№ п/п | Разделы программы | Кол. часов | Исторические понятия, словарь | Ожидаемые результаты |
1 | Древняя Русь | 18 | | |
Происхождение славян | 1 | Славяне, славянские народы, Хазарский каганат, варяги, норманны, Византия, Константинополь, меновая торговля, купец, земледелие, скотоводство, рыболовство, община, соседская община, племя, род, племенные союзы, языческие боги и союзы | Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов. Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной. Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп. Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя |
Славяне и соседние народы | 1 |
Облик славян и черты их характера | 1 |
Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 2 |
Культура и верования восточных славян | 2 |
Создание Древнерусского государства | 3 | Государство, княжеский род Рюриковичей, бояре, холопы, дружина, полюдье | Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь |
Крещение Руси, истоки христианской веры | 2 | Крещение, христианство, священник, Корсунь (Херсонес) | Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости. Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси. Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства. Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха. Называть сословия людей по описанию рода их занятий. Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в. Знать дату основания Москвы |
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром | 2 | Названия древнерусских городов, свод законов, казна, название государств Европы: Франция, Норвегия, Германия |
Феодальная раздробленность Руси (XI–XV вв.) | 4 | Мономах, венчание на царство, царь, Новгородская республика, вече, вотчины, посадник, Москва, иконописец, благословение |
| Повторение | 1 | | |
2 | Русь в борьбе с завоевателями | 7 | | Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве. Уметь соотносить даты с историческими событиями. Знать причины покорения Руси Золотой Ордой. Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов Знать границы княжеств Северо-Восточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать на контурной карте. Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества. Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало ее распаду. Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой. Уметь описывать события на Куликовом поле |
Образование монгольского государства | 3 | Монголы-завоеватели, Чингисхан, тяжелая конница, река Калка, хан Батый, «злой город» Козельск, новгородский князь Александр Невский, Золотая Орда, ярлыки |
Объединение русских земель против Золотой Орды | 4 | Княжества Северо-Восточной Руси, ярлык на княжество, Сергей Радонежский, Мамай, ратники, Дмитрий Донской, Куликовская битва, «признательное потомство», культурные памятники (иконопись, рукописные книги, архитектура, др.) |
3 | Единое Московское государство | 9 | | Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью. Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера. Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного. Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии) Знать причины возникновения смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени. Знать даты исторических событий. Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями. Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам |
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный | 3 | Подъем хозяйства, ремесленники, промыслы, Земский собор, реформы Избранной рады, Судебник, Казанское ханство, ливонские рыцари, опричнина, Сибирское ханство |
Смутное время. Воцарение династии Романовых | 3 | Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение, воцарение династии, Соборное уложение, крепостное право, барщина, раскол, старообрядцы |
Культура в Российском государстве XVI–XVII вв. | 2 | Типография, печатный станок, Иван Федоров, Успенский, Архангельский соборы, центры ремесел |
| Повторение | 1 | | |
Итого: | 34 | | |