СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по биологии 11 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В основу положены Программы для общеобразовательных учреждений: Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы Базовый уровень Авторы: Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Учебник: Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл.  общеобразовательных  учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2010- 368с.

Цель изучения предмета биологии заключается в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитии индивидуальных способностей учащихся; формировании современной картины мира в их мировоззрении.

На базовом уровне программа рассчитана на 1час учебных занятий в неделю при изучении курса «Общая биология» в течение одного года: в11 классе – 35 часов. Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ: в 11 классе -10. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная  работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  1. освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;
  2. овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

 Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл.  общеобразовательных  учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2010- 368с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по биологии 11 кл»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Беляевская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор школы ________О.А.Пустобаева

Приказ №_____от __________ 2016год




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


11 класс


Серженко Татьяны Павловны




Предмет биология

Класс 11

МО география - биология

Учебный год 2016-2017




Рекомендовано решением педагогического совета МБОУ «Беляевская СОШ»

Протокол №________от________ _______2016г.







Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В основу положены Программы для общеобразовательных учреждений: Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы Базовый уровень Авторы: Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Учебник: Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2010- 368с.

Цель изучения предмета биологии заключается в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитии индивидуальных способностей учащихся; формировании современной картины мира в их мировоззрении.

На базовом уровне программа рассчитана на 1час учебных занятий в неделю при изучении курса «Общая биология» в течение одного года: в11 классе – 35 часов. Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ: в 11 классе -10. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2010- 368с.

Перечень тем учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

В т.ч. на лабораторные работы


Раздел 4: Вид

20

1


Раздел 5: Экосистема

13

1


Резерв

2



Итого

35

2


Содержание учебного материала

В основе рабочей программы использовалась авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов) без изменений. Резервные часы (2) предполагается использовать на проведение обобщающих уроков и подготовки к ЕГЭ.

ВИД (20 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

  • Критерии вида

  • Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

  • Движущие силы эволюции

  • Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

  • Образование новых видов в природе

  • Эволюция растительного мира

  • Эволюция животного мира

  • Редкие и исчезающие виды

  • Формы сохранности ископаемых растений и животных

  • Движущие силы антропогенеза

  • Происхождение человека

  • Происхождение человеческих рас

  • Лабораторные и практические работы

  • Описание особей вида по морфологическому критерию

  • Выявление изменчивости у особей одного вида

  • Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих

ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

  • Экологические факторы и их влияние на организмы

  • Биологические ритмы

  • Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

  • Ярусность растительного сообщества

  • Пищевые цепи и сети

  • Экологическая пирамида

  • Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

  • Экосистема

  • Агроэкосистема

  • Биосфера

  • Круговорот углерода в биосфере

  • Биоразнообразие

  • Глобальные экологические проблемы

  • Последствия деятельности человека в окружающей среде

  • Биосфера и человек

  • Заповедники и заказники России

  • Лабораторные и практические работы

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

  • Решение экологических задач

  • Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

  • Примерные темы экскурсий

  • Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

  • Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

  • Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение -2 час

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен
Знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей вида по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Календарно-тематическое планирование

пп

Тема урока

К/Р

Л/Р

П/Р

Д/З

План


Факт



Раздел 4. Вид (20 часа)

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Введение. Развитие биологии в додарвинский период. Работа К. Линнея





06.09


2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.





13.09


3

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина





20.09


4

Эволюционная теория Чарлза Дарвина





27.09


5

Вид: критерии и структура.

Входная диагностика за курс 10-го класса, (к/р №1)


+




04.10


6

Популяция как структурная единица вида





11.10


7

Популяция как единица эволюции





18.10


8

Факторы эволюции





25.10


9

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции (к/р №2)

+




08.11


10

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Экскурсия №l. «Происхождение и эволюция человека» (посещение районного музея)





15.11


11

Видообразование как результат эволюции. П/р№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»



+


22.11


12

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. П/р№2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»



+


29.11


13

Доказательства эволюции органического мира (Промежуточная к/р №3)

+




06.12


14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле





13.12


15

Современные представления о возникновении жизни. П/р №3. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»



+


20.12


16

Развитие жизни на Земле (к/р №4)

+




27.12


17

Гипотезы происхождения человека. П/р№4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»





17.01


18

Положение человека в системе животного мира. Л/р №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»


+



24.01


19

Эволюция человека





31.01


20

Человеческие расы (к/р №5)

+




07.02



Раздел 5. Экосистема (12 часов)14.02

21

Организм и среда. Экологические факторы





14.02


22

Абиотические факторы среды





21.02


23

Биотические факторы среды





28.02


24

Структура экосистем. П/р №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».



+


07.03


25

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.





14.03


26

Причины устойчивости и смены экосистем. Л/р №2

«Решение экологических задач»


+



21.03


27

Влияние человека на экосистемы. П/р №6 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»



+


04.04


28

Биосфера — глобальная экосистема. Экскурсия №2 «Естественные и искусственные экосистемы (сквер школы)»





11.04


29

Роль живых организмов в биосфере.





11.04


30

Биосфера и человек. П/Р № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»



+


18.04


31

Основные экологические проблемы современности П/Р №8. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решений».



+


25.04


32

Пути решения экологических проблем. (к/р №6)

+




02.05


33

Итоговая контрольная работа за 11 класс

+




16.05



Заключение (2 часа)

34

Подготовка к ЕГЭ "Клетка"





23.05


35

Подготовка к ЕГЭ "Организм"





23.05





Проверил – зам. директора по УВР_____________________ Гриценко Л.И.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!