Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для 5-11 классов и отражает полностью обязательный минимум содержания образования по информатике и скорректирована с учетом программы «Информатика и ИКТ 5-11 класс (системно-информационная концепция)» (автора Макаровой Н.В.- СПб.: Питер, 2012).
Учебно-методический комплект.
В дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня предлагается выделить три фундаментальных направления обучения: информационная картина мира, программное обеспечение информационной технологии, техническое обеспечение информационной технологии. Это системообразующие направления всего периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода.
Система понятий , вводимая на нижнем уровне обучения получает развитие на последующих ступенях при изучении других объектов и моделей. Подходы к изучению любой темы с позиций изучения свойств и поведения системы и объекта реализуется на всех уровнях обучения. Следует обратить внимание на то, что при этом акценты смещаются в сторону то одного, то другого направления в зависимости от поставленном на каждом уровне обучения целей как по вертикали (7-11 классы), так и по горизонтали (по темам).
Содержание обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» на основе системно-информационной концепции соответствует углубленному базовому уровню. Успешное освоение предлагаемого содержания дисциплины позволит выпускнику стать пользователем компьютера довольно высокого профессионального уровня, способным эффективно использовать приобретенные знания на работе и в учебе.
Базовый курс «Информатика и ИКТ» на основе системно-информационной концепции рассчитан на непрерывность обучения, начиная с 5-го класса.
В 10-м классе предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользования компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора. Кроме того, обучающиеся осваивают азы программирования в объектно-ориентированной среде Visual Basic.
Программное и методическое обеспечение базового уровня.
Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики для трех уровней обучения (начального, базового в основной школе и базового в старшей школе) являются стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты компании Microsoft:
С учетом уровня знаний обучающихся и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.
Контрольных работ - 2.
Практических работ – 19.
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Элементы основного содержания | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Информация и информационные процессы | Вводный инструктаж по ТБ. Роль информации в жизни человека. Информация и данные. Свойства информации. | 1 | Информация, свойства информации | Характеризовать основные подходы к определению информации. Характеризовать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации - распознавать дискретные и непрерывные сигналы; - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических, и технических системах; - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; - осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; - использовать основные методы информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике | | |
2 | Информационный процесс. | 1 | Информационный процесс | | |
3 | Информационная модель объекта. Роль информационной модели. | 1 | Модель, информационная модель. | | |
4 | Понятие адекватности информационной модели. Информационный объект. Представление об информационном объекте. | 1 | Адекватность модели, адекватность информационной модели. | | |
5 | Представление числовой информации в компьютере | 1 | Система счисления, правило перевода целой части, правило перевода дробной части, целочисленный формат, формат с плавающей точкой, дополнительный и обратный код | | |
6 | Практическая работа №1. «Представление числовой информации в компьютере» (30 мин.) | 1 | Представление числовой информации в компьютере | | |
7 | Представление нечисловой информации в компьютере. Практическая работа №2. «Представление нечисловой информации в компьютере» (20 мин.) | 1 | Растровое и текстовое изображение, частота дискретизации, глубина кодирования. Представление нечисловой информации в компьютере. | | |
8 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» (40 мин.) | 1 | | | |
9 | Информационная технология работы с объектами текстового документа | Текстовые документы и текстовые процессоры | 1 | Устройства ввода и вывода информации, объекты текстового документа. | Создавать информационные объекты сложной структуры; - просматривать, редактировать, форматировать, сохранять информационные объекты сложной структуры; - иллюстрировать учебные работы | | |
10 | Практическая работа №3. «Форматирование объектов текста» (30 мин.) | 1 | Символ, знаки, дефис, тире, абзац, список, | | |
11 | Практическая работа №4. «Создание и редактирование графических изображений» (30 мин.) | 1 | Компьютерная графика, графические объекты и рисунки, | | |
12 | Практическая работа №5. «Создание и редактирование таблиц» (30 мин.) | 1 | Объекты таблицы, границы, ячейки. | | |
13 | Практическая работа №6. «Изменение структуры текстового документа» (30 мин.) | 1 | Формат бумаги, структура документа, параметры страницы, разделы, колонтитулы | | |
14 | Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети | Разновидности компьютерных сетей. | 1 | Компьютерная сеть, сетевая технология, информационно - коммуникационная технология, локальная, корпоративная и глобальная сети. | Изучить базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей; - использовать средства телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции и т.д. - использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта; - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий | | |
15 | Возможности глобальной сети Интернет. | 1 | Всемирная паутина, электронная почта, передача файлов, телеконференция, системы общения он-лайн | | |
16 | Практическая работа №7. «Возможности глобальной сети Интернет» (30 мин.) | 1 | Знакомство с возможностями глобальной сети Интернет. | | |
17 | Практическая работа №8. «Пересылка информации через Интернет» (30 мин.) | 1 | Регистрация и просмотр почты, прикрепленные файлы | | |
18 | Этика сетевого общения. | 1 | Этика общения, общения в чатах, по электронной почте, в телеконференции | | |
19 | Технология поиска информации в Интернете. Практическая работа №9. «Поиск информации в Интернете (30 мин.) | 1 | Поисковые системы, требования к поисковым системам. Поиск интернет ресурсов. | | |
20 | Информационная безопасность сетевой технологии работы. | 1 | Защита информации, файрвол, брандмауэр, | | |
21 | Контрольная работа № 2 «Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети» (40 мин.) | 1 | | | |
22 | Информационные технологии представления информации в виде презентаций | Программа подготовки презентаций MicrosoftPowerPoint 2003. | 1 | Область задач, графические возможности, автонастройка. | Создавать информационные объекты сложной структуры - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики - пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий - создавать слайды; - изменять настройки слайдов; - делать анимацию текста и графики; - вставлять в презентацию звук и видеоклип. | | |
23 | Практическая работа №10. «Создание презентаций при помощи мастера автосодержания» (30 мин.) | 1 | Шаблоны, план презентации, слайды | | |
24 | Практическая работа №11. «Создание учебного комплекса компьютер и здоровье школьников» (30 мин.) | 1 | | | |
25 | Практическая работа № 12. «Создание презентации «Компьютер и здоровье школьников» (30 мин.) | 1 | | | |
26 | Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Exsel | Практическая работа №13. «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм» (30 мин.) | 1 | Статистика, математические, статические и логические функции | Изучить назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций; -представлять результаты статистической обработки в виде разнотипных диаграмм; -проводить анализ полученных результатов. | | |
27 | Практическая работа №14. «Анализ результатов статистической обработки данных» (30 мин.) | 1 | Статистика, математические, статические и логические функции | | |
28 | Практическая работа №15. «Технология накопления данных и их обработка в Exsel» (30 мин.) | 1 | Гиперссылка, создание форм для ответов. | | |
29 | Практическая работа №16. «Технология накопления данных и их обработка в Exsel. Обработка результатов тестирования» (30 мин.) | 1 | Блок ввода и вывода | | |
30 | Практическая работа №17. «Автоматизированная обработка данных с помощью анкет» (30 мин.) | 1 | Шаблон для регистрации данных, форма ввода данных | | |
31 | Практическая работа № 18. «Организация накопления данных»(30 мин.) | 1 | Макросы, управляющие кнопки. | | |
32 | Информационная технология разработки проекта | Проект и основные этапы его разработки | 1 | Проект, структура проекта, | Изучить назначение и виды информационных моделей - построить информационную модель для решения поставленной задачи. - оценить адекватность модели объекту и целям моделирования на примерах из различных предметных областей. | | |
33 | Информационные модели объекта. | 1 | Дерево целей, структура продукта, Структура разбиения работ, | | |
34 | Практическая работа №19. «Разработка социального проекта «Жизнь без сигарет» (30 мин.) | 1 | Дерево целей, структура продукта, матрица ответственности. | | |