Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по образовательной системе «Начальная школа XXI века». Программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы»
Программа предназначена для обучающихся 1класса общеобразовательной школы.
Предмет относится к образовательной области «Русский язык и литературное чтение» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом и примерной программой изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа (чтение - 3 часа и 1 час на литературное слушание), на письмо —5 часов. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Русский язык и литературное чтение». Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Литературное чтение» отведено 4 часа в неделю (33 недели). Всего 132 часа.
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из черырёх-пяти звуков;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы.
-осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему ( о Родине, о детях, о природе, о животных).
-оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
- моделировать «живые картинки» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
-создавать устно небольшие произведения(истории, комиксы).
-сравнивать произведения по таблице.
-находить в тексте информацию о героях произведений.
№ п/п | Тематический блок, тема уроков | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |
Обучение грамоте. Подготовительный этап. |
1четверть -32 часа |
1 | Выявление уровня развития связной речи. Введение понятия «предложение». Составление рассказа. | 1 | 01.09 | | Составление рассказов по |
2 | Литературное слушание. Стихотворения о Родине. В. Серова «Мой дом». | 1 | 02.09 | | сюжетным |
3 | Введение понятия «слово». Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 03.09 | | картинкам. Обозначение каждого |
4 | Интонационное выделение первого звука в словах. Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 04.09 | | предложения полоской. Слушание |
5 | Интонационное выделение первого звука в словах. | 1 | 08.09 | | литературного произведения. Работа |
6 | Литературное слушание. Сказки о природе. В.Белов «Родничок». | 1 | 09.09 | | над осознанностью восприятия. |
7 | Звуковой анализ слова «мак», «сыр», «нос». | 2 | 10.09 | | Ответы на вопросы по содержанию |
8 | Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Рассказ по сюжетным картинкам. | 11.09 | | прослушанного произведения. |
9 | Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. | 1 | 15.09 | | Введения понятия «слово», |
10 | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | 1 | 16.09 | | обозначение каждого слова |
11 | Литературное слушание. Стихи о природе. | | 17.09 | | полоской. |
12 | Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 18.09 | | Установление и отработка |
13 | Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | 1 | 22.09 | | пространственных отношений |
14 | Литературное слушание «Сказки о природе». | 1 | 23.09 | | Составление рассказов по |
15 | Знакомство с буквой А (а). | | 24.09 | | сюжетным |
16 | Знакомство с буквой Я (я). | 1 | 25.09 | | картинкам. Слушание |
17 | Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). | 1 | 28.09 | | литературного |
18 | Знакомство с буквой О (о). | 1 | 30.09 | | произведения. Работа над |
19 | Знакомство с буквой Ё (ё). | 1 | 01.10 | | на |
20 | Литературное слушание Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы». | 1 | 02.10 | | осознанностью восприятия. Ответы |
21 | Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). | 1 | 06.10 | | вопросы по содержанию |
22 | Знакомство с буквой У (у). | 1 | 07.10 | | прослушанного произведения. |
23 | Литературное слушание Стихотворения о Родине поэтов разных стран. Д.Павлычко «Где всего прекрасней? | 1 | 08.10 | | Пересказ. Интонационное |
24 | Знакомство с буквой Ю (ю). | 1 | 09.10 | | выделение первого звука в словах. |
25 | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). | 1 | 13.10 | | Звуковой анализ слов. Подбор слов |
26 | Знакомство с буквой Э (э). | 1 | 14.10 | | с заданным звуком, расположенным |
27 | Литературное слушание Стихотворения о Родине и родной природе. Муса Гали «Земные краски». | 1 | 15.10 | | в начале, в середине и в конце слова |
28 | Знакомство с буквой Е (е). | 1 | 16.10 | | (по схемам). Игра «Назови слово». |
29 | Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). | 1 | 20.10 | | Классификация предметов. |
30 | Знакомство с буквой «ы». | 1 | 21.10 | | Обозначение гласного звука |
31 | Литературное слушание Стихотворения о Родине и родной природе. | 1 | 22.10 | | красной фишкой. Обозначение |
32 | Знакомство с буквой И (и). | 1 | 23.10 | | согласных звуков в модели слова. |
| 2 четверть | | | | Введения понятия «ударение». |
33 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | 1 | | | Сравнение слов по твёрдостимягкости, звонкости-глухости . |
34 | Повторение правил обозначения гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков. | 1 | | | Составление слова из указанных в |
35 | Знакомство с буквой М (м). | 1 | | | других словах звуков (трудное |
36 | Литературное слушание Рассказы о детях. В. Железников. «История с азбукой». | 1 | | | задание). |
37 | Знакомство с буквой Н (н). | 1 | | | Составление рассказов по |
38 | Знакомство с буквой Р (р). | 1 | | | сюжетным |
39 | Знакомство с буквой Л (л). | 1 | | | картинкам. Слушание |
40 | Литературное слушание. Весёлые рассказы о детях. Л. Пантелеев. «Буква „ты“». | 1 | | | литературного |
41 | Знакомство с буквой Й (й). | 1 | | | произведения. Работа над |
42 | Введение понятия «ударение». | 1 | | | осознанностью восприятия. Ответы |
43 | Знакомство с буквой Г (г). | 1 | | | на |
44 | Знакомство с буквой К (к). | 1 | | | вопросы по содержанию |
45 | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | | | прослушанного произведения. |
46 | Литературное слушание Стихотворения о дружбе. Я. Аким «Мой верный чиж». | 1 | | | Пересказ. Интонационное |
47 | Знакомство с буквой З (з). | 1 | | | выделение первого звука в словах. |
48 | Знакомство с буквой С,с. | 1 | | | Звуковой анализ слов. Подбор слов |
49 | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | | | с заданным звуком, расположенным |
50 | Литературное слушание. Произведения о детях. Е.Ильина «Шум и Шумок». | 1 | | | в начале, в середине и в конце слова |
51 | Знакомство с буквой Д (д). | 1 | | | (по схемам). Игра «Назови слово». |
52 | Знакомство с буквой Т (т). | | | | Классификация предметов. |
53 | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | 1 | | | Обозначение гласного звука |
54 | Знакомство с буквой Б (б.) | | | | красной фишкой. Обозначение |
55 | Знакомство с буквой П (п). | 1 | | | согласных звуков в модели слова. |
56 | Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости – глухости. | 1 | | | Введения понятия «ударение». |
57 | Знакомство с буквой В (в). | 1 | | | Сравнение слов по твёрдостимягкости, звонкости-глухости . |
58 | Знакомство с буквой Ф (ф). | 1 | | | Составление слова из указанных в |
59 | Сопоставление звуков [в] и [ф] по звонкости-глухости. | 1 | | | других словах звуков (трудное |
60 | Знакомство с буквой Ж (ж). | 1 | | | задание). |
61 | Знакомство с буквой Ш (ш). | 1 | | | Составление рассказов по |
62 | Литературное слушание. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка. | 1 | | | сюжетным |
63 | Знакомство с буквой Ч (ч). | 1 | | | картинкам. Слушание |
64 | Знакомство с буквой Щ (щ). | 1 | | | литературного |
65 | Знакомство с буквой Х (х). | 1 | | | произведения. Работа над |
66 | Знакомство с буквой Ц (ц). | 1 | | | осознанностью восприятия. Ответы |
67 | Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. | 1 | | | на |
68 | Литературное слушание. В. Сутеев. Дядя Миша. | 1 | | | вопросы по содержанию |
69 | Знакомство с особенностями буквы Ъ. | 1 | | | прослушанного произведения. |
70 | Алфавит. «Ты эти буквы заучи...» С.Я.Маршак. | 1 | | | Пересказ. Интонационное |
Послебукварный период (36 ч.) |
71 | Литературное слушание. С Маршак «Тихая сказка». В.Голявкин «Спрятался». | 1 | | | Сознательное чтение, |
72 | В. Сутеев. «Три котенка». А.Шибаев «Беспокойные соседки». | 1 | | | характеристика героев |
73 | Е.Пермяк «Про нос и язык». Г.Остер «Меня нет дома». | 1 | | | произведения, сравнение |
74 | Литературное слушание. Е. Благинина «Тюлюлюй». | 1 | | | прочитанных произведений по |
75 | А.Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились» | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
76 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора». А.Шибаев «Всегда вместе». | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
77 | Г.Цыферов «Маленький тигр» С.Черный «Кто?» | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |
78 | Литературное слушание. М. Пришвин. «Лисичкин хлеб». | 1 | | | различение авторской и народной |
79 | Г.Остер «Середина сосиски.» | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
80 | Я.Аким «Жадина». Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»… | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
81 | Литературное слушание. Украинская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | | Сознательное чтение, |
82 | Г.Остер «Спускаться легче». В.Сутеев «Под грибом». | 1 | | | характеристика героев |
83 | А Шибаев «Что за шутки?». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». | 1 | | | произведения, сравнение |
84 | Б.Житков «Как меня называли». А.Кушнер «Большая новость». | 1 | | | прочитанных произведений по |
85 | Литературное слушание. Г. Скребицкий. «Пушок». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
86 | Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился». | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
87 | Е.Чарушин «Яшка». А.Кушнер«Что я узнал!» | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |
88 | Литературное слушание. Е. Трутнева. «Когда это бывает?» | 1 | | | различение авторской и народной |
89 | Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирев «Медвежата». | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
90 | М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
91 | Н.Носов «Ступеньки». | 1 | | | Сознательное чтение, |
92 | Литературное слушание. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Отрывок) | 1 | | | характеристика героев |
93 | О.Дриз «Горячий привет». Г.Остер «Привет Мартышке» (отрывок) . | 1 | | | произведения, сравнение |
94 | Е.Чарушин «Зайчата». Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц». | 1 | | | прочитанных произведений по |
95 | Н.Носов «Затейники». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
96 | «Литературное слушание. К. Чуковский. «Муха-Цокотуха». | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
97 | Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |
98 | Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». | 1 | | | различение авторской и народной |
99 | А.Толстой «Ёж» (отрывок). В.Лунин «Волк ужасно разъярён…» Г.Цыферов «Зелёный заяц». | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
100 | Литературное слушание. В.Сутеев. «Ёлка». Книжная полка. Книги сказок. | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
101 | В.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | | | Сознательное чтение, |
102 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н.Сладков «Лиса и мышь». | 1 | | | характеристика героев |
103 | Г.Сапгир «Лошарик». В.Берестов «Картинки в лужах». | 1 | | | произведения, сравнение |
104 | Литературное слушание. Е. Пермяк. «Пичугин мост». | 1 | | | прочитанных произведений по |
105 | В.А.Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища». Пословицы. Дополнительное чтение: В. Осеева «Печенье». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
106 | К.Д.Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
Читаем сказки, загадки, скороговорки (11 ч) |
107 | В. Сутеев «Кораблик». Скороговорка. В.В.Бианки «Лис и Мышонок». | 1 | | | различение авторской и народной |
108 | Литературное слушание. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
109 | Л.Н.Толстой «Солнце и ветер». В.В.Бианки «Синичкин календарь». Э.Мошковская «Лед тронулся». | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
110 | И.С.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка «Березонька». | 1 | | | Сознательное чтение, |
111 | Литературное слушание. Н. Саконская «Мы с мамой». | 1 | | | характеристика героев |
112 | С. Маршак «Апрель». М. Пришвин «Лесная капель». | 1 | | | произведения, сравнение |
113 | И.„Mазнин «Давайте дружить», Ю.Коваль «Бабочка». Загадка. | 1 | | | прочитанных произведений по |
114 | С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Скороговорка. Дополнительное чтение: Е.И.Чарушин «Томкины сны». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
115 | Литературное слушание. В. Чаплина «Мушка». | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
116 | И. Жуков «Нападение на зоопарк». М.М.Пришвин «Ежик». Ю. Могутин «Убежал». | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |
Учимся уму-разуму (7 ч) |
117 | Б.Заходер. «Ёжик». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик». | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
118 | Э. Шим «Глухарь» Дополнительное чтение: Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
119 | Литературное слушание. С. Баруздин «Весёлые рассказы». | 1 | | | Сознательное чтение, |
120 | М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?» Дополнительное чтение: В. Осеева «На катке», В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». | 1 | | | характеристика героев |
121 | Е. Пермяк «Самое страшное». И. Бутман «Клоун». Дополнительное чтение: С. Востоков «Кто кого» | 1 | | | произведения, сравнение |
122 | В. Берестов «Серёжа и гвозди». Дополнительное чтение: Е.А.Пермяк «Бумажный змей». | 1 | | | прочитанных произведений по |
123 | Литературное слушание. Е. Ильина «Чик-чик ножницами». Литературные (авторские) сказки для детей. М. Пляцковский «Урок дружбы». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
Читаем о родной природе (5 ч) |
124 | А.Усачёв «Грамотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке». В.Сутеев «Цыпленок и Утенок». Дополнительное чтение: С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |
125 | Д. Биссет «Дракон Комодо» | 1 | | | различение авторской и народной |
126 | А. Барто «Жук», Н.Н.Сладков «На одном бревне». Дополнительное чтение: В. Орлов «Большие уши». | 1 | | | сказки, выполнение творческих |
127 | Е.И.Чарушин «Томка и корова», Е. Чарушин «Как Никита в доктора играл», В. Берестов «Выводок». | 1 | | | заданий, моделирование обложек, |
128 | Литературное слушание. В. Бианки. «Лесной Колобок — Колючий бок». | 1 | | | Сознательное чтение, |
О наших друзьях-животных (4 ч). |
129 | И.Соколов-Микитов «Радуга». Е.Трутнева «Эхо». Загадки. Дополнительное чтение: И.Шевчук «Ленивое эхо». | 1 | | | произведения, сравнение |
130 | И.Соколов-Микитов «Май». Пословица. Загадка. А.Плещеев «Травка зеленеет». Дополнительное чтение: Я. Тайц« По ягоды», «Всё здесь». | 1 | | | прочитанных произведений по |
131 | А.Коринец «Волшебное письмо». Дополнительное чтение: И.Чуковский «Радость». | 1 | | | сюжету, ответы на вопросы по |
131 | М. Есеновский «Моя небольшая родина» | 1 | | | прочитанному, обсуждение |
132 | Р.Валеева«Здравствуй, лето!» В. Лунин «Я увидела чудо». | 1 | | | прочитанного, чтение по ролям, |