3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их вырази-тельные возможности | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая | Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий | Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | Игра-упражнение «Живая клякса» |
4 | Выразительные возможности аппликации | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра | Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению | Уметь: - сравнивать различные виды изобразит. искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество); - использовать художеств. материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. Творческий | | Ф. И. Тютчев «Листья» |
5 | Выразительные возможности графических материалов | | Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз | Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь: - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись); - применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению). Продуктивный | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства | М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег» |
6 | Вырази-тельность материа-лов для работы в объеме | | Репродуктивная, игровая | Беседа, демонстрация, игра | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий | Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения | В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка» |
7 | Вырази-тельные возможности бумаги | | Репродуктивная | Беседа, демонстрация технологические карты, макеты | Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий | Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий | Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование) | Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы) | | Репродуктивная, частично-поисковая | Беседа, демонстрац. | Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги | Уметь: - применять основные средства художественной выразительно сти в творческих работах, навы ки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности; - выполнять живописные упражнения. Творческий | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | С. Баруздин «Салют» |
Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. |
9 | Изображе-ние и реальность | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Беседа, упражнения, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение животных или зверей | Уметь: - использовать художествен. материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти в живописи (по памяти). Продуктивный | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | В. Бианки. Рассказы о животных; загадки |
10 | Изображе-ние и фантазия | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Беседа, демонстрация, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти в рисунке (по воображению). Продуктивный | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Творческий | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке | Мифы, сказки, былины |
11 | Украше-ние и реальность | | Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная | Беседа, демонстрация, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев | Уметь: - применять средство художест венной выразительности (линия) в рисунке (по памяти); - понимать «язык» украшений. Творческий | Умение строить композиции, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий | Умение участвовать в диалоге | |
12 | Украше-ние и фантазия | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий | Умение участвовать в диалоге | Игра-упражнение «Крестики-нолики» |
13 | Постройка и реальность | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, рассказ, демонстрация | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
14 | Постройка и фантазия | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, демонстрация, макеты | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. |
15 -16 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; - применять основные средства художественной выразительно сти в декоративных и конструк тивных работах. Продуктивный | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Творческий | Умение вступать в общение друг с другом | Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» |
Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. |
17 | Выраже-ние характера изобража-емых животных | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая | Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра | Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти живописи (по воображению) Продуктивный | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения» |
18 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, наглядные материалы, демонстрация | Индивидуальная, изображение доброго и злого воина | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи; - узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин |
19 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, мелки); - применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи; - узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» |
20 | Образ человека и его характер, выражен-ный в объеме | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация | Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий | Умение участвовать в диалоге | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» |
21 | Изображе-ние природы в разных состояниях | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать и применять теплые и холодные цвета, - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы |
22 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения | | Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, наглядные пособия | Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в декоративных работах. Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский | Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин |
23 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов» | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия | Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | Уметь - различать и применять теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный | Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации |
24 | Образ здания и его назначение | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты | Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
25 - 26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | | Игровая | Ролевая игра «Мы художники и зрители» | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский | | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге | |
Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию | Индивидуальная, изображение угасающего костра | Уметь: - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Репродуктивный | | Умение участвовать в диалоге | Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии |
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению | Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы | Уметь: - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразитель-сти в живописи (по воображению). Творческий | Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева» |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, изображение весенних ручьев | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | Умение участвовать в диалоге | М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия» |
30 | Линия как средство выражения: характер линий | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Беседа, наглядные пособия | Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти (линия) в живописи. Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Японские трехстишия (хокку) |
31 | Ритм пятен как средство выражения | | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, поисковая | Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия | Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти (пятно) в творческой работе Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | | Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией |
32 | Пропорции выражают характер | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах. Продуктивный | Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Пособия по бумагопла- стике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства вырази-тельности | | Продуктивная | Беседа, наглядные пособия | Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц» | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительно сти в творческой работе. Творческий | Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий | Умение участвовать в диалоге | |
34 | Обобща-ющий урок года | | Игровая | Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители» | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий | Умение анализировать результаты сравнения. Исследовательский | Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству | |