№ урока | Дата проведения | Тип урока | Тема урока | Программное содержание | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание |
план | факт |
Первое полугодие 16 часов «Классика и современность» |
1 | | | Вводный урок | Классика в нашей жизни | Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления | 1 | Познавательные УУД: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать Регулятивные УУД: участие в коллективной работе Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства | Стр. 7 вопр. 3 |
2 | | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь» | Музыкальный жанр – опера. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. История создания. Литературный источник. Эпический жанр оперы. Ария князя Игоря | 1 | П: уметь видеть единство музыки, истории, литературы, живописи для создания эпического жанра оперы К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к опере | Стр. 13 вопр. 3, 4 |
3 | | | Комбинированный урок | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера | Музыкальная характеристика действующих лиц. Образ русского и половецкого лагерей. Портрет половцев. «Плач Ярославны» | 1 | Стр. 14 вопр. 4 Стр.17 вопр. 4,5 |
4 | | | Комбинированный урок | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». | Музыкальный жанр – балет. История развития. Балет «Ярославна» - хореографические размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко | 1 | П: определять тесную связь танца и музыки в балете К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему Р: использовать общие приемы решения задач Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к балету | Стр. 19 вопр. 1, 2 |
5 | | | Комбинированный урок | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». | Ярославна – образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины - как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства | 1 | Стр. 25 вопр. 3,5 |
6 | | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | Мюзикл. Рок-опера – «третье направление в музыке», многообразие современной популярной музыки, направления, стилевые характеристики | 1 | П: ориентироваться в разнообразии современной популярной музыки К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: использовать общие приемы решения задач Л: понимание роли музыкальных стилей в развитии современной музыки | Стр. 27 вопр. 1, 3 презентация |
7 | | | Комбинированный урок | «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» | Рок-опера «Преступление и наказание» переосмысление романа с позиции нашего современника, человека XXI века | 1 | П: знать жанр рок-опера, и её особенности К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему Р: самостоятельно определять стиль музыки Л: уважительно относиться к жанру рок-опера | Стр. 31 вопр. 1, характеристика одного из героев |
8 | | | Расширение и углубление знаний | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | Воплощение образов трагедии Шекспира в музыке французского композитора XX века Ж. Пресгюрвика | 1 | П: знать жанр мюзикл, и его особенности К: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника Р: самостоятельно определять стиль музыки Л: уважительно относиться к жанру мюзикл | Стр. 34 вопр. 1, 2, 4 мюзикл в рисунке-символе |
9 | | | Применение знаний на практике | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра | Музыка к драматическому спектаклю. Осмысление пройденных и новых произведений с точки зрения их взаимодействия с историей музыки, историей человеческой мысли, с вечными проблемами жизни. Жанр – музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Живописность музыки, близость её с изобразительным искусством | 1 | П: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему Р: самостоятельно определять приемы оркестровки Л: образно воспринимать музыкальные зарисовки | Стр. 39 вопр. 4 |
10 | | | Расширение и углубление знаний | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | Вечный сюжет искусства: странствие человека в поисках счастья. Музыкальная характеристика главных героев | 1 | П: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты | Стр. 42 вопр. 3 презентация из собранных детьми иллюстраций |
11 | | | Комбинированный урок | «Гоголь –сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | «Гоголь – сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальная характеристика главных героев | 1 | П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты | Стр. 47 вопр. 3 |
12 | | | Комбинированный урок | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец» | Искусство кино – это целый мир. Музыка к фильму «Властелин колец», воплощение фэнтезийных образов в музыке канадского композитора к.XX –н. XXI века Г.Л. Шора | 1 | П: определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор | Стр. 49 вопр. 3 Стр. 51 вопр. 5 |
13 | | | Расширение и углубление знаний | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта» | Музыкальный жанр – симфония, строение, и характеристика частей симфонии. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Особенности цикла, лирико-драматический характер музыки | 1 | П: знать и представлять содержательность симфонических музыкальных произведений К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор | Стр.54 вопр. 1 письменно |
14 | | | Комбинированный урок | В концертном зале. Симфония № 5 П. И. Чайковского | Душевный мир человека – основная тема творчества Чайковского и её раскрытие в Симфонии № 5, общая характеристика симфонии | 1 | П: видеть как в симфонии передается «жизнь чувств», раскрывается душевный мир человека К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя Л: интересоваться музыкой и жизнью П. И. Чайковского | Стр.57 вопр. 4 |
15 | | | Комбинированный урок | В концертном зале. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева | Отличительные черты творчества С.С. Прокофьева. Особенности жанра Симфонии № 1, общая характеристика симфонии | 1 | П: определять музыкальный почерк С.С. Прокофьева К: самостоятельно или в группах объяснять, почему симфония названа «классической» Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: интересоваться музыкой и жизнью С.С. Прокофьева | Стр.59 вопр. 2 |
16 | | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Музыка - это огромный мир, окружающий человека... | Обобщение музыкальных впечатлений. Работа с музыкальным словарем. Конкурс «Знатоки музыки» | 1 | П: ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого | Стр.61 вопр. 1, 2 презентация |
Второе полугодие 18 часов «Традиции и новаторство в музыке» |
17 | | | Вводный. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Музыканты - извечные маги | Традиции и новаторство в музыке. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Стиль композиторов | 1 | П: ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: видеть традиции и новаторство в музыке, ценить музыкальное искусство прошлого | Стр.65 вопр. 1 |
18 | | | Комбинированный урок | И снова в музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин | Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ века. Опера «Порги и Бесс» - первая национальная американская опера | 1 | П: отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: самостоятельно определять средства музыкальной выразительности отрицательных персонажей Л: уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа | Стр.69 вопр. 2 |
19 | | | Расширение и углубление знаний | Развитие традиций оперного спектакля | Особенности музыкального языка в опере «Порги и Бесс», музыкальная характеристика главных героев | 1 | Стр.73 вопр. 3 |
20 | | | Комбинированный урок | Опера «Кармен» самая популярная опера в мире. Образ Кармен | Ж. Бизе – классик французской музыки. Литературный источник, содержание оперы, музыкальная характеристика Кармен | 1 | П: определять кульминационный момент оперы, самостоятельно определять выразительные средства муз. образов К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: определять жанровые особенности тем главных героев Л: прочитать новеллу П. Мериме «Кармен» | Стр.77 вопр. 3 |
21 | | | Расширение и углубление знаний | Опера «Кармен» самая популярная опера в мире. Образ Хозе и Эскамильо | Музыкальная характеристика мужских образов в опере: Хозе и Эскамильо, драматический накал чувств в финале оперы | 1 | Стр.79 вопр. 5 видеоматериал |
22 | | | Урок формирования новых знаний | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | Елена Образцова - советская российская оперная певица (меццо-сопрано), выразительные тембровые и регистровые возможности голоса, сила воздействия на человека | | П: осуществлять поиск необходимой информации К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: интересоваться творчеством Е. Образцовой | Стр.81 вопр. 2, письменно вопр. 3 |
23 | | | Расширение и углубление знаний | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен | Прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты. Особенности музыки Р.К. Щедрина. История создания, строение балета, музыкальная характеристика Кармен в балете | 1 | П: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства | Стр.85 вопр. 4 |
24 | | | Расширение и углубление знаний | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора | Музыкальный портрет Хозе, особенности звучания оркестра. Музыкальная характеристика Тореадора. Воплощение образа «масок» в балете Р.К. Щедрина | 1 | П: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства | Стр.89 вопр. 5 письменно |
25 | | | Урок формирования новых знаний | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | Майя Плисецкая – великая русская балерина. Обладательница выразительной пластики, создавшая свой собственный стиль | 1 | П: осуществлять поиск необходимой информации К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: интересоваться творчеством М. Плисецкой | Стр.91 вопр. 1 |
26 | | | Урок обобщения и систематизации знаний | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира | Разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Роль оркестра в современном музыкальном театре. Музыкальный жанр ХХ века – мюзикл. Особенности музыкального стиля. Известнейшие мюзиклы мира | 1 | П: ориентироваться в разнообразии музыкальных стилей, жанров, форм К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Р: применять установленные правила в планировании способа решения Л: расширять музыкальный кругозор | Стр.93 вопр. 1, 4 Стр.95 вопр. 5 презентация мюзикла |
27 | | | Расширение и углубление знаний | Классика в современной обработке | Современные обработки классических произведений. Исполнение музыки как искусство интерпретации | 1 | П: ориентироваться в муз. терминах, знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке | Стр.97 вопр. 1 |
28 | | | Урок формирования новых знаний | В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская») | Симфония № 7. Д. Шостакович, история создания, идея, программа, масштаб, композиция симфонии | 1 | П: объяснить, почему «Симфония № 7» - это поэма о борьбе и победе, знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: помнить подвиг русского народа в ВОВ | Стр. 99 вопр. 4 |
29 | | | Комбинированн | В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»). Литературные страницы | Характеристика тем и их развитие, анализ письма погибшего солдата в Великую Отечественную войну «Письмо к Богу» | 1 | Стр. 103 вопросы |
30 | | | Урок комплексного контроля знаний | Аттестационная контрольная работа | Контрольная работа | 1 | П: развитие умений определять понятия, обобщать, размышлять, делать выводы Р: умение систематизировать информацию | Повторение пройденного материала |
31 | | | Комбинированный урок | Музыка в храмовом синтезе искусств | Духовная музыка России, развитие, жанры. Взаимосвязь с литературой и живописью | 1 | П: осуществлять поиск необходимой информации. К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: ценить музыкальное искусство прошлого | Стр. 107 вопр. 1,2 |
32 | | | Комбинированный урок | Неизвестный Свиридов цикл «Песнопения и молитвы». Свет фресок Дионисия – миру | Духовная музыка в творчестве Г. Свиридова, биографические сведения, краткий обзор творчества. «Фрески Диониссия» Р. Щедрин, замысел, форма, контраст небесного и земного | 1 | П: осуществлять поиск необходимой информации. К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Р: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль Л: интересоваться музыкой и жизнью Р. Щедрина, Г. Свиридова | Стр. 115 вопр. 4 |
33 | | | Комбинированный урок | Музыкальные завещания потомкам | Постижение жизненного содержания музыки, через творческий путь Л. Бетховена, Р. Щедрина | 1 | П: постижение жизненного содержания музыки, знать музыкальные термины К: участвовать в коллективном обсуждении, формулировать собственное мнение и позицию Р: умение систематизировать информацию, самостоятельно узнавать шедевры классической музыки Л: расширять музыкальный кругозор | Стр. 119 вопр. 3 |
34 | | | Урок контроля и проверки знаний и умений | Пусть музыка звучит! Обобщающий урок: «Традиции и новаторство в музыке» | Роль музыки в жизни человека. Традиции и новаторство в музыке | 1 | Стр. 125 анализ стихотворения |