СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП история Древнего мира 5 класс ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП история Древнего мира 5 класс ФГОС»

5 класс

Календарно-тематическое планирование по истории

Всеобщая история. История древнего мира (68ч)



урока



Разделы и темы


Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся


Виды и формы

контроля


УУД


Дата прохождения



личностные



регулятивные


коммуникативные


познавательные


по плану


по факту



Введение.

1











1.

Введение. Что изучает история.

1

Урок изучения нового материала

Предмет истории. Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Роль археологических раскопок в изучении истории. Письменные и вещественные источники.

Усвоить основные понятия темы.

Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

5-ти минутное эссе «Зачем нужно знать историю?»

Тест

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.




Раздел I. Жизнь первобытных людей.


7











2.

Древнейшие люди.

1


Урок изучения нового материала

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные пред­ставления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораз­дельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Облик древнейших людей, занятия.

Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей.

Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

Решение познавательных и проблемных задач.


Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство.



3.

Родовые общины охотников и собирателей.

1


Комбини-рованный урок

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.

Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей.

Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей.

Монолог

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.



4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Комбини-рованный урок

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.


Рисунки, сообщение

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников



5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1


Урок изучения нового материала

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производяще­го хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Решение проблемных задач в тетради.

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.



6.

Появление неравенства и знати.

1


Комбини-рованный урок

Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о рас­паде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружи на, знать, го­рода, святилища, государства.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.



7.

Счет лет в истории. Историческая хронология.

1

Урок изучения нового материала

Счет лет в истории. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие».

Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.



Решение познавательных и проблемных задач


Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.



8.

Контрольная работа № 1 по теме «Жизнь первобытных людей».

1


Контрольная работа

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности).

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале.

Контрольная работа

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать моде ли и схемы для решения задач. Делать умо заключения и выводы на основе аргументации.




Раздел II. Древний Восток.

19











9.

Государство на берегах Нила.

1

Урок изучения нового материала

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные со­оружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной.

Тест

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.



10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


Комбини-рованный урок

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд и жизнь земледельцев и ремесленников. Ремесла и обмен. Писцы и сбор налогов.

Понятия: налоги, писцы.

Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике.

Решение проблемных задач в тетради

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.



11.

Жизнь египетского вельможи.

1


Комбини-рованный урок

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможи во дворце фараона.

Понятия: вельможа.

Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации отношений и взаимодействий, в системе моральных норм.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.


Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.



12.

Военные походы фараонов.

1


Комбини-рованный урок

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы.

Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.



13.

Религия древних египтян.

1


Комбини-рованный урок

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница»; «саркофаг».

Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних егип­тян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.


Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.



14.

Искусство Древнего Египта.

1


Комбини-рованный урок

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Наход­ки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особеннос­ти изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный порт­рет», «роспись».

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Практическая работа

Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме совместно с родителями



15.

Письменность и знания древних египтян.

1


Комбини-рованный урок

Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, аст­рономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литерату­ры: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых».

Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.



16.

Древнее Двуречье.

1


Урок изучения нового материала

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использова­ние глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное па искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.



17.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


Комбини-рованный урок

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера­венстве людей перед законом.

Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син,Эа,Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. На­учные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы.

Решение проблемных задач в тетради.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.



18.

Финикийские мореплаватели.

1


Комбини-рованный урок

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская тор­говля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации.

Решение проблемных задач в тетради.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей.



19.

Библейские сказания.

1


Урок изучения нового материала

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемир­ном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами.

Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Со­ломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники.

Решение проблемных задач в тетради.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону.





Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах).

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

Определять причины падения Ассирийской державы.





20.

Древнееврейское царство.

1


Урок изучения нового материала

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемир­ном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами.

Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Со­ломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники.

Решение проблемных задач в тетради.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону.





Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах).

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

Определять причины падения Ассирийской державы.





21.

Ассирийская держава.

1


Комбини-рованный урок

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания.

Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение со­тен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидий ское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы.

Практическая работа

Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.


Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Определять причины падения Ассирийской державы.



22.

Персидская держава.

1


Комбини-рованный урок

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вави­лонии, Египта). Цари Кир, Дарий I. «Царская дорога», ее исполь­зование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные:», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава.

Тест

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Установить причины возникновения Персидской державы.



23.

Природа и люди Древней Индии.

1


Урок изучения нового материала

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гима­лайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме.

Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы.

«Лесенка вопросов»

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему (работа в группах).

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.



24.

Индийские касты.

1


Комбини-рованный урок

Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям.


Тест

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа.

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану.

Подготовить сообщение о жизни Будды.

Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.



25.

Древний Китай. Учение Конфуция.

1


Урок-лекция

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения).

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.


Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа.

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом.

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формировать особенности китайской религии.



26.

Первый властелин единого Китая.

1


Комбини-рованный урок

Китай при Цинь Шихуане. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана.

Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа.

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации.

Составлять кроссворды по тематике урока.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены.



27.

Контрольная работа № 2 по теме «Древний Восток».

1


Контрольная работа

Египет,

Вавилон, Финикия, Палестина, Персия, Индия, Китай в древности.


Применять полученные знания при выполнении заданий.

Контрольная работа

Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам.

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета.




Раздел III. Древняя Греция.

19











28.

Греки и критяне. Микены и Троя.

1


Урок изучения нового материала

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Крит­ского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Де­дал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры».

Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения.

Анализировать мифы, описывать облик города – крепости.

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий.


Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации.

Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

Показывать по карте местоположение Микен.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах).

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Называть отличительные признаки критской культуры.

Выделять различия между микенской и критской культурой.



29.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1


Комбини-рованный урок

Гомер и две его поэмы. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора.

Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Между Сциллой и Харибдой. Возвращение на Итаку.


Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.


Характеризовать образы основных героев «Илиады», «Одиссеи».

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера.



30.

Религия древних греков.

1


Комбини-рованный урок

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Тест

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах).

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.



31.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


Урок изучения нового материала

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные ус­ловия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта.

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах).

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом.



32.

Зарождение демократии в Афинах.

1


Комбини-рованный урок

Понятие «демос». Бедствен­ное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках.


Тест.

Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции.

Дать собственную оценку поступкам Солона.

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения.



33.

Древняя Спарта.

1


Комбини-рованный урок

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартан­цев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предво­дителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты.

Тест.

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию.

Показывать на карте расположение Спарты.

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты.



34.

Греческие колонии.

1


Комбини-рованный урок

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сира­кузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным на­селением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Осознавать принадлежность греков к единой культуре.

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты.

Составлять план «Причины переселения греков».

Объяснять причины и значение возникновения колоний.



35.

Олимпийские игры в древности.

1


Урок-путешествие (заочное)


Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.


Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого.

Тест.

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека.

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр.

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя.

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции.



36-37.

Греко-персидские войны.

2


Комбини-рованный урок

Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашес­твие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командова­нием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной ар­мии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям.

Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.

Описывать ход боевых действий между персами и греками.

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве.

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве.



38.

В гаванях афинского порта Пирей.

1


Урок изучения нового материала

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».

Устно описывать торговый порт Афин.

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа.

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.



39.

В городе богини Афины.

1


Комбини-рованный урок

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Осо­бенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов ра­боты Мирона и Поликлета.

Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Объяснять, за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие.

Описывать произведения древнегреческой архитектуры.

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей.



40.

В афинских школах и гимнасиях.

1


Комбини-рованный урок

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.

Тест

Описывать собственные представления о важности образования.

Описывать особенности древнегреческого воспитания.

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте.

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции.



41.

В афинском театре.

1


Комбини-рованный урок

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Рассказывать о роли театра в жизни древних греков.

Решение нестандартной задачи

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков.

Объяснять отличия трагедий и комедий.

Сравнивать современный театр и древнегреческий.

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра.



42.

Афинская демократия при Перикле.

1


Комбини-рованный урок

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение вы­борных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям.

Тест

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле.

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.



43.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


Урок изучения нового материала

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской куль­туры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Сократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра

Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Описывать значение потери Грецией независимости.

Показывать на карте места сражений.

Характеризовать македонское войско.

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.



44.

Поход Александра Македонского на Восток.

1


Комбини-рованный урок

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А. Македонского.

Тест

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского.



45.

В Александрии Египетской.

1


Комбини-рованный урок

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонс­кое, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торго­вый и культурный центр Восточного Средиземноморья.

Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям.

Решение познавательных и проблемных задач


Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока.

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней.

Составлять рассказ- описание города Александрия.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского.



46.

Контрольная работа № 3 по теме «Древняя Греция».

1


Контрольная работа

Древняя Греция.

Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру.

Контрольная работа

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.

Планирование последовательности действий.

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.




Раздел IV. Древний Рим.

19











47.

Древнейший Рим.

1


Урок изучения нового материала

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Решение нестандартной задачи

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Планирование последовательности действий.

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками.

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия.



48.

Завоевание Римом Италии.

1


Комбини-рованный урок

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией, Вой­на с Пирром.

Читать историческую карту,

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

Решение познавательных и проблемных задач.


Формирование мотивации к обучению и познанию.

Планирование последовательности действий.

Организация и планирование работы в группе.

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.



49.

Устройство Римской республики.

1


Комбини-рованный урок

Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».


Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Тест

Формирование активной позиции в учебной деятельности.

Организация самоконтроля и самооценивания.

Овладение средствами решения коммуникативных задач.

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.



50.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1


Урок изучения нового материала

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории.

Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям.

Решение нестандартной задачи

Характеризовать цели и поступки Ганибала.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Анализировать ответы одноклассников.

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.



51.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1


Комбини-рованный урок

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям.

Решение нестандартной задачи

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.



Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.



52.

Рабство в Древнем Риме.

1


Комбини-рованный урок

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.

Тест

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале.

Составление плана и последовательности действий.

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах.

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника.



53.

Земельный закон братьев Гракхов.

1


Урок изучения нового материала

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям.


Схема-блок по теме

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп.



54.

Восстание Спартака.

1


Комбини-рованный урок

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака.

Тест

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака.

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака».

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения.



55.

Единовластие Цезаря.

1


Комбини-рованный урок

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря.

Решение познавательных и проблемных задач


Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря.

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Умение работать в группе.

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.



56.

Установление империи.

1


Комбини-рованный урок

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям.

Решение познавательных и проблемных задач


Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Организация и планирование работы в группе.

Формирование умений работать с исторической картой.



57.

Соседи Римской империи.

1


Урок изучения нового материала

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов,

Решение познавательных и проблемных задач


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам.


Умение составлять простой план.

Обмениваться в группе результатами поиска.

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации.



58.

В Риме при императоре Нероне.

1


Комбини-рованный урок

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет.

Маршрутный лист

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

Планирование и организация деятельности.

Планирование учебных действий.

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону.



59.

Первые христиане и их учение.

1


Комбини-рованный урок

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме.

Маршрутный лист

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами.



60.

Расцвет Римской империи во II веке н. э.

1


Комбини-рованный урок

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий.

Маршрутный лист

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера



61.

«Вечный город» и его жители.

1


Комбини-рованный урок

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологи ческих раскопок Помпеи для исторической науки..

Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал.

Тест

Развитие эстетического сознания.

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Анализировать ответы одноклассников.

Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме.



62.

Римская империя при Константине.

1


Урок изучения нового материала

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Умение выражать и отстаивать свою позицию.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.



63.

Взятие Рима варварами.

1


Комбини-рованный урок

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи.

Монолог, решение исторической задачи «Исправь ошибки».

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Организация самоконтроля и самооценивания.

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем.



64.

Контрольная работа № 4 по теме «Древний Рим».

1


Контрольная работа

Древний Рим.

Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории.

Контрольная работа

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения.

Планирование учебных действий.

Рефлексия способов и условий действия.




Семь чудес света.

1











65.

Семь чудес света.

1

Урок-экскурсия

Пирамиды. Висячие сады Вавилона. Храм Артемиды Эфесской. Статуя Зевса Олимпийского. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Уметь:

- работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее;

- выступать с сообщением.

Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде хронологической таблицы и презентаций.


Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения.

Планирование учебных действий.

Рефлексия способов и условий действия.




Итоговое повторение

3











66-68.

Итоговое повторение по курсу «История древнего мира».

3


Уроки обобщения и контроля

Вклад народов древности в мировую культуру.

Иметь целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории.

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Тест

Маршрутный лист

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения.

Планирование учебных действий.

Рефлексия способов и условий действия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!