Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса на 2017-2918 учебный год составлена на основе Закона ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ «Об образовании», требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, в соответствии с Временным государственным образовательным стандартом ЛНР, Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) ЛНР по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016), а также разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки ЛНР от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Луганской Народной Республики» и в соответствии со школьным Положением о рабочей программе (протокол методического совета №3 от 25.12.2015).
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина своего государства в условиях культурного и конфессионального многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к нашей стране, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России (нашей страны) и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир»
являются:
– осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за
сохранение её природы;
– осознание себя членом общества и республики; чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– расширение сферы социально-нравственных представлений,
включающих в себя освоение социальной роли учащегося, понимание
образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
– установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать
доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий
мир» являются:
– способность регулировать собственную деятельность, в том числе
учебную деятельность, направленную на познание(в сотрудничестве и
самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности , этики и этикета ;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе(селе) и др.);
– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений
окружающего мира.
В результате изучения ученики получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей , правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предметными результатами изучения предмета«Окружающий мир»
являются:
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
– сформированность целостного, социально-ориентированного
взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для
осознания младшим школьником);
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления
окружающего мира; выделять характерные особенности природных в
социальных объектов; описывать и характеризовать факты в события
культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно -следственные связи в окружающем мире природы и социума ;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде ;
– понимание роли и значения родного края в природе и историко -культурном наследии республики, в её современной жизни;
– знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Основное содержание программы
Категория учеников: ученики 3 класса
Время усвоения программы: 1 год
Объем учебного времени: в соответствии с индивидуальным уебным планом на изучение окружающего отводится 0,25 часа в неделю.
Общее количество часов – 9 ч за год, 0,25 в неделю
Цель этой программы - создание условий для планирования, организации и управления учебным процессом.
Принципы отбора учебного материала: учёт возрастных особенностей; органическое сочетание обучения и воспитания; усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей; практическая направленность обучения.
Технологии, методы и формы работы, которые будут использованы: личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый подход в обучении, игровые технологии, индивидуальная практическая деятельность учащихся, коллективная исследовательская деятельность, опыты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: индивидуально-групповые, индивидуальные, групповые.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3)эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | Индивидуальное обучение |
Содержание программного материала за 3 класс |
1 | Как устроен мир? | 8 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 3 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 1 |
4 | Наша безопасность | 8 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 | 2 |
6 | Путешествия по городам и странам | 11 | 1 |
Всего | 68 | 9 |
Перечень экскурсий в курсе «Окружающий мир»
3 класс (4 экскурсии)
1. Природа, её разнообразие.
2. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
3. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
4. Дорожные знаки в окрестностях школы.
Перечень практических видов работ
по курсу «Окружающий мир»
3 класс (11 практических работ)
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Список литературы
Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) ЛНР. Окружающий мир. 1-4 классы. Базовый уровень. – Луганск, 2016.
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова («Школа России»). 3 класс. – М.: ВАКО, 2016.
3. Страны и континенты: Начальная школа/ Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2015.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (индивидуальное обучение)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
по плану | по факту |
Как устроен мир |
1 | 1 | Природа. Ценность природы для людей. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | 21.09 | | |
Тематический контроль - ТЕМА |
Эта удивительная природа |
2 | 1 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы». Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Практическая работа №2 «Состав и свойства воздуха». Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды». Превращение и круговорот воды. Практическая работа №4 «Круговорот воды». Берегите воду! | 19.10 | | |
3 | 2 | Что такое почва. Практическая работа № 5 «Состав почвы». Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Практическая работа № 6 «Размножение и развитие растений». Охрана растений. | 16.11 | | |
4 | 3 | Разнообразие животных. Кто что ест Размножение и развитие животных Охрана животных. В царстве гри-бов. Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Провероч-ная работа | 14.12 | | |
Тематический контроль - ТЕМА |
Мы и наше здоровье |
5 | 1 | Организм человека | 18.01 | | |
| | Органы чувств. Надежная защита организма. Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи». Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Подсчет ударов пульса». Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». | | | |
Наша безопасность |
6 | 1 | Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность.Экологическая безопасность. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 15.02 | | |
Тематический контроль - ТЕМА |
Чему учит экономика |
7 | 1 | Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основы экономики. Полезные ископаемые. Практическая работа №9 «Полезные ископаемые». Растениеводство. Практическая работа №10 «Знакомство с культурными растениями». Животноводство. Какая бывает промышленность | 15.03 | | |
8 | 2 | Что такое деньги. Практическая работа №11 «Знакомство с различными монетами». Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и екология. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 12.04 | | |
Тематический контроль – ТЕМА |
Путешествие по городам и странам |
9 | 1 | Путешествие по Луганской Народ-ной Республике. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. По знаме-нитым местам мира. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Итоговый урок за год | 17.05 | | |
Тематический контроль – ТЕМА |
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов ___________Вельченко А. В.
от «28» августа 2017 года № 1 «___» сентября 2017 года