Рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы основного общего образования по информатике для 7-9 классов и скорректирована с учетом программы «Информатика 7-9» (автора Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
№ | Название раздела программы | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дано |
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные | План | Факт |
-
| Математические основы информатики (12 часов) | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. | Организация рабочего места в кабинете информатики | Сформировать основные цели изучения курса информатики. Формирование понятия система счисления. | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; | Позиционные системы счисления. Основание. Развернутая форма записи числа | Познавательные: Умение находить ответы, используя учебник. Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной форме (на уровне предложения) Регулятивные: Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) | | |
-
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную | Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. | Познавательные: Умение делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | | |
-
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | Переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; | Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, правила перевода чисел | Познавательные: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: Оценка качества и уровня усвоения материала. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Представление целых чисел. | Выполнение операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами | Компьютерное представление целых чисел. | Познавательные: Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: Умение произвольно строить своё речевое высказывание Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | | |
-
| Представление вещественных чисел. | Выполнение операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами | Представление вещественных чисел. | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: Умение аргументировать свой способ решения задачи. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Высказывание. Логические операции. | Составление логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ | Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. | Познавательные: Умение извлекать информацию Коммуникативные: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. Регулятивные: Умение составлять план действий по решению проблемы | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Построение таблиц истинности для логических выражений. | Определение значения логического выражения, строить таблицу истинности | Логическое выражение. Таблицы истинности. | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Свойства логических операций. | Анализировать логическую структуру высказываний | Свойства логических операций, при построение таблиц истинности. | Познавательные: Умение структурировать знания Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | | |
-
| Решение логических задач. | Вычислять истинностное значение логического выражения | Применять законы логики при решении задач. | Познавательные: Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации. Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение Регулятивные: Умение определять и формулировать цель деятельности | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Логические элементы. | Вычислять истинностное значение логического выражения | Логические элементы. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | Перевод числа из одной системы счисления в другую; выполнение арифметических вычислений в различных системах счисления. | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей Коммуникативные: Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Основы алгоритмизации (9 часов) | Алгоритмы и исполнители. | Изучение понятия алгоритма; свойства алгоритмов, определять свойства конкретных алгоритмов. | Формирование алгоритмической культуры, понятия алгоритм, исполнитель и их свойства. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Способы записи алгоритмов. | Изучение способов записи алгоритмов; блок-схемы, записывать алгоритм разными способами. | Развитие алгоритмического мышления, умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя. | Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей Коммуникативные: Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива к самоизменению – приобретению новых знаний и умений | | |
-
| Объекты алгоритмов. | Изучение понятия исполнитель алгоритмов; назначение, определение среды, режима работы, системы команд конкретного исполнителя | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | Познавательные: Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Алгоритмическая конструкция следование. | Изучение структуры алгоритмической конструкции следование, разработка линейного алгоритма, решение математических задач | Формирование знаний об алгоритмической конструкции следование. | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | Изучение структуры алгоритмической конструкции ветвление, разработка алгоритма, содержащего оператор ветвления, решение математических задач | Формирование знаний об алгоритмической конструкции ветвление. | Познавательные: Умение добывать новые знания Коммуникативные: Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды Регулятивные: Умение осуществлять действия по реализации плана. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | Изучение структуры алгоритмической конструкции повторение, разработка алгоритма, содержащего оператор цикла, решение математических задач | Формирование знаний об алгоритмической конструкции повторение. | Познавательные: Умение извлекать информацию Коммуникативные: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. | Изучение структуры алгоритмической конструкции повторение, разработка алгоритма, содержащего оператор цикла, решение математических задач | Формирование знаний об алгоритмической конструкции повторение. | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Умение выполнять различные роли в группе. Регулятивные: Оценка качества и уровня усвоения материала. | Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | | |
-
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | Изучение структуры алгоритмической конструкции повторение, разработка алгоритма, содержащего оператор цикла, решение математических задач | Формирование знаний об алгоритмической конструкции повторение. | Познавательные: Умение структурировать знания Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы. Основы алгоритмизации. Проверочная работа. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий | Систематизировать знания, полученные при изучении темы «Основы алгоритмизации» | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы | | |
-
| Начала программирования (13 часов) | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | Изучение классификации языков программирования; особенностей основных типов языков программирования, представление о синтаксисе и семантике языка программирования | Формирование знания о языках программирования, их классификация. Синтаксис языков программирования. | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Программирование линейных алгоритмов. | Изучение этапов решения задачи на компьютере, предполагающие вычисления арифметических вычислений. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – линейной. | Познавательные: Умение добывать новые знания Коммуникативные: Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды Регулятивные: Оценка качества и уровня усвоения материала. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Программирование линейных алгоритмов. | Изучение этапов решения задачи на компьютере, предполагающие вычисления арифметических вычислений. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – линейной. | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | Изучение этапов решения задачи на компьютере, предполагающие решение квадратного уравнения или неравенства | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – ветвящейся | Познавательные: Умение выделять причины и следствия для получения необходимого результата для создания нового продукта Коммуникативные: Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды Регулятивные: Умение определять и формулировать цель деятельности. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Изучение этапов решения задачи на компьютере, предполагающие решение квадратного уравнения или неравенства, в том числе с использованием логических операций. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – ветвящейся | Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму Коммуникативные: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. Регулятивные: Оценка качества и уровня усвоения материала. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Изучение этапов решения задачи на компьютере предполагающие решение квадратного уравнения или неравенства, в том числе с использованием логических операций. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – циклической. | Познавательные: Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Изучение этапов решения задачи на компьютере предполагающие решение квадратного уравнения или неравенства, в том числе с использованием логических операций. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – циклической. | Познавательные: Умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта Коммуникативные: Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы) Регулятивные: Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | Изучение этапов решения задачи на компьютере, предполагающие решение квадратного уравнения или неравенства, в том числе с использованием логических операций. | Формирование знаний о языках программирования и алгоритмической структурой – циклической. | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Решение задач с использованием циклов. | Решение задачи на компьютере | Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла. | Познавательные: Умение находить ответы, используя учебник. Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной форме (на уровне предложения) Регулятивные: Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) | | |
-
| Решение задач с использованием циклов. | Решение задачи на компьютере | Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла. | Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. Коммуникативные: Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы Регулятивные: Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий | Систематизировать знания, полученные при изучении темы «Начала программирования» | Познавательные: Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Итоговое повторение. | Выполнение практической работы. | Применять на практике знания, полученные за курс 8 класса. | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: Умение аргументировать свой способ решения задачи Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | | |
-
| Подведение итогов. | Выполнение практической работы. | Применять на практике знания, полученные за курс 8 класса. | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: Умение аргументировать свой способ решения задачи. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | | |