Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 п. Михайловка
Черемховского района
Принято решением Педагогического совета МКОУ СОШ №3п. Михайловка Протокол №__________ От «___» _____________2020г. | | Введено в действие приказом Директора МКОУ СОШ №3п.Михайловка №______ от «__» ______________2020 ________________Е.П.Алферова |
Рабочая программа
по курсу Психологии социальной и межкультурной компетенции
«Слагаемое выбора»
11-й класс
Программа разработана на основании
программы «Слагаемое выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» автор профессор С.Н. Чистякова . Журнал «Профильная школа»№11 2010год
Составитель: Гайдарёва Татьяна Александровна
Педагог- психолог
высшая квалификационная категория
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Основная задача на старшем уровне обучения состоит в том, чтобы помочь выпускникам в выборе, дальнейшего образовательного маршрута. Одна из основных задач обучения в школе это подготовить выпускников к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь одинадцатиклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями и возможностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Однако, по данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи с этим предлагаемое методическое пособие является сегодня актуальным и востребованным, поскольку направлено на решение большинства перечисленных проблем. В основу методического пособия легла программа элективного курса по психологии «Как стать успешным».
Цель курса – повышение у учащихся 11 - х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Задачи:
Повышение информационной готовности к зрелому выбору: информирование учащихся и родителей о современных потребностях рынка труда (современные профессии, структура рынка труда, квалификационные требования к специалистам, условия работы и т.д.) и образовательном пространстве города (количество и наименование учебных заведений и факультетов, перечень специальностей, условия обучения, количество учебных мест, возможности обучения и трудоустройства).
Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Факультативный курс рассчитан на 16 часа и предназначен для учащихся 9-11ых классов. Курс состоит из трех блоков:
Информационный блок (3 часа).
Диагностический блок (7 часов). Практический блок ( 6 часов).
В основе факультативного курса «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» лежит программа Л.П. Сверч «Как стать успешным», А.П. Чернявской «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Кроме этого при разработке курса использованы программа Г.В. Резапкиной «Секреты выбора профессии» и учебное пособие М.С. Гуткина, П.С. Лернера, Г.Ф. Михальченко и др. «Твоя профессиональная карьера».
Факультативный курс рассматривает понятие «выбор» с двух сторон: выбор профессионального и личностного жизненного пути. Если человек правильно выберет будущую сферу профессиональной деятельности, то он будет успешен как личность, и наоборот, если человек успешен в личностном плане, то он сумеет сделать адекватный профессиональный выбор. Таким образом, курс «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» направлен на решение сразу двух важнейших задач старшего подросткового возраста – личностного и профессионального самоопределения. А для этого необходимо дать учащимся максимум информации и научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.
Осуществление контроля в рамках реализации факультативного курса ожидается через ряд мероприятий:
Самостоятельные работы. Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, презентации, творческие проекты и т.д.) Оценивание проводится по 5-ти бальной системе. В конце курса выставляется зачет/не зачет.
Учебно-методический комплекс:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003, 272 с.
Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. –М.: Просвещение, 1994
Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева. –И.: ИГПИ, 199
Профильное обучение в условиях модернизации. –М., 2004. –358 с.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.
Пьянкова Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. –М.: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.
Рай Лесли. Развитие навыков эффективного общения. –СПб.: Питер, 2002, 288 с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. –М.: Генезис, 2002.
Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. –М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.:ВЛАДОС, 2001.
Я, ты, мы в зеркале познания (сборник методик) /Сост. С.Ф. Спичак. –М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «НПО «МОДЭК», 1995
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ПСИХОЛОГИЯ" ДЛЯ КЛАССА 11А | | | |
| | | | | | |
№ п/п | Тема урока | Содержание | Домашнее задание | Количество часов | Даты |
Плановая дата | Фактическая дата |
1 | Профессиональный выбор: секреты выбора профессии | Сформировать у учащихся заинтересованность к выбору профессии и дальнейшему проф обучения. Формула успеха: хочу – могу – надо | Профессии "Ручного труда" | 1 | 02.09.2020 | 08.09.2020 |
2 | Профессиограмма и анализ профессий. | Сформировать у учащихся Личную заинтересованность В получении проф. обучения. Сформировать у учащихся индивидуальность при выборе профессии. Разработать профессиограмму и формулу интересующей профессии. | Изучить профессиограмму и формулу интересующей профессии. | 1 | 08.09.2020 | 15.09.2020 |
3 | Человек а рынке труда | Сформировать навыки работы с периодическими изданиями (газеты, журналы), которые отображают востребованность профессий на рынке труда, в зависимости от твоего образования. 1. Научить составлять резюме и заявления. 2. Какое образование востребовано 3. Правильно оценивать свои профессиональные возможности | Посмотреть материал по ссылке https://www.rabotka.ru/infoworker/021.php Изучит професиию "Коприрайер" | 1 | 15.09.2020 | 22.09.2020 |
4 | Эмоционально-личностная сфера. | Изучение эмоционально – личностной сферы 1. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» 2. Методика «Опросник Айзенка» 3. Методика «Шесть рек» Соломин | Изучить полученный материал, проанализировать и сопоставить с профессиограммой своей дудущей профессией | 2 | 22.09.2020 | 29.09.2020 |
29.09.2020 | 06.10.2020 |
5 | Профессиональные интересы, способности и склонности. | Выявить интересы и склонности учащихся 1. Методика на определение ведущей модальности 2. Методика «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А. Климов 3. Методика «Краткий отборочный тест» Бузин. | соотнести полученные материалы с профессиограммой своей професии. Заполнить дневник своей професии | 3 | 06.10.2020 | 13.10.2020 |
13.10.2020 | 20.10.2020 |
20.10.2020 | 27.10.2020 |
6 | Планирование профессионального пути. | научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и профессионального пути 1. Упражнение «Мои цели» 2. Упражнение «Лестница» 3. Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь» 4. Упражнение «Спящий город» | Собрать, обработать и представить информацию о современном рынке высших учебных заведений г. Иркутска: | 2 | 27.10.2020 | 03.11.2020 |
10.11.2020 | 10.11.2020 |
7 | Работа с результатами диагностики.. | научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные Работа с Картой диагностики. Выстраивание профессионально-личностного профиля. | Корректировка личностного профиля | 2 | 17.11.2020 | 17.11.2020 |
24.11.2020 | 24.11.2020 |
8 | Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики. | Научить учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии 1. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» 2. Деловая игра «Торг» 3. Упражнение «Окно Иогари» 4. Упражнение «Торг» 5. Упражнение «Объявление в газету» 6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» | Написание резюме | 2 | 01.12.2020 | 01.12.2020 |
08.12.2020 | 08.12.2020 |
9 | Совместная выработка алгоритма принятия решения. | стимулировать у обучающихся личную ответственность за использование результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего 1. Упражнение «Строительство своей жизни» 2. Упражнение «Дорога в горы» 3. Упражнение «Плюс, минус, интересно» 4. Упражнение «Рисунок «Дорога в жиз | Разработать и защитить перспективный план профессионально-личностного развития на 5 лет. | 2 | 15.12.2020 | 15.12.2020 |
22.12.2020 | 22.12.2020 |
10 | Зачетная работа по пройденному курсу | Подведение итогов По пройденному материалу 1. Написать эссе на тему «Я через 10 лет» 2. Написать вывод о соответствии результатов диагностики с профессиональным выбором. | | 1 | 29.12.2020 | 29.12.2020 |