СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Литературное чтение. 1 класс. УМК Перспектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального образования и требований к результатам начального образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программа курса «литературное чтение» УМК «Перспектива» под  редакцией  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. «Просвещение»

Просмотр содержимого документа
«КТП Литературное чтение. 1 класс. УМК Перспектива»

















Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального образования и требований к результатам начального образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программа курса «литературное чтение» УМК «Перспектива» под редакцией Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. «Просвещение», 2015 год.

Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, . - М.: Просвещение 2018.



Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

• мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

• эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

• эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

• первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

• освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

• чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям;

• способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать эмоции посредством чтения;

• оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;

• стремиться к успешной учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

• понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

• составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя);

• составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);

• оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель и смысл выполняемых заданий;

• самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

• самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

• работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

• читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

• определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

• представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей;

• использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

• сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

• слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

• принимать участие в обсуждении прочитанного;

• принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

• работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся получат возможность научиться:

• задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

• участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

• читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

• читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;

• самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

• находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);

• участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы

учителя;

• пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);

• представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема).

Учащиеся получат возможность научиться:

• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

• самостоятельно определять главную мысль произведения;

• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

• пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Содержание курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего.

Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. 

  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»  ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.














Тематическое планирование


темы

Тема

Кол-во часов

Проверочные работы

***

Азбука

92


1

I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап)

20


2

II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап)

56


3

III. Про всё на свете (послебукварный этап)

16


***

Литературное чтение и развитие речи

40


1

Вводный урок

Книги - мои друзья

1+3


2

Радуга-дуга

4


3

Здравствуй, сказка!

5


4

Люблю все живое

6


5

Хорошие соседи, счастливые друзья.

7


6

Хорошие соседи, счастливые друзья.

7


7

Край родной, навек любимый

9


8

Сто фантазий

4

Проверочная работа


Итого

132

1




Календарно -тематическое планирование по литературному чтению

4 часа в неделю, 132 урока в год

Дата

Тема

Кол-во

часов

Прим.

План.

Факт.

***

***

***

1 четверть

36


***

***

***

I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап)

20


1



«Давайте знакомиться» Мир общения.

1


2



Мы теперь ученики.

1


3



Произведения К.И.Чуковского. Книжки мои друзья

1


4



Слово в общении. Культура общения.

1


5



Слова и жесты в общении.

1


6



Общение без слов. Жест и его значение. Авторские сказки.

1


7



Как понять животных?

1


8



Разговаривают ли предметы?

1


9



Слова и предметы.

1


10



Рисунки и предметы в общении. Произведения Н.Носова.

1


11



Знаки охраны в природе

1


12



Дорожные знаки .Удивительная встреча.

1


13



Загадочное письмо. Письмо в рисунках.

1


14



Мир полный звуков.

1


15



Книги Б. Заходера. Звуки гласные и согласные.

1


16



Твердые и мягкие согласные.

1


17



Звучание слова и его значение.

1


18



Слог. Деление слов на слоги.

1


19



Ударение в слове . А.С.Пушкин .

1


20



Слово, предложение, речь.

1


***

****

***

II. Страна АБВГдейка (букварный (основной) этап)

56


21



«Страна АБВГДейка». Гласные звуки [а] и [о], буквы Оо.

1


22



Гласный звук [у], буква Уу.

1


23



Гласный звук [и], буква Ии. К.И.Чуковский «Путаница» .

1


24



Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [э], буква Ээ.

1


25



Узелки на память.

1


26



Согласные звуки [м] — [м`], буква Мм. Стихи А. Барто.

1


27



Согласные звуки [с] — [с`], буква С..

1


28



Согласные звуки [н] — [н`] и [л] — [л`], буквы Н и Л .

1


29



Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1


30



Согласные звуки [т] —[т`], буква Тт.

1


31



Буква Тт. Произведения о животных.

1


32



Согласные звуки [к]—[к`], буква Кк.

1


33



Ударение. Чтение целыми словами.

1


34



Узелки на память. Потешки.

1


35



Согласные звуки [р] — [р`], буква Рр.

1


36



Согласные звуки [в], [в`], буква Вв.

1


***

***

***

2 четверть

28


37



Согласные звуки [п] — [п`], буква Пп.

1


38



Согласные звуки [п] — [п`], буква Пп.

1


39



Согласные звуки [г] — [г`], буква Гг. Скороговорки.

1


40



Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1


41



Буква Ее в начале слова и после гласных.

1


42



Буква Ёё в начале слова и после гласных.

1


43



Буквы Ее, Ёё после согласных.

1


44



Буквы Ее, Ёё после согласных

Загадки .

1


45



Узелки на память.

1


46



Согласные звуки [б]—[б`], буква Бб. (Часть 2 )

1


47



Согласные звуки [б]—[б`] и [п] — [п`]А.Толстой. «Буратино».

1


48



Согласные звуки [з]-[з`], буква Зз.

1


49



Согласные звуки [з]—[з`] и [с] — [с`].

1


50



Закрепление. Русские народные сказки.

1


51



Согласный звук [д]—[д`], буква Дд.

1


52



Согласные звуки [д]—[д`] и [т] — [т`].

1


53



Твёрдый согласный звук [ж], буква Жж. Сочетание жи.

1


54



Мои первые книжки. Сказки о дружбе.

1


55



Игра в слова. Повторение изученных букв.

1


56



Узелки на память.

1


57



Буква Я в начале слова и после гласных .

1


58



Буква Я после согласных. Произведения Л.Толстого.

1


59



Игра в слова.

1


60



Чтение познательного текста.



61



Согласный глухой звук [х] — [х`], буква Хх.

1


62



Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1


63



Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1


64



Мягкий согласный звук [й], буква Йй. К.Чуковский «Мойдодыр».

1


***

***

***

3 четверть

36


65



Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1


66



Буква Ю в начале слова и после гласных.

1


67



Узелки на память. Устное народное творчество.

1


68



Твёрдый согласный звук [ш], буква Шш.

1


69



Мягкий согласный глухой звук [ч`], буква Чч .

1


70



Мягкий согласный глухой звук [щ`], буква Щщ.

1


71



Стихи С.Михалкова. Повторение изученных букв.

1


72



Твёрдый согласный звук [ц], буква Цц.

1


73



Согласные звук [ф]-[ф`], буква Фф.

1


74



Сравнение звуков [в] — [ф]. Сказки В. Сутеева.

1


75



Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1


76



Повторение и обобщение по всем изученным буквам.

1


***

***

***

III. Про всё на свете (послебукварный этап)

16


77



Старинные азбуки и буквари.

1


78



Слово, его значение. Про всё на свете.

1


79



С чего начинается общение? Произведения Л.Толстого и К.Ушинского.

1


80



Умеет ли разговаривать природа?

1


81



Что, где, когда и почему?

1


82



Удивительное рядом.

1


83



Чтобы представить слово. Стихи о природе .

1


84



Об одном и том же по-разному.

1


85



Книга природы. Произведения В.Бианки.

1


86



Сравни и подумай.

1


87



Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

1


88



Считалочки в стране Считалия.

1


89



Сказки. Присказки. Загадки .

1


90



Семейное чтение. Стихи о маме и бабушке.

1


91



Чтение текстов. Читалочка.

1


92



Чтение текстов. Читалочка.

1


***

***

***

Литературное чтение и развитие речи.

40


93



Вводный урок. Знакомство с новой книгой для чтения.

1


***

***

***

Книги - мои друзья

3


94



Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. С.Маршак. «Новому читателю».

1


95



С. Михалков «Как бы жили без книг?».

1


96



В. Осеева. Чтение по ролям. Наш театр.К.Чуковский.«Айболит» (театрализованный урок)

1


***

***

***

Радуга-дуга

4


97



Песни разных народов.

1


98



Загадки. Пословицы.

1


99



Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества (библиотечный урок).

1


100



Наш театр. Перчатки. Страна Литературия.

1


***

***

***

4 четверть

32


***

***

***

Здравствуй, сказка!

5


101



Узнай сказку.

1


102



Жили-были буквы. С. Маршак. «Курочка Ряба и десять утят».

1


103



Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

1


104



Л. Пантелеев «Две лягушки».

1


105



С. Михалков «Сами виноваты».

1


***

***

***

Люблю все живое

6


106



В. Лунин «Никого не обижай». Нравственный смысл произведений.

1


107



Прием звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова, В. Бианки.

1


108



Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова, С. Михалков, С. Маршак.

1


109



Мы идем в библиотеку. Л.Толстой. (библиотечный урок)

1


110



Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса».

1


111



Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1


***

***

***

Хорошие соседи, счастливые друзья.

7


112



С. Михалков «Песенка друзей». Рассказ, герои рассказа.

1


113



Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное».

1


114



Мы идем в библиотеку. Книги о детях. (библиотечный урок)

1


115



Самостоятельное чтение. Тема стихотворений.

1


116



Наш театр. Ю. Мориц «Это – да! Это - нет».

1


117



Семейное чтение. Нравственно-этический смысл произведений Л. Толстого.

1


118



Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1


***

***

***

Край родной, навек любимый

9


119



П. Воронько «Лучше нет родного края».

1


120



Стихотворения русских поэтов о природе.

1


121



Прием сравнения как средство создания образа.

1


122



Образ природы в литературной сказке.

1


123



Сравнение произведений на одну и ту же тему.

1


124



Мы идем в библиотеку. Книги о Родине (библиотечный урок).

1


125



Е. Пермяк «Первая рыбка».

1


126



Семейное чтение. Л. Толстой «Мальчик и отец».

1


127



Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1


***

***

***

Сто фантазий

4


128



Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова Я палочкой волшебной…

1


129



Р. Сеф. Совершенно непонятно. Проверочная работа

1


130



В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашёл в себе слова…

1


131



Г. Цыферов. Про меня и про цы- плёнка… Сочинение собственных текстов по аналогии с художественными произведениями

1


132



Урок повторения и обобщения

1


***

***

***

Итого

132







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!