Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: - Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ. - Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями). - Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование). - Примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2007, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. - Методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Биология» в 2015– 2016 учебном году. - письма министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года № 41-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ образовательных организаций». Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса биологии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология. 10–11, часть 1, часть 2: – М.: Просвещение, 2014. Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10-11 классах– 204 часов (3 часа в неделю). Цели: Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности. Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов, предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи: стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности; организация индивидуального обучения школьников; наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных. Для решения этих задач в программу включены занятия, предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, видеоматериалы, интернет-ресурсы. Общая характеристика курса. Курс биологии в 10-11 классах «Общая биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: цитологии, генетики, химии, эволюции, экологии. Содержание курса направлено на формирование биологической и экологической грамотности, расширение знаний об уникальных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» способствует развитию у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы; созданию условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся должны овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, освоение таких методов как: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование и др., а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности. Целии задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной запискек Примерной программе по биологии (профильный уровень): - освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; - ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке; - овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования; - воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; - приобретение компетентности в рациональном природопользовании и сохранении собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся. При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; лабораторно- практические занятия; экскурсии. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико- химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии. Место курса биологии 10-11 класса в учебном плане. Курсу биологии 10-11 классов на ступени старшего звена образования предшествует курс 9 класса, где формируется основа для изучения общих биологических закономерностей в 10-11 классе. Данная программа по биологии для 10-11 класса составлена из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год в 10 классе и 102 часа в год в 11 классе), указанных в учебном плане образовательного учреждения, и подразумевает корректировки в ходе работы. Таким образом, содержание курса биологии 10-11 класса – «Общая биология» представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для дальнейшего выбора профессии. Содержание курса.(204 часа) Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: - Биология как наука; - Методы научного познания; - Клетка; - Организм; - Вид; - Экосистемы. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования. При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения. Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями. В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе. Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов, предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи: - стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности; - организация индивидуального обучения школьников; - наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных. Для решения этих задач в программу включены занятия, предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh - анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы. Биология.10 класс (102 ч, 3 ч в неделю) Введение (2 ч) Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы. Раздел I БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (98 ч) Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч) Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков. Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов. Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК. Тема 2. Клеточные структуры и их функции (6 ч) Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки». Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч) Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (14 ч) Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме. Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч) Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных». Раздел II ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (46 ч) Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч) Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание». Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (12 ч) Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.). Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (10 ч) Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы. Множественное действие генов. Летальные мутации. Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование. Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций. Тема 9. Генетика человека (10 ч) Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора». Содержание курса: 11 класс (102 ч, 3 ч в неделю; из них 5 ч — резервное время) Введение (2ч) Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ (65 ч) Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч) Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. ДемонстрацииСхемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции. Тема 11. Механизмы эволюции (26 ч) Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции. ДемонстрацииСхемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира. Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч) Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. ДемонстрацииСхемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция). Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (8 ч) Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников). Тема 14. Селекция и биотехнология (11 ч) Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии. Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (35 ч) Тема 15. Организмы и окружающая среда (10 ч) Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы. Тема 16. Сообщества и экосистемы (11 ч) Сообщество,экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз». Тема 17. Биосфера (7 ч) Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода. Тема 18. Биологические основы охраны природы (5 ч) Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники Крыма». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № раздел и тем | Наименование разделов и тем | Учеб часы | В том числе | практических | контрольных | лабораторных | Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ (66 ч) | 10 | Возникновение и развитие эволюционной биологии | 10 ч | - | 1 | - | 11 | Механизмы эволюции | 28 ч | - | 1 | 5 | 12 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 10 ч | - | 1 | - | 13 | Возникновение и развитие человека - антропогенез | 10 ч | - | 1 | - | 14 | Селекция и и биотехнология | 8 ч | -- | 1 | - | Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ( 36 ч) | 15 | Организмы и окружающая среда | 10 ч | - | 1 | - | 16 | Сообщества и экосистемы | 13 ч | - | 1 | 3 | 17 | Биосфера | 6 ч | - | 1 | - | 18 | Биологические основы охраны природы | 7 ч | - | 1 | - | | Итого | | | 9 | 8 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности: Биология. 10 класс, 11 класс: поурочные планы по учебникамВ.К.Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, профильный уровень/ авт. – сост. О.Л.Ващенко. – Вологоград: Учитель, 2009. Биология: ЕГЭ 2012: контрольно-тренировочные материалы с ответами и комментариями, Г.Н. Панина, Г.А. Павлова, М. СПб, «Просвещение», 2012. Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана-Граф», 2012. Биология: готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России, С.Б.Циклов/М., ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», 2013. ЕГЭ: Биология Федеральный банк экзаменационных материалов. Авт.- сост. Р.А. Петросова, М., «Эксмо», 2008 – 2012. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М., «Интеллект-Центр», 2005 – 2015. Калинова Г.С., Петросова Р.А., ЕГЭ 2008: Биология: Методические материалы. М., «Эксмо», 2015. Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., «Просвещение», 2015. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен. М., АСТ. «Астрель», 2007, 2008, 2014. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса Медиаресурсы: http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт | http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» | http://www.ict.edu.ru Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | 4. Информационные электронные ресурсы http://www.ug.ru Сайт «Учительская газета» | http://ict.edu.ru/lib/school-catalog Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования" | http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ | http://www.openclass.ru Открытый класс | http://metodisty.ru Профессиональное сообщество педагогов | http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html | http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
| http://www.linux.ru Всё о Linux | http://zoomet.ru Зоомет.ру | http://pedsovet.org Педсовет.org 12-й Всероссийский интернет-педсовет | http://festival.1september.ru/articles/subjects/5 Фестиваль педагогических идей. Биология | http://batrachos.com Лекторий-библиотека Batrachos.com | http://biouroki.ru Биоуроки | http://files.school-collection.edu.ru |
Микропрепараты Гербарий: • Дикорастущие растения • По курсу ботаники Набор муляжей: • Плодовых тел грибов • Фруктов и овощей Приборы Раздаточные Лупа ручная Микроскоп Посуда и принадлежности для опытов Лабораторные Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) Спиртовка лабораторная литая Микролаборатория Печатные пособия Демонстрационные Комплект таблиц «Общая биология» Портреты биологов Натуральные объекты Гербарии Основные группы растений Сельскохозяйственные растения Растительные сообщества Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Комплекты микропрепаратов Ботаника I Ботаника II Зоология Анатомия Магнитные модели-аппликации Законы Г.Менделя Деление клетки. Митоз и мейоз Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы |