№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Исторические понятия, словарь | Ожидаемые результаты |
1 | Российское государство в конце XVII – начале XVIII в. | 10 | – | Уметь показывать на карте территорию и границы России в XVII (17) в. Понимать значения слов, обозначающих сословия российского общества в XVII (17) в. Уметь объяснять причины возникновения разных сословий в России: дворян, бояр, купцов и др. Уметь объяснять причины войн России с Польшей, Швецией, стремления Украины к союзу с Россией. Знать дату рождения Петра I, уметь описывать занятия и интересы, приводить примеры деятельности Петра I по созданию армии, флота, по укреплению России, её влияния на другие страны Европы |
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. | 1 | Уезд, волости, стан, мануфактуры, повинность, бояре, дворяне, служивые люди, вольные люди, стрельцы, купцы |
Отношения России с другими странами | 1 |
Детство и юность Петра I | 1 | Потешные войска, гвардейские полки, манёвры, двоецарствие, тяжбы, заговор, стрелецкий бунт, Великое посольство, Азовские походы, Северная война, Санкт-Петербург, Сенат, сенаторы, коллеги, табель о рангах, новое летоисчисление |
Правление Софьи | 1 |
Воцарение Петра I | 1 |
Великое посольство | 1 |
Бунт стрельцов | 1 |
Северная война. Основание Петербурга | 1 |
Разгром шведов под Полтавой | 1 |
Заслуги Петра Великого в истории России | 1 |
2 | Российская империя после Петра I (1725–1801) | 6 | – | Уметь обозначать на ленте времени границы XVII и XVIII в., устанавливать век по датам. Знать преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после смерти Петра I. Уметь рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в период дворцовых переворотов. Уметь отмечать положительные изменения в государстве в период правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого периода от периода правления её предшественников. Знать имена и заслуги великих деятелей России середины XVII в.: Ломоносова, Шувалова, Суворова, Румянцева и др. Уметь работать с картой и лентой времени в соответствии с заданиями в учебнике. Уметь составлять характеристики исторических личностей: Екатерины II, Потёмкина, Суворова, Румянцева и др. Знать причины и итоги Русско-турецкой войны: взятие Измаила, освобождение Крыма от власти Турции; освоение южных земель, строительство новых городов и др. Уметь объяснять причины казацко-крестьянских восстаний в период правления Екатерины Великой. Знать и уметь обобщать итоги деятельности Екатерины II в расширении территории России, укрепление её авторитета в международных отношениях. Знать о достижениях науки, образования, культуры, жизни населения России в XVIII в. Уметь самостоятельно читать и пересказывать учебные тексты. Уметь описывать исторические события с опорой на картины, иллюстрации, другие источники |
Екатерина I и Пётр II | 1 | Верховный тайный совет, духовные и гражданские чины, Доимочный приказ, «бироновщина» |
Анна Иоанновна и Иван VI | 1 |
Царствование Елизаветы Петровны и Петра III | 2 | Царедворец, императрица, Московский университет, Академия художеств, Эрмитаж, Казанский собор |
Россия в эпоху Екатерины Великой | 2 | Монастырские крестьяне, жалованье, Таврида, Новороссия, янычары, мещане, гильдии, Смольный институт, капиталистые крестьяне |
3 | Российская империя в первой половине XIX (19) в. | 11 | – | Знать и уметь объяснять значения новых слов и понятий. Уметь работать с картой, находить и называть места морских и сухопутных сражений русских войск. Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни придворного общества, а также его попыток облегчить жизнь крестьянского сословия. Уметь оценивать мужество и героизм русской армии и её полководцев в зарубежных военных кампаниях. Уметь устанавливать родственные связи между Екатериной II, Павлом I, Александром I, объяснять причины разногласий между членами императорской семьи |
Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в. | 1 | Республика, Наполеон Бонапарт, Конституция, революция, революционеры |
Павел I и его внутренняя политика | 1 | «Прусские порядки» |
Участие России в антифранцузских коалициях Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова | 1 | Средиземное море, Адриатическое море, остров Корфу, Неаполь, Рим. Швейцария, Альпы, генералиссимус, Александро-Невская лавра, полководческий орден |
| Император Александр I и его реформы | 1 | «Негласный комитет», реформы, «аракчеевщина», военные поселения, палочная дисциплина | Уметь объяснять истоки возникновения прогрессивных идей о реформах в России у членов «негласного комитета». Уметь сравнивать и делать выводы, касательно противоречивой политики Александра I: с одной стороны – демократические реформы, с другой – «аракчеевщина» Уметь самостоятельно применять карты, схемы, иллюстрации при описании сражений русской армии с армией Наполеона. Уметь передавать в суждениях, объяснениях, рассказах личностное отношение к героям 1812 г. Знать особенности личности Николая I, уметь описывать условия его семейного воспитания. Знать и уметь объяснять причины возникновения восстания декабристов и их требований к Сенату и императору. Знать итоги восстания, его влияние на сознание дворянского общества в период правления Николая I. Уметь обобщать позитивные и негативные явления в реформах и действиях Николая I в управлении государством. Уметь работать с картой, передавать в описаниях традиции и обычаи горцев, устанавливать исторические связи России с Кавказом, её геополитические интересы и причины войн с горцами. Знать имена исторических деятелей, писателей, поэтов участников войн на Кавказе в XIX (19) в. Знать о причинах и формах участия России в подавлениях революционных движений в Европе. Знать о геополитических притязаниях Турции и её действиях за влияние в Крыму, на Кавказе, на Чёрном море. Уметь объяснять причины интереса России к Балканам, Чёрному морю, Палестине, а также причины конфликта между Россией и другими странами. Знать причины, ход, участников Крымской войны. Уметь показывать на карте, схемах места морских сражений и обороны Севастополя. Знать имена героев российских полководцев – участников Крымской войны. Уметь объяснять итоги войны за Крым |
Вторжение Наполеона в Россию Отечественная война 1812 г. | 1 | «Властелин мира», маршалы, дивизия Пехота, кавалерия, артиллерия, флеши, резерв, трофейные знамёна, партизаны |
Заграничные походы русской армии | 1 | Битва народов, остров Эльба, остров св. Елены |
Россия после войны с Наполеоном | 1 | Тайные организации, военный переворот |
| Император Николай I. Восстание декабристов и реформы Николая I | 1 | Технологический институт, присяга Манифест, мятежники, Сенатская площадь, декабристы, «Свод законов Российской империи», казнокрадство |
Войны России на Кавказе | 1 | Народы Кавказа, власть «белого царя», газават, религиозные деятели, имамат |
Отношения России с другими странами в период правления Николая I | 1 | «Жандарм Европы», Босфор и Дарданеллы, Палестина, христианские святыни |
Крымская война. Оборона Севастополя | 1 | Эскадра, сухопутная оборона, Малахов курган, минная война, понтонный мост |
4 | Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) в. | 6 | – | Уметь обозначать на ленте времени: конец XIX – начало XX в., конец правления Николая I, начало правления Александра II, другие исторические события этого времени. Уметь связно рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II. Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного права, влияние этого события на социальное и общественное устройство России в XIX в. Понимать значение дипломатической службы на примере возвращения России на Чёрное море, договоров с Бухарой, Хивинским ханством и др. Знать историю помощи России балканским народам в избавлении от турецкого ига в XIX Уметь объяснять причины возникновения тайных революционных организаций в России Уметь объяснять причины ужесточения законов по сохранению незыблемости самодержавия в период правления Александра III. Знать об основных направлениях деятельности правительства и императора по экономическому развитию России в 80-ые годы XIX в. Уметь использовать источники литературы и искусства в описании жизни и быта городского и сельского населения России (Некрасов, Короленко, Чехов, Горький, Богданов-Бельский, Репин и др.) Знать наиболее острые проблемы Русского государства в конце XIX – начале XX в. Знать причины и итоги войны с Японией, их влияние на настроение российского общества. Знать причины усиления рабочего движения в России, его социальную динамику в борьбе за права. Уметь давать характеристику личности Николая II и его окружению в условиях роста социальных противоречий в стране. Знать причины, ход и итоги Февральской революции 1917 г. Знать примеры достижений российской науки, культуры, искусства в начале XX в. Знать имена выдающихся ученых, писателей, художников, артистов начала XX в. |
Царь-освободитель Александр II Отмена крепостного права и реформы Александра II | 1 | Кадетский корпус, Георгиевский крест, отмена крепостного права. Личная и гражданская свобода, сельский сход, временные обязательства, уставная грамота, рекрутские наборы |
Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. | 1 | «Союз трех императоров», колонии, балканские народы |
Революционные организации в России конца XIX (19) в. | 1 | «Народная воля», народники, террор |
Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами | 1 | Незыблемость самодержавия, православные устои, «кухаркины дети», рабочая стачка |
Последний российский император – Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905–1907 гг. | 1 | Коронация, забастовки, «зубатовские кружки», Порт-Артур, броненосцы, крейсер «Варяг», марксизм, революционные кружки, социал-демократы, Государственная Дума, национальные окраины, Столыпинская реформа, союзники, отречение |
Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николая II от престола | 1 |
Итого: | 34 | – | – |