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере | | |
59 | Круговорот веществ в биосфере. | | |
60 | Эволюция биосферы. | | |
61 | Происхождение жизни на Земле. | | |
62 | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | | |
63 | Эволюция человека. | | |
64 | Расы человека, их происхождение и единство. | | |
65 | Роль человека в биосфере. Естественные и искусственные экосистемы. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). | | |
66 | Административная контрольная работа №3. Обобщающий урок по изученному материалу | | |
67 | Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. | | |
68 | Перспективы развития биологических наук. | | |